Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:37, курсовая работа
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.
Введение………………….……………………...……………………………..2
Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…..………4
1.1 Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………………..……………………...……………………4
1.2 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..………………………………….………17
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..…31
2.1 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике………….31
2.2 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..48
Заключение……………………..……..…………..………………………59
Список литературы………………....…………...…………………….……59
Оценивая социальную адаптацию
в начальных классах как
Дети приходят в школу
с желанием учиться, узнать новое, интерес
к знаниям у них тесно
После рассмотрения указанных возрастных характеристик младших школьников становится понятным, что негативизм, упрямство, самоуверенность, неадекватно высокая оценка своих способностей, знаний и умений, которыми объясняется большинство проступков ребят этого возраста, не свидетельствуют о нежелании учиться или о неуважении к учителю, скорее, наоборот, ребята могут демонстрировать эти качества с целью быть замеченными.
Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении социального педагога увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Поскольку авторитет педагога здесь очень высок (психологи отмечают, что он даже выше родительского), и влияние его осуществляется на базе учения - основной, ведущей деятельности маленького школьника, то можно предполагать, что личность каждого ученика начальных классов развивается в соответствие с тем проектом, который составил для него социальный педагог. Капитуляцию же учителя в виде убежденности в "неисправимости" ребенка, следует расценивать как непременное условие закрепления в поведении детей неодобряемых обществом поступков и одну из причин появления первых форм педагогической запущенности.
Такое понимание явления трудновоспитуемости и взгляд на начальные классы как на самый ответственный этап профилактической работы позволяет выделить ее важнейшую специфическую особенность, а именно, что непосредственным объектом профилактического воздействия учителя начальных классов выступает прежде всего не личность ребенка, а процесс его (ребенка) взаимодействия с ближайшим социальным окружением и, в первую очередь, с учителем, родителями и одноклассниками. Особое внимание следует обратить на безотлагательное включение ребенка в систему деловых, в данном случае учебных отношений, сохранение и укрепление социально ценных и познавательных мотивов учебной деятельности, которые, как отмечают психологи, доминируют у детей при поступлении в школу.
Утрата положительных мотивов учения, которая возникает как результат противоречий между возможностями ребенка и требованиями учителя, является первым показателем неблагополучия в процессе социализации личности школьника и, как правило, влечет за собой все новые и новые осложнения, результатом которых является постепенное, но неуклонное отторжение ученика от жизни класса. Именно неуспеваемость и "отсев" трудновоспитуемых учеников из школы составляют самые важные проблемы криминологического характера в области школьного воспитания.
В силу этого к наиболее
эффективным мерам
Итак, начальный период обучения в школе предоставляет поистине неисчерпаемые возможности для плодотворного влияния на личность каждого ученика. И если исходить из того, что все учителя начальных классов имеют соответствующую профессиональную подготовку, высокий уровень нравственно-культурного развития и обладают необходимыми педагогу качествами личности, то можно предположить, что трудности воспитательного воздействия на детей младших классов сопряжены главным образом с необходимостью дифференцированного подхода к ученикам и их родителям, с правильной оценкой направленности воспитательного влияния семьи. И действительно, для того чтобы успешно осуществлять предупредительную функцию, социальному педагогу надо обеспечить индивидуальную работу в пределах, по крайне мере, трех подгрупп учащихся: которые не имеют отклонений в системе отношений; имеют некоторые отклонения в отдельных видах отношений на фоне общего положительного отношения к действительности; имеют довольно устойчивые отклонения в одном, некоторых или всех видах отношений, т.е. находятся на стадии значительной педагогической запущенности (трудновоспитуемости).
Обобщение передовой педагогической практики показывают, что детей, относящихся к третьей группе, среди учеников общеобразовательных школ немного, бывают они далеко не в каждом классе. Наиболее распространенная ошибка недостаточно опытных учителей зачастую и состоит в том, что они ошибочно относят к третьей группе трудновоспитуемых всех учеников, у которых при общей положительной ориентации проявляются лишь отдельные неустойчивые признаки отклоняющегося поведения.
С учетом приведенной классификации
работа по профилактике трудновоспитуемости
в начальных классах
Однако такое единодушие учителя, родителей и представителей общественности не достигается стихийно.
Усложнение учебных программ,
повышение ответственности
Вместе с тем, учителям все еще приходится встречаться с родителями, которые придерживаются в вопросах воспитания старых домостроевских взглядов. Такое влияние некоторые родители стараются распространить и на школу, что осложняет взаимоотношения семьи и школы, наносит ущерб общественному воспитанию школьников.
Нередко причиной несложившихся между семьей и школой отношений становится учитель. Неумение или нежелание организовать педагогически целесообразные отношения с семьями своих воспитанников свидетельствуют о низкой педагогической и этической культуре педагога и одновременно являются одной из причин формирования антиобщественного поведения школьника. Эффективность и качество профилактической работы учителя определяется не количеством посещений семей, вызовов родителей в школу или нотаций ребенку, а умением правильно оценить конкретную воспитательную ситуацию и придать ей педагогическую целесообразность. Поскольку правильные отношения учителя с семьями воспитанников являются непременным условием успешной работы по ранней профилактике трудновоспитуемости, организация таких отношений должна стать объектом осознанной и целенаправленной деятельности учителя, основанной, на объективных данных о возможностях и особенностях воспитательного влияния каждой семьи, а также на умении организовать дифференцированный подход к семьям и учащимся.
Надежной основой
Учителю, как правило, не приходится корректировать общие задачи семейного воспитания. Но, в то же время, он постоянно сталкивается с фактами, которые свидетельствуют о неумении многих родителей ставить и решать конкретные воспитательные задачи и находить наиболее рациональные средства их осуществления. Именно в этих вопросах семьи больше всего нуждаются в дифференцированной помощи педагога. При этом, учителю нужно учесть ряд объективных показателей, среди которых первостепенное значение имеет образовательный и непосредственно связанный с ним культурно-этический уровень семьи, отношение родителей к своим общественным обязанностям, взаимоотношения взрослых членов семьи, их отношение к ребенку и характер требований к школе.
Возможны случаи, когда родители, которые не интересуются школьными делами своих детей, считают, что за все несет ответственность учитель, и уже этим настраивают своих детей против школы. Такая позиция родителей, к сожалению, нередко наблюдается даже в полных, внешне нормальных семьях, где отец и мать, всецело отдаваясь работе, своеобразно понимают возрастание роли школы в формировании личности ребенка и передают учителю вместе с детьми все свои обязанности по их воспитанию. Но наиболее типична конфликтная ситуация в неблагополучных семьях, где родители пьянствуют, ведут аморальный антиобщественный образ жизни. Задачи учителя здесь значительно сложнее. Это, во-первых, обеспечить компенсацию недостатков семейного воспитания, т.е. тонко понять ребенка и постараться дать ему в школе все то, чего он лишен дома, и, во-вторых, совместно с родительским активом школы принять меры к оздоровлению воспитательной ситуации в семье. В тех случаях, когда это невозможно, необходимо добиться своевременной изоляции ребенка от родителей — помещения его в школу-интернат, а в необходимых случаях, через соответствующие органы возбудить вопрос о лишении родителей их прав на ребенка.
Таким образом, ведущим принципом
работы по предупреждению и преодолению
трудновоспитуемости среди
Решение этих задач возможно
лишь при условии, когда учитель
сочетает чуткое и внимательное отношение
к каждому ученику и его
родителям, глубоким пониманием особенностей
современной семьи как
В современных условиях работы
школы особую актуальность приобретает
принцип организации
Наиболее благоприятные
условия для воспитательно-
2.2 Опытно-экспериментальная
работа по ранней профилактике
противоправного поведения
Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».30
Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а, заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.
Учителя, родители встречают
большие трудности в
Информация о работе Противоправные нарушения среди несовершеннолетних