Психология допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 01:32, реферат

Описание работы

Для предварительного следствия характерно исследование генезиса различных социальных конфликтов, кульминационной фазой развития которых явилось событие преступления. Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления. Поэтому в процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с различными формами сопротивления поиска истины, с той или иной тенденциозной интерпретацией преступного события. Этот процесс протекает в условиях борьбы за эту истину, противостояния различных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.
Допрос имеет свой сложившийся в ходе длительной практики внутренне обусловленный порядок, именуемый в литератур

Содержание работы

Введение
Общее представление о допросе и его психологии
Различные психологические приемы допроса
Заключение

Файлы: 1 файл

юр псих.docx

— 41.43 Кб (Скачать файл)

При допросе  свидетеля следователь должен отчленить  объективные факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия  происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия  и т.д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно  оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и  размеры.

Людям свойственно  заполнять пробелы чувственного восприятия элементами, которые в  действительности не были объектами  чувственного восприятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых  расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также  предметы хорошо освещенные кажутся  более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов  связаны с контрастом восприятия.

В следственной практике очень важно правильно  установить время совершения расследуемого  события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность показаний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля относятся во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др. В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком.

В зависимости  от того, какое значение люди придают  различным особенностям личности, они  по-разному друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают  на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

К допрашиваемому эта информация поступает в момент восприятия им тех или иных явлений  или предметов, запоминается им и  затем при допросе воспроизводится  и передается следователю. Процесс  формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит  психологический характер; на всем его протяжении человек испытывает различные влияния, что, так или  иначе, сказывается на полноте и  объективности показаний. Так, например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные  погодные условия, отдаленность этого  события. И наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения и т.п. будут содействовать получению  более полной информации о событии. Точно так же влияют и субъективные условия наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т.п.

Действие  всех этих факторов должно быть хорошо известно следователю. Он должен также  знать основанные на данных судебной психологии приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, восполнить возникшие в результате их воздействия пробелы, воспроизведение хранящейся информации в памяти допрашиваемого.

Успех допроса  зависит от того, насколько полно  следователь учтет и использует при допросе особенности личности допрашиваемого. Без такого учета  невозможно установление психологического контакта.

Под психологическим  контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается  уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает  всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.

Изучение  личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые приобретает  у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет его линия  поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических  приемов. Рассматривая вопрос о психологических  свойствах личности, влияющих на полноту  и точность показаний, А.Ф. Кони писал: «Для характеристики влияния темперамента на показания можно в виде примера  представить себе отношение обладателей  различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай  наехал на переходившую рельсы женщину  и причинил ей тяжкие повреждения. Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная  картина – раздался раздирающий  крик, хлынула кровь, – мне послышался треск костей, эта картина стоит  перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». Меланхолик скажет: «при мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям – и  все разбито, уничтожено, остались слезы  и скорбь о невозвратимой потере – и картина осиротелой семьи  с болью возникает в моей душе».

Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я  давно говорил, что городское  управление небрежно в исполнении своих  обязанностей. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить». А флегматик расскажет: «Ехал  я на извозчике и вижу: трамвай, около него толпа народа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу –  лежит какая-то женщина поперек  рельсов, – вероятно, наехали и  раздавили. Я сел на свое место  и сказал извозчику: пошел скорее!».

 

2. Различные психологические приемы допроса

 

Приемы  правомерного психического воздействия  – приемы преодоления противодействия  следствию. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности  и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства – основа стратегии следователя в ситуации противодействия следствию.

Для реализации этой стратегии нужна высокая  рефлексивность, информационная проницательность, гибкость, способность использования получаемой информации для развития процесса расследования. В преодолении противодействия лиц, пытающихся дезинформировать следствие, преимущество объективно на стороне следователя. При решении тактических задач неизбежны жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение допрашиваемого лица в рамки, ограничивающие его решения.

Приемы  преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на критическое  мышление обвиняемого, его анализ хода следствия.

Повышенный  интерес к второстепенным деталям  события, следователь косвенно дает понять, что основное ему уже известно. При этом важно, чтобы допрашиваемому лицу не поступила информация о неосведомленности  следователя по тому или иному  вопросу, а сам допрашиваемый постоянно допускал утечку информации, проявлял информированность о тех обстоятельствах, которые могут быть известны лишь лицу, причастному к расследуемому преступлению.

Большая возможность оказания воздействия  заключается в системе предъявления доказательств. Приведу некоторые  правила эффективного предъявления доказательств:

1) перед предъявлением доказательств задать все необходимые вопросы, с тем, чтобы исключить нейтрализующие их уловки допрашиваемого лица.

2) Предъявлять доказательства по их возрастающей значимости

3) По каждому доказательству получить объяснение

4) Всемерно раскрывать криминалистическое значение предъявляемых доказательств.

Одно  из основных средств психического воздействия – вопрос следователя. Вопрос можно поставить таким образом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает и чувствует меру приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается. Вопросы следователя должны быть обоснованными, не носить характера ловушек. Следователь должен широко использовать противодействующие вопросы, т.е. такие вопросы, которые парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную осведомленность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждает о невозможности ввести следствие в заблуждение".

Так же им могут использоваться изобличающие вопросы. Чем ближе следователь  к тактическому выигрышу, тем выше опасность для обвиняемого, тем активнее его оборонительные действия. Все это свидетельствует о необходимости идти на создание трудных, иногда остроконфликтных ситуаций, содействующих тактическому успеху следователя. Напряженные психические состояния обвиняемого вызываются, конечно, не грубостью, не психическим насилием, а подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на допросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения.

Действенный прием изобличения виновного  путем оказания на него психического воздействия – использование  улик поведения. Поведение виновного  после совершения преступления психологически резко отличается от поведения невиновного. Так или иначе, но поведение преступника  после совершения преступления обусловлено  фактором преступления, причинно связано с ним. К уликам поведения относятся: посещение места происшествия с целью фальсификации подлинных обстоятельств, меры по дополнительному сокрытию следов преступления, отрицание очевидных факторов в силу гипертрофии защитной доминанты, молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем, сообщение о деталях события, которые могут быть известны только преступнику.

Позиция допрашиваемого, его причастность диагностируется  и по некоторым внешним проявлениям  его поведения на допросе:

  • невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции.
  • невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами;
  • виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно.

Невиновный  аргументирует свою невиновность общим  социально положительным стилем своего поведения; социально деформированный  виновный пренебрегает подобными аргументами. Данное суждение выглядит достаточно спорным, я не думаю, что любой  виновный может считаться социально  деформированным.

Невиновный  остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев, начальства, близких и знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.

Поведенческие особенности допрашиваемого не имеют  доказательственного значения. Однако они могут быть использованы для  определения приемов расследования.

В тех  случаях, когда в поведении обвиняемого  проявляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использовать прием накопления положительных  ответов. Вначале задаются такие  вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы, формирующийся  стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов и на трудные  вопросы. Действия следователя могут  иметь большую силу воздействия, если касаются слабого места в  позиции обвиняемого, если эта информация допускает многозначность трактовки.

Особенно  большую изобличающую силу имеет  получение следователем таких сведений, которые могут быть известны лишь участнику расследуемого события.

Значительные  трудности возникают при допросе  обвиняемого-рецидивиста, имеющего опыт поведения при допросах, владеющего в известной мере тактикой противодействия  следователю. Глубокая аморальность, пораженность социально-положительных связей, приверженность субкультуре преступного мира, завышенный уровень притязаний, дерзость, агрессивность  – все это требует особой тактики. Рецидивисты, имея некоторые правовые познания, правильно оценивают доказательства и во многих случаях после их предъявления не ведут бессмысленного противодействия.

Допрос  рецидивиста нужно сразу начинать с существа дела, неожиданно предъявляя наиболее значимое для него основное доказательство.

В случаях  специального рецидива следователь  может использовать архивные дела и  изучить тактику поведения данного  рецидивиста при расследовании  его прежних преступлений. Обычно рецидивисты тщательно продумывают  свои ложные показания, ложные алиби, готовят  лжесвидетелей, уничтожают доказательства, стремятся опорочить следователя, оказывают на него давление. В ряде случаев допрос рецидивиста целесообразно  проводить в присутствии прокурора, руководителя следственной группы. При  этом согласуется тактика параллельного  воздействия на рецидивиста. Обострение отношений со стороны одного допрашиваемого может использоваться как фон  для психологического контакта с  другим допрашиваемым.

Одно  из средств предупреждения возможного последующего отказа рецидивиста от ранее данных показаний – собственноручное написание обвиняемым показаний и использование магнитофонной записи.

Еще одним  приемом является допрос с использованием ассоциативных связей. Использование  этих связей рассчитано на оживление  в его памяти причинных и иных связей между событиями. Например, зная, что интересующее событие произошло  в день рождения допрашиваемого, о  чем тот забыл, следователь последовательно  задает вопросы: «Как вы отмечали свой день рождения в этом году?», «Что вы делали после того, как разошлись  гости?», «В каком месте парка  вы гуляли?», «Почему вы пересели на другую скамейку?», «Когда же вы впервые  увидели обвиняемого Иванова?»

Информация о работе Психология допроса