Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2015 в 19:28, контрольная работа
Целью контрольной работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).
Введение ……………………………………………………………………………………….3
1. Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность………..........4
2. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность ……………………………….6
3. Предмет и задачи прокурорского надзора ……………………………………………….7
4. Надзор за соблюдением порядка проведения оперативно- розыскных мероприятий...9
5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность ……………………………..14
Заключение …………………………………………………………………………………….18
Источники и литература……………………………………………………………………….19
Военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). На военных прокуроров возлагается также надзор за исполнением законов оперативными подразделениями Федеральных органов государственной охраны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органы внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации. Надзор за исполнением законов оперативными подразделениями органов пограничной службы Российской Федерации осуществляют специализированные военные прокуратуры Федеральной пограничной службы России.
Транспортные прокуроры осуществляют
надзор за исполнением законов в оперативных
подразделениях органов МВД на транспорте,
а также в оперативных подразделениях
таможенных органов. Прокуроры войсковых
частей, действующие в закрытых административно-
Часть 4 ст. 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" обязывает прокуроров обеспечить защиту сведений, содержащихся в предоставляемых документах и материалах. В этих целях Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработана специальная инструкция об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности. Эта инструкция утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 56 от 25 апреля 2000 г.
В целях защиты сведений, содержащих государственную тайну, уполномоченные прокуроры в некоторых случаях изучают дела оперативного учета непосредственно в помещениях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В прокуратурах должны быть созданы условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемым прокурору оперативно-служебных документах.
На выявление нарушений закона направлено и полномочие прокурора требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона. Полномочия, направленные на устранение нарушений законов, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определены Законом о прокуратуре (в главе 1 раздела III) и Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 56 от 25 апреля 2000 г. К этим полномочиям относятся:
1) право давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения;
2) право
опротестовывать незаконные и
необоснованные постановления
3) право
отменять незаконные и
4) опротестовывать
противоречащие закону
5) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
6) требовать
от руководителей органов, осуществляющих
оперативно-розыскную
При обнаружении признаков преступления прокурор проводит проверку по правилам, определенным ст. 109 УПК, и решает вопрос о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников оперативных подразделений.
Прокурор, используя свои полномочия, предоставленные ему законодательством, должен принимать своевременные меры к пресечению нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований к привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
Заключение.
Подводя итог необходимо отметить, что результативность оперативно-розыскной деятельности может иметь место лишь в случае проведения целенаправленной, активной работы, соблюдения всех необходимых законодательно закрепленных требований ее проведения, в противном случае полученные результаты будут признаны ничтожными и неприменимыми в качестве доказательств. Именно предотвращению подобных нарушений, которые помимо прочего могут повлечь ущемление конституционных прав граждан, служит в первую очередь прокурорский надзор.
Таким образом, прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми оперативно-розыскными органами.
Однако данное направление прокурорского надзора, в соответствии в Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» является составной частью надзора за предварительным следствием и дознанием, что в действительности осложняет полноту прокурорского надзора и реагирования на нарушения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Поэтому выделение данного направления прокурорского надзора в качестве самостоятельной отрасли необходимо, прежде всего тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в первую очередь затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией Российской Федерации.
Отношение к надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности как к второстепенному и незначительному влечет негативные последствия в виде увеличения количества нарушений прав граждан при производстве ОРМ, снижения результативности сомой оперативно-розыскной деятельности. Чрезмерная засекреченность проведения оперативных мероприятий , невозможность исследования полного объема оперативных документов, все это создает широкое поле для злоупотреблений, пресечение которых не всегда возможно.
Исходя из вышеизложенного, выделение данной отрасли прокурорского надзора как самостоятельной и устранение существенных пробелов в законодательстве, будет способствовать усилению прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и, самое главное, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Источники и литература.
. Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. М., ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
1 Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов / Ласкина Н.В. М.: Юстиц, 2008.
2 Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. // М.; Юристъ, 2010. —С.161 .
3 п.10 ст.12 Федерального закона РФ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 12.02.2015, с изм. от 06.04.2015)// "Российская газета", N 25, 08.02.2011// СПС «Консультант Плюс»
4 Прокурорский надзор . Учебник./ Винокуров Ю.Е и др.; под общей ред. Ю.Е Винокурова – 8-е изд., перераб .и доп.// М.: Высшее образование, 2011- С.210
5 Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. // М.; Юристъ, 2010. —С.165 .
6 Прокурорский надзор в Российской Федерации. учебное пособие. Брагин А.П., Пронякин А.Д. М.: ЕАОИ, 2007. — С..106