Режим в исправительных учреждений и средства его обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить режим в исправительных учреждениях.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- определить режим в исправительных учреждениях и требования, предъявляемые к нему;
- рассмотреть средства обеспечения режима в исправительном учреждении.

Содержание работы

Введение 3
1. Режим в исправительных учреждениях и требования, предъявляемые к нему 4
1.1. Понятие режима в исправительных учреждениях 4
1.2.Требования режима в исправительных учреждениях и способы их реализации 5
1.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях
2. Средства обеспечения режима в исправительном учреждении 11
2.1. Технические средства надзора и контроля 11
2.2. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима 14
2.3. Меры безопасности и основания их применения 20
Заключение 28
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Используемые  в ИУ технические средства надзора  и контроля применяются как средства наблюдения, оповещения (сигнализации), связи, обеспечивают активное или пассивное  противодействие попыткам совершения осужденными противоправных деяний, а также поиск и обнаружение осужденных и имеющихся у них запрещенных предметов и веществ.

Все сигналы, подаваемые техническими средствами о  состоянии охраняемых ими объектов, поступают на пульт в дежурную часть ИУ, которая ведет круглосуточное наблюдение за складывающейся оперативной обстановкой в ИУ и на прилегающей к нему территории, за осужденными на территории соответствующих объектов или в помещениях с помощью телевизионных установок, имея к тому же в своем распоряжении громкоговорящую связь, с помощью которой подаются различные команды или предупреждения осужденным о недопустимости нарушений установленного порядка поведения, о прекращении нарушений.

Каждое  ИУ имеет собственную радиосвязь, работающую на определенных волнах, что  позволяет получать оперативную  информацию самого разного характера путем регулярного радиообмена.

В каждом ИУ имеется свой коммутатор с разветвленной  телефонной сетью; на наиболее опасных  участках устанавливается сигнализация.

К мобильным  индивидуальным средствам надзора  и контроля относятся различные приспособления для обнаружения запрещенных предметов, радиотелефоны и переносные рации, различные средства оповещения.

Широкое применение находят приборы дистанционного управления, особенно по открыванию дверей в ШИЗО, в ПКТ и аналогичных  объектах, что существенно повышает надежность охраны и надзора, предупреждает возможность совершения правонарушений со стороны осужденных, а также не позволяет без контроля войти в особо охраняемое помещение.

Хорошо  отлаженная и надежно функционирующая  система технических средств обеспечивает высокую эффективность надзора и контроля за поведением осужденных в жилых и производственных помещениях, локальных зонах, при проведении различного рода массовых мероприятий культурно-просветительного или спортивного характера (особенно когда присутствует много приглашенных, родственников), помогает выявлять случаи недозволенных контактов осужденных с иными лицами, пресекать случаи передачи запрещенных предметов.

Попытки преодоления  охраняемых рубежей ИУ в этих случаях, как правило, своевременно становятся известны администрации, что позволяет пресекать побеги осужденных на первоначальной стадии их совершения. С помощью такой системы технических средств обеспечивается на более высоком уровне личная безопасность осужденных, персонала и лиц, посещающих ИУ.

Разнообразие  имеющихся и предлагаемых промышленностью  технических средств (особенно в  связи с конверсией) не означает свободного их выбора администрацией ИУ. Перечень и порядок использования  таких средств определяются нормативными правовыми актами РФ после всесторонней их апробации, исключающей причинение вреда жизни и здоровью осужденных и персоналу14.

2.2. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима

 

Положения статьи 84 УИК РФ являются новыми для уголовно-исполнительного законодательства РФ, хотя в системе ИУ оперативные службы имелись всегда и оперативно-розыскная деятельность осуществлялась постоянно.

Статья 1 Федерального закона от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»15 определяет оперативно- розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статья 84 УИК довольно подробно определяет задачи проводимой в ИУ оперативно-розыскной деятельности.

Прежде  всего, называется задача обеспечения  безопасности осужденных, персонала  ИУ, иных лиц.

Выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся  и совершаемых преступлений и  нарушений установленного порядка отбывания наказания выступа ют также в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности. Следует отдать должное оперативным аппаратам ИУ в успешности решения именно этой задачи: предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений со стороны осужденных происходит постоянно.

Результатом такой работы являются изъятые запрещенные  предметы и вещества, перекрытие каналов  их поступления в ИУ. Важной задачей  выступает также розыск в установленном  порядке осужденных, совершивших  побег из ИУ, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы16.

Побеги  осужденных дезорганизуют практически  всю работу ИУ, создавая нездоровый психологический климат. Поэтому  быстрейшее задержание бежавших - задача первостепенной важности; задержанного беглеца, как правило, доставляют в ИУ, из которого он совершил побег. Это делается для профилактики подобных правонарушений.

Задачей оперативно-розыскной  деятельности в ИУ является также  содействие в выявлении и раскрытии  преступлений, совершенных осужденными  до прибытия их в ИУ.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дает исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, с помощью которых решаются вышеназванные задачи:

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- проверочная закупка;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- снятие информации с технических каналов связи;

- оперативное внедрение;

- контролируемая поставка;

- оперативный эксперимент17.

В ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

В каждом ИУ имеется оперативный  отдел со специальным штатом сотрудников  и соответствующей технической оснащенностью. Работников оперативных отделов осужденные знают в лицо, поэтому свою профессиональную деятельность им приходится выполнять в довольно сложных условиях всеобщего наблюдения со стороны осужденных.

Те или иные оперативные мероприятия в отношении осужденных могут проводить и другие уполномоченные на то органы, указанные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Если указанным органам необходимо провести с осужденными те или  иные оперативно-розыскные мероприятия, то они обычно входят в контакт с осужденными через оперативных работников ИУ или вышестоящих аналогичных аппаратов, хотя не исключены и их самостоятельные действия18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Режим особых условий в исправительных учреждениях

 

 

Режим особых условий в исправительных учреждениях определен статьей 85 УИК РФ19.

Данная  статья в отличие от ранее действовавшего законодательства20 содержит больше оснований для введения в ИУ режима особых условий.

Кроме массовых беспорядков, УИК называет дополнительно стихийные бедствия, введение в районе расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, а также групповые неповиновения осужденных.

Все эти  обстоятельства в любом виде могут  послужить основанием для принятия решения о введении режима особых условий.

Стихийное бедствие представляет собой явление  природного характера (землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и  т.п.), ставящее ИУ в экстремальное  состояние.

Чрезвычайное  или военное положение объявляется  соответствующим субъектом исполнительной власти, на основании чего расположенное в данном районе ИУ автоматически переводится на режим особых условий.

Массовые беспорядки и групповые  неповиновения осужденных наиболее часто по сравнению с другими основаниями влекут принятие решения о введении режима особых условий.

В этом случае, если не принять необходимых  мер по их ликвидации, могут наступить  тяжелые последствия (разгром ИУ в целом или отдельных его  частей, причинение вреда жизни и здоровью осужденных, персоналу и иным лицам).

Групповые неповиновения осужденных характеризуются, как правило, пассивной  формой поведения (отказы от приема пищи, невыход из помещений, на работу и  т.п.), когда осужденные отказываются выполнять распоряжения администрации и возложенные на них обязанности.

Близки к групповым неповиновениям групповые хулиганские действия, проявляющиеся активно и в  ряде случаев связанные с насилием над личностью осужденных, но они  обусловлены все, же хулиганскими мотивами, а не стремлением противодействовать администрации ИУ. К тому же обычно групповые хулиганские действия носят локальный характер.

Массовые беспорядки связаны не просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах, поджогах, избиениях осужденных, расправах с неугодными, в захватах заложников и в ряде подобных действий. В данном случае под угрозу ставится общественная безопасность, жизнь и здоровье осужденных и персонала.

Мотивы подобных действий, как правило, обусловлены недовольством существующими порядками, требованиями их изменения, предоставления незаконных привилегий, смены тех или иных представителей администрации и другими аналогичными по своей мотивационной окраске требованиями.

Обоснованность требований осужденных, если они связаны с угрозой общественной безопасности, жизни и здоровья осужденных и персонала, при решении вопроса о введении режима особых условий значения не имеет; осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям и правилам поведения.

Режим особых условий может выражаться в ряде конкретных действий. Прежде всего, может быть приостановлена реализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных  ст. 88-97 УИК:

- приобретение продуктов питания,

- предоставление свиданий и выездов,

- получение посылок и передач,

- переписка и др.21

Режим особых условий в обязательном порядке предусматривает перевод  ИУ на усиленный режим охраны и  надзора, который достигается за счет уплотнения графика работы персонала  и уменьшения времени отдыха, запрещения отлучек, отпусков и т.п. При режиме особых условий устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты ИУ и прилегающие к ним территории.

Наконец, в самом ИУ может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, которые, наоборот, могут расширить сферу и время своей деятельности. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого персонала.

Режим особых условий при возникновении  указанных выше оснований устанавливается  строго определенными лицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.

Такими должностными лицами выступают  руководитель ФСИН либо начальник территориального органа УИС субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником ИУ режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток; при необходимости  он может быть продлен на тот же срок22.

4. Меры безопасности и основания их применения

 

Статья 86 УИК рассматривает меры безопасности и основания их применения в исправительных учреждениях. Она должна рассматриваться в совокупности с гл. V «Применение физической силы, специальных средств и оружия» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»23.

Именно эти два закона и создают  правовую основу существования и  использования мер безопасности. УИК использует термин «меры безопасности», в то время как Закон РФ от 21 июля 1993 г. ведет речь о применении физической силы, специальных средств и оружия, подразумевая в итоге те же самые меры. При этом если комментируемая статья делает акцент на правовых основах применения мер безопасности, определяя конкретные случаи, когда их возможно применить, то Закон РФ от 21 июля 1993 г. определяет, какие средства и когда могут быть применены, закрепляет права и обязанности персонала в этой сфере, указывает на возможную ответственность в случае неправомерного их применения.

Статья 86 говорит о персонале, который вправе применять меры безопасности, а Закон РФ от 21 июля 1993 г. указывает лишь на сотрудников УИС, подразумевая аттестованный состав (рядовых, младший, средний и старший начсостав). Более точной в данном случае представляется норма УИК, так как условия, необходимые для применения мер безопасности (особенно физической силы), могут возникнуть в отношении любого работника УИС, когда требуется защитить себя или других лиц, воспрепятствовать совершению побега либо иного правонарушения. Конечно, применять в необходимых случаях оружие и специальные (особенно технические) средства должны сотрудники УИС, осуществляющие охрану, конвоирование, розыск, задержание осужденных. Особая роль в этом отношении отводится сотрудникам отделов специального назначения, прошедшим особую подготовку и ориентированным как раз на применение мер безопасности в случае возникновения чрезвычайных происшествий, осложнения оперативной обстановки в ИУ, захватов заложников, групповых неповиновений, массовых беспорядков и т.п.

Информация о работе Режим в исправительных учреждений и средства его обеспечения