Противоправные нарушения среди несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.

Содержание работы

Введение………………….……………………...……………………………..2
Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…..………4
1.1 Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………………..……………………...……………………4
1.2 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..………………………………….………17
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..…31
2.1 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике………….31
2.2 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..48
Заключение……………………..……..…………..………………………59
Список литературы………………....…………...…………………….……59

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 122.79 Кб (Скачать файл)

Оценивая социальную адаптацию  в начальных классах как важнейший  этап работы по ранней профилактике трудновоспитуемости  школьников, не следует, однако, забывать, что педагогическая запущенность или  трудновоспитуемость как система  устойчивых отклонений в отношениях не типична для 7- 10-летних ребят. Исследователи отмечают, что в младших классах ребенок, безусловно, ориентируется в нормах поведения на учителя.28

Дети приходят в школу  с желанием учиться, узнать новое, интерес  к знаниям у них тесно переплетается с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности они обнаруживают исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу.

После рассмотрения указанных  возрастных характеристик младших  школьников становится понятным, что  негативизм, упрямство, самоуверенность, неадекватно высокая оценка своих способностей, знаний и умений, которыми объясняется большинство проступков ребят этого возраста, не свидетельствуют о нежелании учиться или о неуважении к учителю, скорее, наоборот, ребята могут демонстрировать эти качества с целью быть замеченными.

Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении социального педагога  увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Поскольку авторитет педагога здесь очень высок (психологи отмечают, что он даже выше родительского), и влияние его осуществляется на базе учения - основной, ведущей деятельности маленького школьника, то можно предполагать, что личность каждого ученика начальных классов развивается в соответствие с тем проектом, который составил для него социальный педагог. Капитуляцию же учителя в виде убежденности в "неисправимости" ребенка, следует расценивать как непременное условие закрепления в поведении детей неодобряемых обществом поступков и одну из причин появления первых форм педагогической запущенности.

Такое понимание явления  трудновоспитуемости и взгляд на начальные классы как на самый  ответственный этап профилактической работы позволяет выделить ее важнейшую специфическую особенность, а именно, что непосредственным объектом профилактического воздействия учителя начальных классов выступает прежде всего не личность ребенка, а процесс его (ребенка) взаимодействия с ближайшим социальным окружением и, в первую очередь, с учителем, родителями и одноклассниками. Особое внимание следует обратить на безотлагательное включение ребенка в систему деловых, в данном случае учебных отношений, сохранение и укрепление социально ценных и познавательных мотивов учебной деятельности, которые, как отмечают психологи, доминируют у детей при поступлении в школу.

Утрата положительных  мотивов учения, которая возникает  как результат противоречий между возможностями ребенка и требованиями учителя, является первым показателем неблагополучия в процессе социализации личности школьника и, как правило, влечет за собой все новые и новые осложнения, результатом которых является постепенное, но неуклонное отторжение ученика от жизни класса. Именно неуспеваемость  и "отсев" трудновоспитуемых учеников из школы составляют самые важные проблемы криминологического характера в области школьного воспитания.

В силу этого к наиболее эффективным мерам предупреждения трудновоспитуемости в начальных классах следует отнести прежде всего те, которые снимают напряженность ребенка в классе, помогают ему успешно включиться в систему связей и отношений, предложенную школой, открывают реально приемлемые для ребенка пути социальной адаптации.

Итак, начальный период обучения в школе предоставляет поистине неисчерпаемые возможности для плодотворного влияния на личность каждого ученика. И если исходить из того, что все учителя начальных классов имеют соответствующую профессиональную подготовку, высокий уровень нравственно-культурного развития и обладают необходимыми педагогу качествами личности, то можно предположить, что трудности воспитательного воздействия на детей младших классов сопряжены главным образом с необходимостью дифференцированного подхода к ученикам и их родителям, с правильной оценкой направленности воспитательного влияния семьи. И действительно, для того чтобы успешно осуществлять предупредительную функцию,  социальному педагогу надо обеспечить индивидуальную работу в пределах, по крайне мере, трех подгрупп учащихся: которые не имеют отклонений в системе отношений; имеют некоторые отклонения в отдельных видах отношений на фоне общего положительного отношения к действительности; имеют довольно устойчивые отклонения в одном, некоторых или всех видах отношений, т.е. находятся на стадии значительной педагогической запущенности (трудновоспитуемости).

Обобщение передовой педагогической практики показывают, что детей, относящихся  к третьей группе, среди учеников общеобразовательных школ немного, бывают они далеко не в каждом классе. Наиболее распространенная ошибка недостаточно опытных учителей зачастую и состоит  в том, что они ошибочно относят  к третьей группе трудновоспитуемых  всех учеников, у которых при общей  положительной ориентации проявляются  лишь отдельные неустойчивые признаки отклоняющегося поведения.

С учетом приведенной классификации  работа по профилактике трудновоспитуемости  в начальных классах представляет собой комплекс взаимосвязанных  мер педагогического характера  по предотвращению проявлению любых  отклонений в поведении детей (общая  профилактика) и преодолении уже  сформировавшегося у отдельных  детей неприемлемого в нашем  обществе отношения к людям, своим  обязанностям. Оптимальные условия  для предупреждения и преодоления  педагогической запущенности создаются  лишь там, где семья, школа выступают как единое целостное образование неделимо от воспитательной среды предъявляют к нему единые требования, руководствуются едиными критериями при оценке способностей и достижения школьника.

Однако такое единодушие учителя, родителей и представителей общественности не достигается стихийно.

Усложнение учебных программ, повышение ответственности учителя,  уровень воспитанности каждого ребенка, функционирование широкой сети групп и даже школ продленного или полного дня значительно расширив содержательную сторону контактов учителя с учеником и его родителями повысило требовательность школы к воспитательному влиянию семьи. В тоже время, в порядке обратной связи отмечается общая тенденция повышения требовательности родителей к школе и учителю, которая в начальных классах конкретизируется в ожидании от ребенка высокой успеваемости. Родители дошкольников младших школьников, как правило, еще не видят пробелов в воспитании своих детей. В силу этого, для них часто бывают неожиданными, и всегда неприятными любые нарекания учителя на ребенка, и это нередко порождает напряженность в отношениях семьи и школы. Недовольство учителем, недоверие к нему, постоянная ревизия его указаний и оценок, как и равнодушие родителей к этим вопросам, непременно передаются детям, подрывают авторитет учителя и, таким образом, разрушают ту устойчивую отправную платформу воспитания, какой служит безусловное уважение ребенка взрослым. И, по-видимому, среди причин ранней эмансипации некоторых детей немаловажную роль играют недостаточно организованные взаимоотношения семьи и школы.

Вместе с тем, учителям все еще приходится встречаться  с родителями, которые придерживаются в вопросах воспитания старых домостроевских взглядов. Такое влияние некоторые  родители стараются распространить и на школу, что осложняет взаимоотношения  семьи и школы, наносит ущерб  общественному воспитанию школьников.

Нередко причиной несложившихся между семьей и школой отношений становится учитель. Неумение или нежелание организовать педагогически целесообразные отношения с семьями своих воспитанников свидетельствуют о низкой педагогической и этической культуре педагога и одновременно являются одной из причин формирования антиобщественного поведения школьника. Эффективность и качество профилактической работы учителя определяется не количеством посещений семей, вызовов родителей в школу или нотаций ребенку, а умением правильно оценить конкретную воспитательную ситуацию и придать ей педагогическую целесообразность. Поскольку правильные отношения учителя с семьями воспитанников являются непременным условием успешной работы по ранней профилактике трудновоспитуемости, организация таких отношений должна стать объектом осознанной и целенаправленной деятельности учителя, основанной, на объективных данных о возможностях и особенностях воспитательного влияния каждой семьи, а также на умении организовать дифференцированный подход к семьям и учащимся.

Надежной основой взаимодействия семьи, школы и общественности является гарантированное государством единство целей и задач семейного и  общественного воспитания. Все родители мечтают видеть своих детей всесторонне  и гармонично развитыми, физически  и духовно совершенными людьми.

Учителю, как правило, не приходится корректировать общие задачи семейного воспитания. Но, в то же время, он постоянно сталкивается с  фактами, которые свидетельствуют  о неумении многих родителей ставить  и решать конкретные воспитательные задачи и находить наиболее рациональные средства их осуществления. Именно в  этих вопросах семьи больше всего  нуждаются в дифференцированной помощи педагога. При этом, учителю нужно учесть ряд объективных показателей, среди которых первостепенное значение имеет образовательный и непосредственно связанный с ним культурно-этический уровень семьи, отношение родителей к своим общественным обязанностям, взаимоотношения взрослых членов семьи, их отношение к ребенку и характер требований к школе.

Возможны случаи, когда  родители, которые не интересуются школьными делами своих детей, считают, что за все несет ответственность  учитель, и уже этим настраивают  своих детей против школы. Такая  позиция родителей, к сожалению, нередко наблюдается даже в полных, внешне нормальных семьях, где отец и мать, всецело отдаваясь работе, своеобразно понимают возрастание  роли школы в формировании личности ребенка и передают учителю вместе с детьми все свои обязанности по их воспитанию. Но наиболее типична конфликтная ситуация в неблагополучных семьях, где родители пьянствуют, ведут аморальный антиобщественный образ жизни. Задачи учителя здесь значительно сложнее. Это, во-первых, обеспечить компенсацию недостатков семейного воспитания, т.е. тонко понять ребенка и постараться дать ему в школе все то, чего он лишен дома, и, во-вторых, совместно с родительским активом школы принять меры к оздоровлению воспитательной ситуации в семье. В тех случаях, когда это невозможно, необходимо добиться своевременной изоляции ребенка от родителей — помещения его в школу-интернат, а в необходимых случаях, через соответствующие органы возбудить вопрос о лишении родителей их прав на ребенка.

Таким образом, ведущим принципом  работы по предупреждению и преодолению  трудновоспитуемости среди учащихся начальных классах является принцип  комплексного воздействия непосредственно  на ребенка и на его микросоциальное окружение, прежде всего на семью. Установление подлинного единства взаимодействия семьи и школы в понимании конкретных, продиктованных данным этапом жизни ребенка задач воспитания, выделение единых критериев оценки достижений и методов воспитания обеспечивает устранение первопричины отклонения в поведении школьников. Решение этой задачи возможно лишь на основе дифференцированного подхода к работе с детьми и их родителями при правильной оценке системы отношений каждого ученика, а также особенностей направленности воспитательного воздействия каждой семьи. Именно дифференциация, вдумчивый отбор форм и методов индивидуальной работы с родителями позволяют опытным педагогам избежать противопоставления требований школы и семьи, обеспечить подлинное единство их действий.

Решение этих задач возможно лишь при условии, когда учитель  сочетает чуткое и внимательное отношение  к каждому ученику и его  родителям, глубоким пониманием особенностей современной семьи как социального  института. Это позволяет педагогу найти правильный тон в работе с учениками и их родителями, создать  ту атмосферу дружелюбия и взаимного  понимания, которая наилучшим образом способствует адаптации учащихся младших классов в школе.

В современных условиях работы школы особую актуальность приобретает  принцип организации воспитательного  влияния на семью через ребенка, когда родители на примере собственного сына или дочери убеждаются в правильности и жизненной важности предъявляемых  школой требований. Этот принцип не нов в педагогике. Он сформулирован  еще в 30-е годы А.С.Макаренко: "Нужно  детей в школе воспитывать  так, чтобы они вносили в семью  дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а  чтобы они шли в семью как  представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь.29

Наиболее благоприятные  условия для воспитательно-предупредительной  работы создаются там, где школа  предупреждает появление напряженности в отношениях между учителем и родителями, между взрослыми и детьми.

2.2 Опытно-экспериментальная  работа по ранней профилактике  противоправного поведения несовершеннолетних  в начальных классах

Известно, что процесс  социализации ребенка начинается с  первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».30

Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко  накладывают отпечаток на всю  его последующую жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и учителя  не всегда замечают отрицательные черты  в поведении дошкольника и  младшего школьника, а, заметив, не придают  им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.

Учителя, родители встречают  большие трудности в преодолении педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного времени большой отрицательный нравственный опыт. Положение усугубляется специфическими особенностями подросткового возраста. У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении еще не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника еще не успели приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.

Информация о работе Противоправные нарушения среди несовершеннолетних