Прокурор в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются назначением судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, определяемой местом соответствующей прокуратуры в системе прокуратуры РФ, предметной и территориальной подследствен-ностью и подсудностью уголовных дел, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).Прокурор относится к стороне обвинения и наряду с другими участниками может осуществлять уголовное преследование, под которым понимается процессуальная деятельность стороны обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (пункт 55 статьи 5 УПК РФ).

Содержание работы

Введение
Глава I. Процессуальный статус прокурора
1.1Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
1.2Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
Глава II. Участие прокурора в судебном следствии
2.Участие прокурора в судебном следствии
Глава III. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Заключение
Нормативно- правовые акты и специальная литература

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

- о методах и средствах  защиты секретной информации;

Особенностью, характеризующей содержание прокурорской деятельности при осуществлении или организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение соблюдения ими установленных Законом об ОРД принципов этой деятельности: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера, сочетания гласных и негласных методов23.

Соблюдение принципа законности заключается в безусловном  исполнении правовой основы ОРД, которую  составляют Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, Закон об ОРД и иные правовые акты, которые издают органы, осуществляющие ОРД в пределах своей компетенции. Указанные правовые акты не могут противоречить действующим законам.

Важным моментом в  раскрытии содержания прокурорского  надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является реальное обеспечение органами прокуратуры установленных Законом об ОРД прав граждан, в отношении которых применялись ОРМ, путем разъяснения их права на обращение с жалобой в суд или в вышестоящие органы ОРД, если граждане считают, что были допущены нарушения при ограничении их прав и свобод24.

Основания прокурорской проверки законности при осуществлении  оперативно-розыскной деятельности изложены в п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207.

Проверки исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» проводить:

а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых  преступлениях или при поступлении  информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным  делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;

г) в других случаях, с  учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Уполномоченный прокурор вправе, не дожидаясь поступления к нему информации о нарушениях закона, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельность, производить прокурорские проверки законности осуществления оперативно-розыскной деятельности25.

Таким образом, полномочия прокурора по надзору за ОРД можно разделить на пять групп:

1. Полномочия, урегулированные  правовыми нормами института  прокурорского надзора за исполнением  законов и законностью правовых  актов. Данные полномочия прокурора  закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре, согласно которым прокурор вправе:

- беспрепятственно входить  на территорию и в помещения  органов, осуществляющих оперативно-розыскной  деятельностью, при предъявлении  служебного удостоверения;

- получать доступ (при  наличии соответствующего допуска к сведениям и материалам, составляющим государственную тайну) к их документам и материалам, в том числе ведомственным правовым нормативным актам, регулирующим осуществление оперативно-розыскной деятельности;

- проверять исполнение  законов и ведомственных правовых нормативных актов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения;

- требовать от руководителей  и других должностных лиц органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для решения возникших вопросов, проведения проверок, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- возбуждать производство об административных правонарушениях;

- требовать привлечения  лиц, нарушивших закон, к иной  установленной законом ответственности;

- делать предостережения  о недопустимости нарушения закона  должностным лицам органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность;

- опротестовывать противоречащие  закону правовые акты органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность. Например, постановления  о заведении дел оперативного  учета; постановления о продлении  сроков производства оперативной проверки (разработки); постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий; постановления о возбуждении ходатайств о даче разрешений на прослушивание телефонных переговоров, обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, телеграфных переговоров, снятие информации с технических каналов связи; постановления о прекращении дел оперативного учета; постановления о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (судье);

- вносить представления об устранении нарушений закона в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Протесты, обращения в  суд, представления должны быть оформлены  по правилам секретного делопроизводства26.

2. Полномочия, урегулированные  правовыми нормами института прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 27 Закона о прокуратуре):

- право рассматривать  и проверять заявления, жалобы  и иные сообщения о нарушении  в процессе осуществления оперативно-розыскной  деятельности прав и свобод человека и гражданина;

- право разъяснять  пострадавшим порядок защиты  их прав и свобод;

- принимать меры по  предупреждению и пресечению  нарушений прав и свобод человека  и гражданина, привлекать к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

3. Полномочия, урегулированные  правыми нормами института прокурорского  надзора за следствием и дознанием  (ст. 30 Закона о прокуратуре):

4. Полномочия, урегулированные  правыми нормами института прокурорского  надзора за законностью судебных постановлений (ст.ст. 35, 36 Закона о прокуратуре).

Прокурор имеет право:

- участвовать в рассмотрении  судом жалоб граждан на нарушения  их прав и свобод, допущенных  в процессе осуществления оперативно-розыскной  деятельности;

- участвовать в рассмотрении судьей ходатайств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о даче согласия на ограничение конституционных прав граждан (на обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);

- предъявлять в суды  общей юрисдикции и арбитражные  суды иски, как в интересах  граждан, так и в интересах  предприятий, учреждений, организаций;

- приносить кассационные  и частные протесты на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения суда или постановления судьи;

- истребовать из суда  любое дело или категорию дел,  по которым решение, приговор, определение или постановление  вступили в законную силу27.

5. Полномочия, урегулированные иными правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», приказами Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207).

Прокурор вправе проверять:

а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка  заведения и прекращения дел  оперативного учета и иных оперативно-служебных  материалов, сроков и порядка их ведения;

б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

в) соблюдение обязательности регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;

г) соответствие оперативно-розыскных  мероприятий целям и задачам  оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;

е) соблюдение определенного  Федеральным законом «Об оперативно-розыскной  деятельности» перечня оперативно-розыскных  мероприятий;

ж) наличие оснований  для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом.

Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления  о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные  права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

з) своевременность уведомления  судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в экстренном режиме28.

К полномочиям прокурора  при осуществлении им проверки и  восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных  лиц, осуществляющих ОРД, следует относить такие формы и методы прокурорской деятельности, как:

1) ознакомление с документами,  содержащими сведения об основаниях, порядке и объективности проведения  ОРМ;

2) дача письменных  указаний об осуществлении по  уголовным делам оперативно-розыскных  мероприятий, расширении их комплекса либо требования их прекращения;

3) отмена необоснованных  постановлений органа дознания, следователя о возбуждении уголовного  дела, вынесенных в соответствии  со ст. 146 УПК РФ;

4) направление в суд  жалоб, проверка которых относится  к исключительной компетенции судей;

5) требование письменных  объяснений от должностных лиц,  осуществляющих ОРД и допускающих  нарушение закона при проведении  ОРМ;

6) опротестование противоречащих  закону приказов и указаний  руководителей органов, осуществляющих  ОРД;

7) внесение представлений по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов с выражением требования отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок;

8) при обнаружении  признаков преступления проведение  проверок в соответствии с  требованиями ст. 144 УПК РФ и принятие соответствующих решений (п. 9 Приказа Генерального прокурора № 207).

Таким образом, законодателем  предусмотрен последовательный комплексный  подход к реализации прав граждан  как в виде их соблюдения со стороны  субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности.

 

 

                                             Заключение

В ходе исследования вопросов поставленных в  данной работе, я пришла к следующим  выводам:

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и  защите прав и свобод граждан, интересов  общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя  становлению и развитию демократического правового государства.

Осуществляя уголовное  преследование от имени государства, прокурор является его полномочным  представителем в области уголовного судопроизводства. При осуществлении  надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор с одной стороны обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона (прокурорский надзор), от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер (уголовное преследование), направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе