Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2015 в 19:28, контрольная работа
Целью контрольной работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).
Введение ……………………………………………………………………………………….3
1. Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность………..........4
2. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность ……………………………….6
3. Предмет и задачи прокурорского надзора ……………………………………………….7
4. Надзор за соблюдением порядка проведения оперативно- розыскных мероприятий...9
5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность ……………………………..14
Заключение …………………………………………………………………………………….18
Источники и литература……………………………………………………………………….19
При проведении проверок прокурорам необходимо обращать внимание на то, как соблюдаются другие права и свободы человека и гражданина. В частности, при установлении, что в процессе проводимого оперативно-розыскного мероприятия на основании п. 1 СТ. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» изъяты какие-либо предметы, прокурор должен выяснить, не было ли нарушено правило ст. 35 Конституции РФ, провозглашающее право на частную собственность и запрещающее лишать гражданина его имущества иначе как по решению суда. С позиции соблюдения конституционной нормы, запрещающей насилие над личностью (ст. 21), прокурор может проверить жалобу на принуждение к сотрудничеству на конфиденциальной основе 5
Статья 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает, что к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий на контрактной основе могут привлекаться с их согласия совершеннолетние дееспособные люди.
При наличии жалобы гражданина на то, что он был вынужден дать согласие на конфиденциальное сотрудничество в результате применения недозволенных методов (использования компрометирующих материалов, угрозы разглашения порочащих сведений и т.п., прокурор обязан проверить соблюдение закона. В распоряжении прокурора могут оказаться сведения, указывающие, что к негласному сотрудничеству привлечен несовершеннолетний. И закон, и ведомственные нормативные акты запрещают это делать, однако такие факты встречаются.
Прокурор не может оставить без реагирования ни один сигнал о нарушении требований закона, определяющих условия привлечения граждан к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе.
Наибольший объем в работе прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, занимает проверка соблюдения установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Правовой порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется общими и специальными правилами, свойственными только конкретным видам этих мероприятий. Общими правилами порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий являются наличие для этого оснований, предусмотренных законом, и возможность применения технических и других средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющих вред окружающей среде (ст. 7 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
К основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий закон относит:
а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела
б) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или Экологической безопасности Российской федерации;
в) о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
г) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
Помимо выяснения вопроса о том, имелось ли какое-либо из перечисленных оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, прокурор обращает внимание на соблюдение порядка, который определен для него законом.
О проведении проверочной закупки, контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, об оперативном внедрении, оперативном эксперименте должно быть вынесено постановление, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 5 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). При проверке законности проведенного оперативного эксперимента прокурору необходимо убедиться в том, что он имел целью выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжкого или особо тяжкого преступления или выявление и установление лиц, подготавливающих его либо совершивших или совершающих. Для обнаружения и раскрытия преступлений, не относящихся к категории тяжких, оперативный эксперимент не допускается.
О проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи (контроль почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров), а также о проникновении в жилище должно быть вынесено мотивированное постановление одним из руководителей, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Причем основаниями вынесения такого постановления может быть информация о подготовке или совершении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, или о событиях (действиях), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД).
При проверке законности проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционное право граждан, прокурору следует выяснить, имелось ли на это соответствующее судебное решение.
Оценка прокурором законности проведенных оперативно-розыскных мероприятий может быть дана на основе не только тех указаний, которые имеются в законе, но и положений, содержащихся в соответствующих ведомственных нормативных актах, конкретизирующих закон.
В самом законе об ОРД содержатся нормы, делегирующие ведомствам, которые имеют органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, право решать в своих нормативных актах те или иные вопросы проведения мероприятий. Так, в ст. 9 Закона сказано, что перечень руководителей, к компетенции которых относится вынесение постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, устанавливается ведомственными нормативными актами. Соответственно прокурору при проверке законности постановления необходимо убедиться в том, что оно вынесено Тем должностным лицом, которому такое право предоставлено ведомственным нормативным актом.
Прокурор не вправе давать оценку тому, как организовано то или иное оперативно-розыскное мероприятие, целесообразности избранной тактики его проведения, достаточности задействовавшихся сил и средств. Однако прокурор не должен оставлять без внимания факты явно противозаконной тактики проведения оперативно-розыскного мероприятия, например использование для организации засады или наблюдения квартиры без согласия на то ее владельца.
В силу прямых указаний, содержащихся в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в предмет прокурорского надзора входит законность решений, принимаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Речь идет о юридически значимых решениях, которые облекаются в форму постановления и порождают правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение оперативно-розыскных правоотношений).
Анализ федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений:
Прокурорский надзор не распространяется на законность решения судьи, содержащееся в постановлении об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, об обследовании жилища.
Статья 21 Закона об оперативно-розыскной деятельности содержит перечень сведений, которые могут быть представлены прокурору лишь при определенных условиях. Часть 3 упомянутой статьи указывает, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 48 от 9 августа 1996 г. "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определил, что проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений необходимо осуществлять, прежде всего, по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам; лиц, совершивших преступления; без вести пропавших. Проверки также следовало осуществлять по информации о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в производстве, а также на указания прокурора. В других случаях, как было указано в Приказе, проверки необходимо было проводить с учетом состояния законности в этой сфере деятельности. Из приведенного содержания п. 3 этого Приказа видно, что Приказ не ограничивал пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность такими поводами к проведению проверки, как, например, поступление жалоб. Исключение касалось проведения проверок материалов оперативных дел органов Федеральной службы безопасности, осуществляющих контрразведывательную деятельность.
Вместо Приказа № 48 от 9 июня 1996 г. принят Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 56 от 25 апреля 2000 г., который определил, что проверки законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений могут осуществляться также в плановом порядке и по жалобам граждан. Приказ сохраняет ранее установленные основания проведения проверок и определяет, что оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами ФСБ и СВР России могут быть истребованы только в порядке надзора в связи с поступлением в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан, свидетельствующих о нарушении этими органами законодательства Российской Федерации. В органах внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности.
Определяя пределы прокурорского надзора, следует также учитывать, что прокурор не должен подменять руководителя государственного правоохранительного органа, оперативные подразделения которого наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Исходя из этого, в предмет прокурорского надзора не включаются те вопросы организации и тактики оперативно-розыскной деятельности (например, вопросы рационального использования сил и средств), которые не входят в понятие "исполнение закона".
5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеет существенные особенности в сравнении с организацией прокурорского надзора по иным направлениям деятельности прокуратуры. Это связано, во-первых, со спецификой деятельности оперативных подразделений, входящих в состав различных органов. Во-вторых, ст. 3 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в качестве принципов этой деятельности называет в том числе конспирацию, сочетание гласных и негласных методов и средств, что также необходимо учитывать при организации прокурорского надзора.
Специфика деятельности оперативных подразделений различных ведомств учитывается при разграничении полномочий территориальных и специализированных прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности. Так, территориальные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов в этой сфере оперативными подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, прокурорский надзор за исполнением законов, в том числе Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью (РУБОП), находящихся в прямом подчинении Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 67 от 27 октября 1997 г. возложен на прокуратуры субъектов Российской Федерации по месту расположения РУБОП. На прокуроров субъектов Российской Федерации и подчиненных им прокуроров по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях возложен прокурорский надзор за исполнением законов оперативными подразделениями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.