Противоправные нарушения среди несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.

Содержание работы

Введение………………….……………………...……………………………..2
Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…..………4
1.1 Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………………..……………………...……………………4
1.2 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..………………………………….………17
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..…31
2.1 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике………….31
2.2 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..48
Заключение……………………..……..…………..………………………59
Список литературы………………....…………...…………………….……59

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 122.79 Кб (Скачать файл)

Наиболее эффективными педагогическими  приемами в работе с младшими школьниками  с отклонениями в развитии оказались  следующие: чуткое, внимательное, доверительное  отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное дело. В отдельных случаям при разрушении таких качеств личности, как эгоизм, или таких привычек, как воровство, драчливость, к первой группе испытуемых школьников применялся педагогический метод «взрыва».32 Результативность этого метода определяется уровнем развития ребенка, его индивидуальными особенностями, степенью педагогической запущенности, психическим состоянием, эмоциональной восприимчивостью и другими факторами.

В ходе индивидуальной работы с трудновоспитуемыми младшими, школьниками  была сделана попытка определить наиболее важные условия их перевоспитания. Они заключаются в глубоком, всестороннем знании личности трудновоспитуемого школьника, установлении тесного контакта, доверия и взаимопонимания педагога с ребенком, в стимулировании жизнедеятельности ребенка через систему перспективных заданий, налаживании правильных взаимоотношений школьника с коллективом, вовлечении его   в общественно полезную деятельность с учетом интересов, склонностей и стремлений, в систематическом одобрении положительных проявлений ученика.

Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках. Индивидуальный подход к школьнику осуществлялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком. Педагогически целесообразными оказались и групповые беседы: «Как себя вести?», «О культуре общения», «Я учусь владеть собой». Эти беседы вошли в коррекционно-развивающую программу, которая была составлена нами по результатам диагностики и анализа ситуации. (См. приложение)

Выбор тематики бесед обусловлен основными причинами трудновоспитуемости  школьников: недостатками семейного  воспитания и психологическими особенностями  возраста. Характер ребенка только складывается и имеет некоторые  особенности: склонность незамедлительно  действовать под влиянием непосредственных импульсов. Происходит функциональное совершенствование мозга, постепенно изменяются процессов возбуждения  и торможения: процесс торможения становится более сильным, но, по-прежнему, преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой  степени возбудимы.

Беседы были представлены в виде разнообразных оценочных  ситуаций, раскрывающих те или иные недостатки в поведении школьника. Они вызывали определенный интерес и активность у детей. Создавались естественные и педагогически продуманные ситуации, условия и обстоятельства, которые заставляли ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать положительный нравственный опыт. Соблюдение названных условий в сочетании с высоким педагогическим мастерством учителя приводит к положительным результатам в перевоспитании младшего школьника.

Преодоление отклонений в  поведении детей второй группы требовало больше времени и усилий. В работе с ними, ведущим средством является целенаправленное включение ребенка в различные виды общественно полезной деятельности, способствующие накоплению положительного нравственного опыта, разрушению отрицательных привычек. Не менее важно налаживание педагогически целесообразного контроля за поведением школьника со стороны родителей и учителей.

В работе с третьей группой  школьников на первое место выступают  разъяснение и убеждение, направленные на обнажение отрицательных черт их поведения, и соответствующие  упражнения в правильных действиях  и поступках. Выполнение режима дня, единство требований к ребенку со стороны учителей и родителей обеспечивают положительный исход в его перевоспитании.

В результате исследования можно сделать вывод, что младшие школьники с отклонениями в поведении и нравственном развития нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

 

Заключение

 

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области  предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная»  профилактика, основанная на мерах  социального контроля, общественно  административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

Государство располагает  разнообразными средствами  реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Достижение  желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.

Анализ материалов исследования показал, что причинами отклонений в поведении младших школьников являются: педагогическая неграмотность  родителей, безнадзорность, вызванная  занятостью родителей, отрицательный  пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи.

Это приводит к возникновению  у детей неправильных представлений, привычек, потребностей.

Наиболее эффективными педагогическими  приемами, используемыми в нашей  опытно – экспериментальной работе являются: чуткое, внимательное, доверительное  отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.

Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в  поведении младших школьников протекает  наиболее успешно при сочетании  убеждений с упражнениями детей  в правильных действиях и поступках.

В результате исследования можно сделать вывод, что младшие  школьники с отклонениями в поведении  и нравственном развитии нуждаются  в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

Следовательно, преодоление  отклонений в поведении младших  школьников целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения в школе. В связи с этим необходима специальная коррекционная и  профилактическая работа педагогов  с данной категорией детей.

 

Список литературы

 

1.           Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.

2.           Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М., 1975.

3.           Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 1980.

4.           Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая      характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.

5.           Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.

6.           Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. – М., 1986.

7.           Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.

8.           Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. – 1987. –Т.8 - № 6. – С.36-40.

9.           Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

10.         Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.

11.         Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. – М., 1989.

12.         Богданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников. – «Советская педагогика», 1973.

13.         Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

14.         Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 1981.

15.         Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. – Л., 1973.

16.         Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В.В. Панкратов. – М., 1992.

17.         Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.

18.         Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. – Каз., 1985.

19.         Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. – М., 1991.

20.         Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид. лит., 1981.

21.         Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.

22.         Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990.

23.         Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.

24.         Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. – Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.

25.         Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М., 1982.

26.         Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 1980.

27.         Калмыкова З. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. 1982.

28.         Карелова Г. Пусть будут счастливы дети России.// Российская газета, 1997, 23 Окт.

29.         Карпец И.И. Преступное общество. – М., 1974.

30.         Кле М. Психология подростка. – М.:Педагогика, 1991.

31.         Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.:Педагогика,1982.

32.         Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.

33.         Криминология. – М., 2000.

34.         Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

35.         Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения преступности. – М., 1989.

36.         Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1985.

37.         Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1981.

38.         Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. – М., 1989.

39.         Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. – М.,  1975.

40.         Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М., 1975.

41.         Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. – Д., 1993.

42.         Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. – Пермь: ПГПИ, 1982.

43.         Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М., 1987.

44.         Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.

45.         Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

46.         Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.

47.         Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.

48.         Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. – М., «Знание», 1969.

49.         Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979.

50.         Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.

51.         Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. – Киев, 1975.

52.         Трубицина Э.М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной  Европы.// Воспитание школьника, 1998, №2, С.47-48.

53.         Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1984.

54.         Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.

55.         Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – М., 1986.

 

 

1 Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1985., С-48.

2 Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М., 1975., С. 59.

        3 Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990., С. 35.

4 Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994., С-56-58.

Информация о работе Противоправные нарушения среди несовершеннолетних