Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 01:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить режим в исправительных учреждениях.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- определить режим в исправительных учреждениях и требования, предъявляемые к нему;
- рассмотреть средства обеспечения режима в исправительном учреждении.
Введение 3
1. Режим в исправительных учреждениях и требования, предъявляемые к нему 4
1.1. Понятие режима в исправительных учреждениях 4
1.2.Требования режима в исправительных учреждениях и способы их реализации 5
1.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях
2. Средства обеспечения режима в исправительном учреждении 11
2.1. Технические средства надзора и контроля 11
2.2. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима 14
2.3. Меры безопасности и основания их применения 20
Заключение 28
Список использованных источников 29
Используемые в ИУ технические средства надзора и контроля применяются как средства наблюдения, оповещения (сигнализации), связи, обеспечивают активное или пассивное противодействие попыткам совершения осужденными противоправных деяний, а также поиск и обнаружение осужденных и имеющихся у них запрещенных предметов и веществ.
Все сигналы, подаваемые техническими средствами о состоянии охраняемых ими объектов, поступают на пульт в дежурную часть ИУ, которая ведет круглосуточное наблюдение за складывающейся оперативной обстановкой в ИУ и на прилегающей к нему территории, за осужденными на территории соответствующих объектов или в помещениях с помощью телевизионных установок, имея к тому же в своем распоряжении громкоговорящую связь, с помощью которой подаются различные команды или предупреждения осужденным о недопустимости нарушений установленного порядка поведения, о прекращении нарушений.
Каждое ИУ имеет собственную радиосвязь, работающую на определенных волнах, что позволяет получать оперативную информацию самого разного характера путем регулярного радиообмена.
В каждом ИУ имеется свой коммутатор с разветвленной телефонной сетью; на наиболее опасных участках устанавливается сигнализация.
К мобильным индивидуальным средствам надзора и контроля относятся различные приспособления для обнаружения запрещенных предметов, радиотелефоны и переносные рации, различные средства оповещения.
Широкое применение находят приборы дистанционного управления, особенно по открыванию дверей в ШИЗО, в ПКТ и аналогичных объектах, что существенно повышает надежность охраны и надзора, предупреждает возможность совершения правонарушений со стороны осужденных, а также не позволяет без контроля войти в особо охраняемое помещение.
Хорошо отлаженная и надежно функционирующая система технических средств обеспечивает высокую эффективность надзора и контроля за поведением осужденных в жилых и производственных помещениях, локальных зонах, при проведении различного рода массовых мероприятий культурно-просветительного или спортивного характера (особенно когда присутствует много приглашенных, родственников), помогает выявлять случаи недозволенных контактов осужденных с иными лицами, пресекать случаи передачи запрещенных предметов.
Попытки преодоления охраняемых рубежей ИУ в этих случаях, как правило, своевременно становятся известны администрации, что позволяет пресекать побеги осужденных на первоначальной стадии их совершения. С помощью такой системы технических средств обеспечивается на более высоком уровне личная безопасность осужденных, персонала и лиц, посещающих ИУ.
Разнообразие имеющихся и предлагаемых промышленностью технических средств (особенно в связи с конверсией) не означает свободного их выбора администрацией ИУ. Перечень и порядок использования таких средств определяются нормативными правовыми актами РФ после всесторонней их апробации, исключающей причинение вреда жизни и здоровью осужденных и персоналу14.
Положения статьи 84 УИК РФ являются новыми для уголовно-исполнительного законодательства РФ, хотя в системе ИУ оперативные службы имелись всегда и оперативно-розыскная деятельность осуществлялась постоянно.
Статья 1 Федерального закона от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»15 определяет оперативно- розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Статья 84 УИК довольно подробно определяет задачи проводимой в ИУ оперативно-розыскной деятельности.
Прежде всего, называется задача обеспечения безопасности осужденных, персонала ИУ, иных лиц.
Выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания выступа ют также в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности. Следует отдать должное оперативным аппаратам ИУ в успешности решения именно этой задачи: предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений со стороны осужденных происходит постоянно.
Результатом такой работы являются изъятые запрещенные предметы и вещества, перекрытие каналов их поступления в ИУ. Важной задачей выступает также розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из ИУ, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы16.
Побеги осужденных дезорганизуют практически всю работу ИУ, создавая нездоровый психологический климат. Поэтому быстрейшее задержание бежавших - задача первостепенной важности; задержанного беглеца, как правило, доставляют в ИУ, из которого он совершил побег. Это делается для профилактики подобных правонарушений.
Задачей оперативно-розыскной деятельности в ИУ является также содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия их в ИУ.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дает исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, с помощью которых решаются вышеназванные задачи:
- опрос;
- наведение справок;
- сбор образцов для сравнительного исследования;
- проверочная закупка;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи;
- оперативное внедрение;
- контролируемая поставка;
- оперативный эксперимент17.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
В каждом ИУ имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Работников оперативных отделов осужденные знают в лицо, поэтому свою профессиональную деятельность им приходится выполнять в довольно сложных условиях всеобщего наблюдения со стороны осужденных.
Те или иные оперативные мероприятия в отношении осужденных могут проводить и другие уполномоченные на то органы, указанные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
Если указанным органам
Режим особых условий в исправительных учреждениях определен статьей 85 УИК РФ19.
Данная статья в отличие от ранее действовавшего законодательства20 содержит больше оснований для введения в ИУ режима особых условий.
Кроме массовых беспорядков, УИК называет дополнительно стихийные бедствия, введение в районе расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, а также групповые неповиновения осужденных.
Все эти обстоятельства в любом виде могут послужить основанием для принятия решения о введении режима особых условий.
Стихийное бедствие представляет собой явление природного характера (землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т.п.), ставящее ИУ в экстремальное состояние.
Чрезвычайное
или военное положение
Массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных наиболее часто по сравнению с другими основаниями влекут принятие решения о введении режима особых условий.
В этом случае, если не принять необходимых мер по их ликвидации, могут наступить тяжелые последствия (разгром ИУ в целом или отдельных его частей, причинение вреда жизни и здоровью осужденных, персоналу и иным лицам).
Групповые неповиновения осужденных характеризуются, как правило, пассивной формой поведения (отказы от приема пищи, невыход из помещений, на работу и т.п.), когда осужденные отказываются выполнять распоряжения администрации и возложенные на них обязанности.
Близки к групповым
Массовые беспорядки связаны не просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах, поджогах, избиениях осужденных, расправах с неугодными, в захватах заложников и в ряде подобных действий. В данном случае под угрозу ставится общественная безопасность, жизнь и здоровье осужденных и персонала.
Мотивы подобных действий, как правило, обусловлены недовольством существующими порядками, требованиями их изменения, предоставления незаконных привилегий, смены тех или иных представителей администрации и другими аналогичными по своей мотивационной окраске требованиями.
Обоснованность требований осужденных, если они связаны с угрозой общественной безопасности, жизни и здоровья осужденных и персонала, при решении вопроса о введении режима особых условий значения не имеет; осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям и правилам поведения.
Режим особых условий может выражаться в ряде конкретных действий. Прежде всего, может быть приостановлена реализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК:
- приобретение продуктов питания,
- предоставление свиданий и выездов,
- получение посылок и передач,
- переписка и др.21
Режим особых условий в обязательном
порядке предусматривает
Наконец, в самом ИУ может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, которые, наоборот, могут расширить сферу и время своей деятельности. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого персонала.
Режим особых условий при возникновении указанных выше оснований устанавливается строго определенными лицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.
Такими должностными лицами выступают руководитель ФСИН либо начальник территориального органа УИС субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником ИУ режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.
Режим особых условий вводится на срок до 30 суток; при необходимости он может быть продлен на тот же срок22.
Статья 86 УИК рассматривает меры безопасности и основания их применения в исправительных учреждениях. Она должна рассматриваться в совокупности с гл. V «Применение физической силы, специальных средств и оружия» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»23.
Именно эти два закона и создают
правовую основу существования и
использования мер
Статья 86 говорит о персонале, который вправе применять меры безопасности, а Закон РФ от 21 июля 1993 г. указывает лишь на сотрудников УИС, подразумевая аттестованный состав (рядовых, младший, средний и старший начсостав). Более точной в данном случае представляется норма УИК, так как условия, необходимые для применения мер безопасности (особенно физической силы), могут возникнуть в отношении любого работника УИС, когда требуется защитить себя или других лиц, воспрепятствовать совершению побега либо иного правонарушения. Конечно, применять в необходимых случаях оружие и специальные (особенно технические) средства должны сотрудники УИС, осуществляющие охрану, конвоирование, розыск, задержание осужденных. Особая роль в этом отношении отводится сотрудникам отделов специального назначения, прошедшим особую подготовку и ориентированным как раз на применение мер безопасности в случае возникновения чрезвычайных происшествий, осложнения оперативной обстановки в ИУ, захватов заложников, групповых неповиновений, массовых беспорядков и т.п.
Информация о работе Режим в исправительных учреждений и средства его обеспечения