Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2015 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………….3
1. Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность………..........4
2. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность ……………………………….6
3. Предмет и задачи прокурорского надзора ……………………………………………….7
4. Надзор за соблюдением порядка проведения оперативно- розыскных мероприятий...9
5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность ……………………………..14
Заключение …………………………………………………………………………………….18
Источники и литература……………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Прокурор.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение ……………………………………………………………………………………….3

  1. Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность………..........4
  2. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами,

  осуществляющими оперативно-розыскную деятельность   ……………………………….6

  1. Предмет и задачи прокурорского надзора ……………………………………………….7
  2. Надзор за соблюдением порядка проведения оперативно- розыскных мероприятий...9
  3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность ……………………………..14

Заключение …………………………………………………………………………………….18

Источники и литература……………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы человека и гражданина, следовательно, адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.

Законодатель в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» включил надзор за оперативно-розыскной деятельностью составной частью надзора за следствием и дознанием. Подобное положение ослабляет действенность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, исключает его из состава приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, тем самым, дезориентируя прокурора. Этому же способствует и организационная структура многих прокуратур субъектов федерации, в соответствии с которой прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью, включены в состав отраслевых отделов по надзору за следствием и дознанием1.

Таким образом, в современных условиях функционирования прокуратуры всё более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть нарушены или ограничены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, так как сами граждане порой не могут отстаивать свои права в силу закрытости информации, потому как оперативно-розыскная деятельность осуществляется, в том числе и на негласных началах. Единственным гарантом соблюдения прав и свобод граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности становится прокурор.

Целью контрольной работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).

 

 

  1. Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия следующих решений

• о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

• о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

• о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления;         

• об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при содействии, подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

• о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.  

 Руководствуясь указаниями закона, прокурор, осуществляющий надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности, должен следить за тем, чтобы она не выходила за свои пределы. Не менее важно учитывать и указания закона о том, какие государственные органы наделены правом на оперативно-розыскную деятельность. К таким органам относятся: органы внутренних дел; органы Федеральной службы безопасности;  органы Федеральной пограничной службы РФ; таможенные органы РФ; Служба внешней разведки РФ; органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.2  Правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий обладают также оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ и органа внешней разведки Федерального агентства Правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте России. Но оперативно-розыскная деятельность этих органов может осуществляться только в целях обеспечения их собственной безопасности и не должна вторгаться в компетенцию вышеперечисленных государственных органов.

Наиболее широкая сфера оперативно-розыскной деятельности приходится на оперативные подразделения органов внутренних дел. Эти подразделения имеются в структуре полиции. Для полиции оперативно-розыскная деятельность — одна из основных функций. На полицию возлагается обязанность «осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом».3

 Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ проводится в целях обеспечения личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц: выявления, предупреждения и пресечения готовящихся и совершаемых в этих учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыска в установленном порядке осужденных, уклонившихся от отбывания наказания, совершивших побег; содействия в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) осуществляют оперативно-розыскные мероприятия: по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.    

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов в соответствии со ст. 224 Таможенного кодекса РФ проводится в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов. Это дела о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства России, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также дела о незаконном экспорте товаров; научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения, о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, если эти преступления связаны с таможенным делом . Таможенные органы могут проводить также оперативно-розыскные мероприятия, не затрагивающие конституционные права граждан, по запросам международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами по таможенным вопросам (ст. 224 Таможенного кодекса РФ)

2. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность — одно из  направлений в работе органов прокуратуры. Только после того, как 13 марта 1992 г. был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», появилась необходимая правовая основа для прокурорского надзора в этой сфере деятельности государственных правоохранительных органов. Несколько раньше этого закона был принят Закон о прокуратуре Российской Федерации, согласно которому одним из направлений прокурорского надзора стал надзор за исполнением Законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Таким образом, надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности юридически представляет собой часть указанного направления прокурорского надзора. Вместе с тем надзор за исполнением законов органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, имеет свою специфику в части объектов, предмета, полномочий и организации. Осуществление надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает прежде всего знание прокурорами ее содержания и нормативной основы. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (далее: Закон об ОРД) определяет ее как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то  законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.4

 

  1. Предмет и задачи прокурорского надзора.

 

Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия. Их исчерпывающий перечень дан в ст. 6 Закона об ОРД. Одна из задач прокурорского надзора состоит в выявлении и предупреждении случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных законом, и в слежении за тем, чтобы оперативно-розыскные органы действовали в пределах своей компетенции, определенной законом, которая заметно различается в зависимости от того, к структуре какого ведомства они относятся.

Бездеятельность оперативно-розыскных органов в случаях, когда имеется необходимость в оперативно-розыскных мероприятиях, представляет собой невыполнение требований ст. 2 Закона об ОРД. В этой связи прокурор, установивший такого рода факты, должен принимать меры к тому, чтобы оперативно-розыскные органы делали все зависящее от них для достижения задач, поставленных перед ними законом.

Получение информации, имеющей значение для раскрытия и расследования преступлений, представляет первый шаг в успешном выполнении оперативно-розыскными органами своих правовых обязанностей. Весьма важно, чтобы эта информация своевременно доводилась до сведения следователей (органов дознания) в целях ее использования уже в рамках уголовно-процессуальной деятельности.

Нередко оперативные работники, получив ценную для следователя информацию, по тем или иным причинам до него ее не доводят. Чаще всего такие случаи объясняются тем, что оперативные работники не всегда четко видят перспективу ее использования в процессе следствия по делу. Подчас следователи не имеют возможности доказать, что подозреваемые в совершении преступления знают друг друга, а в материалах дела оперативного учета имеют фотографии, на которых они запечатлены в дружеской обстановке. С другой стороны, еще не все следователи имеют достаточно полное и правильное представление о той роли, которую могут сыграть оперативно-розыскные данные в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Поэтому одна из задач прокурорского надзора состоит в слежении за тем, как выполняются требования ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», касающиеся использования результатов .

Задачи прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности тесно связаны с его предметом.   В приказе Генерального прокурора РФ № 48 от 9 августа 1996 г. «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указывается, что предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Определение предмета прокурорского надзора в приказе Генерального прокурора вытекает из содержания ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации», формулирующей, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Оперативно-розыскная деятельность не должна нарушать конституционные права и свободы человека и гражданина. Исключение составляют случаи, оговоренные в Конституции РФ. Так, провозглашая право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ч. 2 ст. 23 Конституции РФ предусматривает ограничение этого права только на основании судебного решения. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, при отсутствии постановления судьи, является нарушением не только норм Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но также ч. 2 от. 23 Конституции РФ.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность