Психология допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 01:32, реферат

Описание работы

Для предварительного следствия характерно исследование генезиса различных социальных конфликтов, кульминационной фазой развития которых явилось событие преступления. Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления. Поэтому в процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с различными формами сопротивления поиска истины, с той или иной тенденциозной интерпретацией преступного события. Этот процесс протекает в условиях борьбы за эту истину, противостояния различных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.
Допрос имеет свой сложившийся в ходе длительной практики внутренне обусловленный порядок, именуемый в литератур

Содержание работы

Введение
Общее представление о допросе и его психологии
Различные психологические приемы допроса
Заключение

Файлы: 1 файл

юр псих.docx

— 41.43 Кб (Скачать файл)

Контрольные вопросы задаются с целью проверить  полученные показания или получить данные для такой проверки. Например: «На основании чего вы утверждаете, что все, о чем вы рассказывали, произошло именно 15 сентября?»

Допрос  несовершеннолетнего

Иногда  считают, что допросить ребенка, подростка – несложно, что «устами  младенца глаголет истина», причем всегда и при любых обстоятельствах. Скажу вам, это далеко не так.

Допрос  несовершеннолетнего требует знания особенностей его психики. Дети обладают повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения. У них незначителен или совсем отсутствует жизненный опыт, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события.

Здесь все  важно: правильный выбор места допроса, его продолжительность, сам тон  следователя. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность сосредотачивать  долгое время внимание на одном и  том же объекте, следователь не должен затягивать допрос.

Основным  средством изобличения допрашиваемых  несовершеннолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут  оказаться малоэффективными как  вследствие непонимания подчас допрашиваемым  самого факта изобличения, так в  силу «духа противоречия», свойственного  детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной уже  лжи. Следователь должен облегчить  ему переход от ложных показаний  к правдивым, что требует от следователя чуткости, деликатности, понимания причин упорства допрашиваемого.

В целом  хотелось бы остановиться на основных психологических приемах, необходимых  в различных ситуациях, складывающихся в зависимости от отношения допрашиваемого к самому допросу

Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации

Постановка  личностно значимых вопросов, снятие эмоциональной напряженности, формирование мыслительной задачи. Актуализация интереса к обстоятельствам:

1) входящим в предмет доказывания;

2) необходимым для проверки и оценки доказательств;

3) фактически значимым для допроса других лиц.

Раскрытие личностного смысла правдивых показаний.

Опора на положительные качества и личные заслуги допрашиваемого лица.

Оказание  мнемической помощи:

  • Возбуждение ассоциаций по смыслу, временной и пространственной смежности, сходству и контрасту;
  • Привязка к личностно значимым обстоятельствам, разноплановый детализирующий допрос.

Приемы  допроса в ситуации противодействия

Установление  психологического контакта, устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания  психического состояния допрашиваемого, использование оперативно-розыскных  данных и экспертных данных, предъявление доказательств по возрастающей степени  их значимости.

Использование фактора внезапности, временная  маскировка цели допроса и имеющегося объема доказательств, создание у допрашиваемого

представления о значительном объеме доказательств, демонстрация осведомленности в  деталях расследуемого события.

Использование антипатий к отдельным участникам преступления, предъявление доказательств, требующих детализации показаний, раскрытие противоречий в показаниях, предъявление опровергающих доказательств.

Постановка  изобличающих косвенных вопросов, создание ситуаций, вызывающих проговорки.

Приемы  изобличения во лжи

Постановка  вопросов, второстепенных с точки  зрения допрашиваемого, но фактически изобличающих причастность лица к расследуемому  событию.

Повторный детализирующий допрос по одним и  тем же обстоятельствам, создание преувеличенного представления об осведомленности следователя.

Внезапная постановка ключевых вопросов, предъявление решающих доказательств. Использование  слабых мест допрашиваемого.

Раскрытие личностного смысла дачи правдивых  показаний.

Создание  психически напряженных состояний  на фоне пренебрежения другими участниками  группового преступления интересов  допрашиваемого.

 

Заключение

 

Допрос  – это следственное действие, предусмотренное  и регламентированное УПК, состоящее  в получении управомоченным органом показаний от лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для дела и подлежащих доказыванию.

Тактические приемы допроса должны быть хорошо глубоко инсценированы, а следователь  должен быть, в известном смысле, актером, чтобы в полной мере исполнить  свою роль. Погружение в расследуемую ситуацию неизбежно, поэтому следователь  может изнутри рассмотреть и  почувствовать мысли и чувства  всех участников расследуемого преступления как драмы, в которой он стал одним  из действующих лиц. Поэтому следователь  должен хорошо знать психологические  процессы.

Сущность  допроса состоит в том, что  в ходе выполнения дознавательных операций следователь, применяя разработанные в криминалистике, психологии и апробированные следственной практикой тактические приемы, побуждает лицо, которому могут быть известны обстоятельства, прямо или косвенно связанные с расследуемым делом, самому дать о них показания. Следователь выслушивает сообщаемую информацию и фиксирует ее в установленном законом порядке для того, чтобы она могла быть использована в качестве доказательства по уголовному делу.

Целью допроса  является получение информации, на основании которой следователь:

1) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

2) устанавливает источники, из которых могут быть получены сведения, относящиеся к расследуемому событию;

3) проверяет достоверность имеющихся в деле доказательств.

Допрос  несовершеннолетнего требует знания особенностей его психики. Дети обладают повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения. У них незначителен или совсем отсутствует жизненный опыт, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события.

Здесь все  важно: правильный выбор места допроса, его продолжительность, сам тон  следователя. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность сосредотачивать  долгое время внимание на одном и  том же объекте, следователь не должен затягивать допрос.

Основным  средством изобличения допрашиваемых  несовершеннолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут  оказаться малоэффективными как  вследствие непонимания подчас допрашиваемым  самого факта изобличения, так в  силу «духа противоречия», свойственного  детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной уже  лжи. Следователь должен облегчить  ему переход от ложных показаний  к правдивым, что требует от следователя чуткости, деликатности, понимания причин упорства допрашиваемого. Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учтет и использует при допросе особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.

Под психологическим  контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается  уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает  всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.

Изучение  личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет его линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов. Позиция допрашиваемого, его причастность диагностируется и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:

  • невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции.
  • невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами;
  • виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно.

Невиновный  аргументирует свою невиновность общим  социально положительным стилем своего поведения; социально деформированный  виновный пренебрегает подобными аргументами. Данное суждение выглядит достаточно спорным, я не думаю, что любой  виновный может считаться социально  деформированным.

Невиновный  остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев, начальства, близких и знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.

Поведенческие особенности допрашиваемого не имеют  доказательственного значения. Однако они могут быть использованы для  определения приемов расследования.

 

Список литературы

 

1. Баранов  П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко  Т.А. Юридическая психология для  следователей. М., 2007.

3. Волков  В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник – СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические  приемы в работе юриста. Столяренко  О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.


Информация о работе Психология допроса