Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:07, курсовая работа
Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются назначением судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, определяемой местом соответствующей прокуратуры в системе прокуратуры РФ, предметной и территориальной подследствен-ностью и подсудностью уголовных дел, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).Прокурор относится к стороне обвинения и наряду с другими участниками может осуществлять уголовное преследование, под которым понимается процессуальная деятельность стороны обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (пункт 55 статьи 5 УПК РФ).
Введение
Глава I. Процессуальный статус прокурора
1.1Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
1.2Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
Глава II. Участие прокурора в судебном следствии
2.Участие прокурора в судебном следствии
Глава III. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Заключение
Нормативно- правовые акты и специальная литература
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Процессуальный статус прокурора
1.1Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела………………………..5-7
1.2Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии…..7-17
Глава II. Участие прокурора в судебном следствии
2.Участие прокурора в судебном следствии……………………………….18-24
Глава III. Надзор прокурора за исполнением
законов органами дознания и предварительного
следствия……………………………………………25-
Заключение……………………………………………………
Нормативно- правовые акты и специальная литература…………………..37-38
Введение
Процессуальное положение
прокурора в уголовном
В соответствии с Федеральным
законом "О прокуратуре Российской
Федерации" прокурор осуществляет функции
уголовного преследования и решение
определенного круга задач
Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, определяемой местом соответствующей прокуратуры в системе прокуратуры РФ, предметной и территориальной подследствен-ностью и подсудностью уголовных дел, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).
В соответствии с пунктом 31 статьи 5 УПК РФ под прокурором следует понимать Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор относится к стороне обвинения и наряду с другими участниками может осуществлять уголовное преследование, под которым понимается процессуальная деятельность стороны обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (пункт 55 статьи 5 УПК РФ).
Закон определяет категории прокурорских работников, которые осуществляют уголовно-процессуальную деятельность (п. 31 ст. 5, ч. 6 ст. 37 УПК). К ним относятся: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре РФ.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что организационную основу участия прокурора в уголовном процессе закрепляют два нормативных акта: УПК РФ и Закон «О прокуратуре», поэтому необходимо рассмотреть правовой статус указанной процессуальной фигуры как через призму УПК, так и названного закона.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи в участием прокурора в уголовном процессе.
Предметом исследования выступают такие вопросы, как полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса, полномочия прокурора в ходе судебного производства, прокурор в уголовном надзорном процессе.
Целью исследования является изучение правового статуса, функций и деятельности прокурора как одного из ключевых участников уголовного процесса.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие
прокурора как участника
2. Определить функции
прокурора в сфере
3. Рассмотреть порядок участия прокурора на судебном заседании.
4. Определить основания и порядок отказа прокурора от обвинения.
5. Рассмотреть порядок
участия прокурора в
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие
Теоретическую основу исследования составили статьи, работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Источниками информации при написании данной работы послужили учебная литература таких авторов, как Айвар Л.К., Ахтырская Н.Н., Божьев М.И., Коробейников Б.В., Поляков М.П., Смирнов А.В., Чернов Р.П. и другие ,а также судебная практика и действующее законодательство.
Нормативной основой стали такие законодательные акты, как Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ( с внесенными изменениями от 01.03.2012 N 18 – ФЗ) , Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»( с внесенными изменениями от от 28.12.2010 N 404-ФЗ) .
Глава I . Процессуальный статус прокурора
1.1 Прокурор
в стадии возбуждения
В настоящее время возбуждение уголовного дела - это первоначальная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой происходит получение, регистрация, проверка сообщения о преступлении, а в зависимости от результатов проверки содержания решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
В соответствии с положениями действующего уголовно - процессуального законодательства и теории российского уголовного процесса стадия возбуждения уголовного дела охватывает деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора с момента поступления сообщения о преступлении до вынесения процессуального решения о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела.
Прокурор, как и другие субъекты уголовно - процессуальной деятельности, обязан принять, проверить поступившее к нему сообщение о любом готовящемся либо совершённом преступлении и в установленный законом срок решить вопрос о возбуждении, отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения - по подсудности.
Особенности процессуального статуса прокурора, определяющие его самостоятельную и весьма значимую роль в стадии возбуждения уголовного дела, как и во всём досудебном производстве, заключается в наделении его полномочиями всех других участников. Это полномочия по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.
Прокурорский надзор является важной гарантией обеспечения законности и прав граждан при принятии, проверке, разрешении сообщений о преступлениях. В его задачи входит предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка этой деятельности со стороны органов дознания, дознавателей, следователей, принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению нарушенных в результате несоблюдения данного порядка прав физических и юридических лиц1.
Вся надзорная деятельность прокурора ограничена рамками закона. С одной стороны, это номы закона, за исполнением которых осуществляется надзор, с другой, нормы, регламентирующие полномочия прокурора при осуществлении надзора.
Исходя из важности факта
своевременности и полноты
В работах по прокурорскому надзору и уголовному процессу, как правило, надзорная деятельность прокурора связывается только с обеспечением средствами прокурорского надзора требований закона2.
Именно так решает этот вопрос Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации», в ст. 1 которого сказано: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов».
Прокурорами ежегодно выявляется и устраняется значительное число нарушений закона, допускаемых органами дознания следователями в ходе этой деятельности, путём отмены незаконно принятых решений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел, внесения представлений об устранении нарушений закона и обстоятельств, которые им способствуют, использование других мер прокурорского реагирования.
Это касается, в частности, предоставление прокурору права поручать органу дознания или следователю проверку сообщения о преступлении, распространённого в средствах массовой информации, требовать от последних передачи имеющихся в их распоряжении документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, права решения вопроса о продлении установленного законом 3-х суточного срока разрешения сообщений о преступлении до 10 суток, а при наличии предусмотренных законом оснований до 30-ти суток.
1.2 Полномочия
прокурора на дознании и
При осуществлении надзора
за соблюдением законов при
Уголовно - процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
На первоначальном этапе расследования прокуроры, как правило, реализуют полномочия по даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственного и иного процессуального действия, допускаются только на основании судебного решения3. К таковым следственным и иным процессуальным действиям относятся: избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и продление срока содержания под стражей; помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей в медицинский или психиатрический стационар для производства, судебно - медицинской или судебно - психиатрической экспертизы; производства осмотра жилища при отсутствия согласия проживающих в нём лиц; производство обыска и (или) выемки в жилище; производство личного обыска, за исключением случаев, когда оно производится при задержании подозреваемого; производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счётах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию, дача разрешения на её осмотр и выемку в учреждениях связи, наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности; контроль и запись телефонных и иных переговоров; санкционированию производства следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются только с согласия прокурора4.
Выявив нарушения закона, прокурор обязан своевременно принять меры по их устранению. В этих целях он может использовать различные формы реализации своих полномочий.
1. Вынесение мотивированного
постановления об отмене
Данное полномочие прокурора
установлено ч. 4 ст. 146 УПК РФ и
направлено на восстановление конституционных
прав лиц, незаконно и необоснованно
вовлеченных в уголовное
Руководители следственных органов, получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, направляют его следователю для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо возобновлении проверки5.
2. Постановление о
направлении материалов в
После принятия Федерального закона от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» действующим УПК РФ за прокурором оставлена функция осуществления уголовного преследования (ст. 21, 37 УПК РФ). В то же время названным Федеральным законом в УПК РФ фактически упразднен существовавший процессуальный механизм реализации данной функции прокурора. Так, прокурор лишен права возбуждения уголовного дела в соответствии с нормами гл. 20 УПК РФ, права производства следственных действий в отношении подозреваемого, обвиняемого и др. Предусмотренные же УПК РФ отдельные полномочия прокурора, реализация которых в какой-то мере направлена на изобличение подозреваемого и обвиняемого, полноценного механизма не создают. В связи с этим, по существу, возникает внутриотраслевая коллизия уголовно-процессуального закона. Эта коллизия должна быть разрешена только законодательно. При этом возможно упразднение функции уголовного преследования, закрепленной за прокурором, либо, наоборот, восстановление соответствующих его полномочий6.
С позиции доктрины уголовного
процесса и содержания действующего
уголовно-процессуального