Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:07, курсовая работа
Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются назначением судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, определяемой местом соответствующей прокуратуры в системе прокуратуры РФ, предметной и территориальной подследствен-ностью и подсудностью уголовных дел, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).Прокурор относится к стороне обвинения и наряду с другими участниками может осуществлять уголовное преследование, под которым понимается процессуальная деятельность стороны обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (пункт 55 статьи 5 УПК РФ).
Введение
Глава I. Процессуальный статус прокурора
1.1Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
1.2Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
Глава II. Участие прокурора в судебном следствии
2.Участие прокурора в судебном следствии
Глава III. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Заключение
Нормативно- правовые акты и специальная литература
В судебном разбирательстве направление деятельности прокурора - поддержание государственного обвинения. Но это не значит, что прокурор во всех случаях и во что бы, то, ни стало должен поддерживать обвинение. Поддерживая обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа16.
Одним из факторов повышения
качества поддержания государственного
обвинения является подготовка к
судебному заседанию. Только хорошо
информированный и
В стадии подготовки не ставятся и не решаются вопросы доказанности обвинения и виновности обвиняемого. В силу презумпции невиновности - этот вопрос решается в центральной стадии и закрепляется в приговоре. Стадию подготовки проходят все дела, которые отправляются прокурору с обвинительным заключением.
Можно выделить следующие составные части подготовки прокурора к судебному разбирательству: применение определенных тактических приемов изучения материалов дела; изучение специальной литературы, нормативных материалов и судебной практики применительно к конкретной категории дел; обобщение и анализ материалов уголовного дела; прогнозирование различных ситуаций, могущих возникнуть в ходе судебного заседания, и комплекс тактических приемов, используемых для их решения; построение версий обвинения; комплексное планирование своей деятельности по поддержанию государственного обвинения17.
Судебное следствие - это самостоятельное, глубокое, полное, объективное, всестороннее исследование обстоятельств дела и доказательств, производимое судом с участием сторон в совершенно новых, по сравнению с предварительным расследованием, условиях и обставленное рядом гарантий, которыми не обладает предварительное следствие.
В связи с этим некоторые из её положений государственный обвинитель может использовать в суде без изменения, другие - с соответствующими коррективами, третьи не могут быть использованы вообще, так как судебное следствие происходит в иных условиях. При допросе в судебном заседании государственный обвинитель испытывает определённое противодействие со стороны защиты.
Эффективность допроса во многом зависит от установления психологического контакта с допрашиваемым. Можно выделить следующие приёмы, которые позволяют государственному обвинителю установить психологический контакт с допрашиваемым:
1. проявление интереса к личности допрашиваемого, индивидуальный подход к нему;
2. вежливое, корректное отношение к допрашиваемому;
3. уважительное отношение к позиции допрашиваемого;
4. заинтересованность в судьбе допрашиваемого;
5. постановка допроса в доступной форме;
6. демонстрация
7. уважение прав участников судебного процесса;
8. формирование нормальных отношений с судьями и адвокатами;
9. умение выслушать допрашиваемого, не перебивая и не одергивая его;
10. одобрение определённого поведения допрашиваемого;
11. устранение дискомфортных для допрашиваемого ситуаций18.
В судебном допросе можно выделить следующие стадии: вводную, свободного рассказа и вопросно-ответную.
Вводная стадия включает в себя получение данных о личности допрашиваемого, и, если речь идёт о допросе потерпевшего и свидетеля, он предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. По действующему законодательству председательствующий первым предлагает допрашиваемому дать показания по поводу предъявленного обвинения и известных ему материалов дела.
Государственному обвинителю необходимо помнить, что «вопрос должен быть сформулирован так, чтобы допрашиваемый не мог извлечь из него никакой информации, и вынужден был обращаться к своей памяти»19.
Формы, в которых государственный обвинитель осуществляет допрос, являются специфическими по сравнению со стадией предварительного расследования. В суде может быть проведён основной, перекрёстный и шахматный допрос.
Обычно проводится допрос
определенного лица судом и другими
участниками судебного
Для государственного обвинителя навыки владения перекрёстным допросом являются обязательными, поскольку они позволяют вскрыть противоречия, уточнить детали, уличить допрашиваемого в даче ложных показаний, наконец, существенно дополнить показания.
Не менее важной формой допроса, является шахматный допрос. Сущность его заключается в том, что при допросе одного лица допрашивающий попутно ставит вопросы другим лицам. Его цель состоит в том, чтобы подтвердить или опровергнуть показания иного лица.
Большую сложность у
прокурора, поддерживающего
1. побуждение допрашиваемого к раскаянию;
2. акцентировать внимание на первых ложных показаниях;
3. убеждение допрашиваемого
в необходимости говорить
4. детализация показаний;
5. использование противоречий;
6. оглашение ранее данных показаний;
7. повторное разъяснение об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Одним из важных следственных действий в судебном разбирательстве является производство экспертизы.
Экспертиза в судебном заседании назначается в следующих случаях:
1. В ходе судебного
разбирательства выявлены
2. Суд по ходатайству участников процесса или по собственной инициативе признаёт необходимым производство экспертизы в суде экспертом, осуществлявшими её на предварительном следствии;
3. Суд сочтёт заключение
экспертизы проведённой на
4. Суд признаёт имевшиеся
в деле заключения экспертизы
недостаточными или
В указанных ситуациях прокурор вправе ходатайствовать о проведении экспертизы в суде или в судебном учреждении. При обсуждении вопроса о назначении экспертизы прокурору следует дать оценку возможности её проведения. Экспертиза может быть назначена в любой момент судебного следствия.
Важное значение для установления фактических обстоятельств уголовного дела и правильного его разрешения имеет исследование вещественных доказательств, осмотр места происшествия, эксперимент. Судебный осмотр местности и помещения производится тогда, когда есть необходимость получить дополнительные сведения об обстановке, в которой произошло преступление. Судебный осмотр позволяет суду и участникам процесса непосредственно воспринять и изучить обстановку совершения преступления. Прокурору следует ходатайствовать о проведении осмотра в случаях, когда отдельные обстоятельства дела не могут быть правильно поняты без непосредственного ознакомления с обстановкой места происшествия, либо в суде выяснились новые обстоятельства, проверка которых невозможна без изучения определенной местности или помещения.
Ходатайствуя о проведении осмотра, обвинитель должен не только указать обстоятельства, требующие его проведения, но и сформулировать конкретные цели осмотра, а именно: изучить и оценить обстановку на месте; зафиксировать или изъять следы или иные вещественные доказательства, сохранившиеся на месте и не изъятые следователем; уяснить условия, способствовавшие совершению преступления.
Государственный обвинитель вправе ходатайствовать о проведении осмотра вещественных доказательств в любой момент судебного следствия, когда в этом возникает необходимость. Следует учесть, что результаты осмотра могут быть использованы при производстве других следственных действий - допросах подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов.
Вопрос о целесообразности производства следственного эксперимента в ходе судебного заседания у государственного обвинителя может возникнуть в случаях, когда:
1. В материалах предварительного
следствия имеются пробелы,
2. При изучении и
оценки результатов
3. В ходе судебного
следствия выявлены новые
Следственные эксперименты в ходе судебного заседания могут быть следующих видов:
1. Эксперименты возможности восприятия (видеть, слышать) какого-либо события;
2. Эксперименты по
выяснению возможности
3. Эксперименты по
проверке наличия у лица
После рассмотрения всех
доказательств
Дополнение судебного следствия выражается в самых различных формах: в постановке вопросов допрошенным лицам и заявлении ходатайств об оглашении показаний, не явившихся свидетелей, документов, характеризующих личность подсудимого, в допросе новых свидетелей и представлении новых документов.
Таким образом, выполняя функции государственного обвинителя в судебном разбирательстве, прокурор должен и вполне может, как показывает практика, поддерживать обвинение со всей энергией, настойчиво и умело, делать это лишь в меру доказанности, не упуская фактов, говорящих в пользу подсудимого, обязан сам строжайше соблюдать закон, выступать против любых его нарушений.
Глава III. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение надзора возложено на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ - на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями. Эти прокуроры являются уполномоченными прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
На уполномоченных прокуроров
для обеспечения их доступа к
материалам ОРД в установленном
порядке оформляется
Указанная организационная
особенность прокурорского
Так же данное положение закреплено в п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О государственной тайне». Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности входят в перечень сведений составляющих государственную тайну. К ним относятся сведения:
- о силах, средствах,
об источниках, о методах, планах
и результатах
- о лицах, сотрудничающих
или сотрудничавших на