Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 01:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить режим в исправительных учреждениях.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- определить режим в исправительных учреждениях и требования, предъявляемые к нему;
- рассмотреть средства обеспечения режима в исправительном учреждении.
Введение 3
1. Режим в исправительных учреждениях и требования, предъявляемые к нему 4
1.1. Понятие режима в исправительных учреждениях 4
1.2.Требования режима в исправительных учреждениях и способы их реализации 5
1.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях
2. Средства обеспечения режима в исправительном учреждении 11
2.1. Технические средства надзора и контроля 11
2.2. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима 14
2.3. Меры безопасности и основания их применения 20
Заключение 28
Список использованных источников 29
Меры безопасности могут быть применены на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном законодательством. При этом указанные в законе меры безопасности могут быть применены как к осужденным, так и к иным лицам, нарушающим установленные законом требования.
Персонал УИС (прежде всего сотрудники) обязан проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим. При этом, применяя физическую силу, специальные средства и оружие, персонал обязан предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление в применении мер безопасности создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. Применяя меры безопасности, персонал должен обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, в необходимых случаях предоставляя пострадавшим медицинскую помощь. Сотрудник, применивший физическую силу, специальные средства или оружие, в каждом конкретном случае обязан доложить непосредственному начальнику о факте применения той или иной меры безопасности.
При отсутствии специальных средств
и оружия в случае необходимой
обороны или крайней
В случае ранения или смерти осужденных, заключенных или иных лиц в результате применения мер безопасности начальники учреждений, исполняющих наказания, обязаны сообщить об этом прокурору. Применение мер безопасности с нарушением предусмотренных законодательством правил влечет наступление ответственности, вплоть до уголовной.
Для применения мер безопасности необходимо иметь законные основания. В качестве таковых комментируемая статья называет ряд конкретных деяний: оказание осужденными со противления персоналу, злостное неповиновение законным требованиям персонала, проявление буйства, участие в массовых беспорядках, захват заложников, нападения на граждан или совершение иных общественно опасных действий, а также побег или задержание бежавших из ИУ осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе. Под сопротивлением персоналу понимается активное противодействие осужденными выполнению возложенных на сотрудников учреждений, исполняющих наказания, обязанностей по обеспечению порядка отбывания наказания, прежде всего несоблюдение осужденными дисциплины и установленных для них правил поведения. Злостное неповиновение законным требованиям персонала представляет собой открытый, демонстративный отказ от исполнения обращенного к осужденному требования сотрудника ИУ, который в силу выполняемых им функций имеет право предъявить такое требование, а осужденный обязан его выполнить.
Проявление буйства выражается в бесчинстве, агрессивном поведении, которое может сопровождаться повреждением имущества, оскорблением персонала, нецензурной бранью, нанесением побоев окружающим. Участие в массовых беспорядках выражается в действиях больших групп людей, сопровождающихся насилием над осужденными и персоналом, другими гражданами, уничтожением имущества, поджогами, погромами, использованием холодного и огнестрельного оружия, вооруженным сопротивлением представителям власти.
Захват заложников заключается в противоправном лишении человека или группы лиц свободы передвижения с угрозой расправы над ними и выдвижением требований по выполнению определенных условий администрацией ИУ или властями как обязательного шага для последующего освобождения заложников.
Нападение на граждан может выражаться в применении физического насилия, нанесении побоев персоналу, осужденным, а также гражданам, находящимся на территории ИУ или территории, прилегающей к ней. Нападение может также носить корыстный характер и выражаться в форме разбойных нападений. Побег из места лишения свободы выражается в самовольном незаконном оставлении места отбывания наказания либо при передвижении из одного места в другое, перевозке из одного ИУ в другое. Он может быть совершен как скрытно с помощью различных ухищрений и приспособлений, так и открыто, может сопровождаться применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо угрозой применения такого насилия. Задержание бежавших из ИУ проявляется в действиях по пресечению состоявшегося побега.
В качестве мер безопасности закон называет физическую силу, специальные средства и оружие. Целью их применения выступают пресечение противоправных действий осужденных и иных лиц и предотвращение причинения вреда окружающим и самим себе. Физическая сила (в том числе боевые приемы борьбы) может быть применена персоналом для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований. Она применяется в основном при сопротивлении персоналу ИУ, злостном неповиновении их законным требованиям, проявлении буйства. В зависимости от развития ситуации к данным лицам могут быть применены и специальные средства.
Основания применения специальных средств указаны в ст. 30 Закона РФ от 21 июля 1993 г. Они применяются:
1) для отражения нападения на работников УИС, осужденных, заключенных и других граждан;
2) для пресечения массовых
3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
4) при конвоировании и охране
осужденных и заключенных,
5) для задержания или
В Законе РФ от 21 июля 1993 г. дается четкая регламентация применения конкретных видов специальных средств: резиновые палки применяются в случаях, указанных в п. 1, 2 ст. 30; наручники - в п. 2, 4 ст. 30; светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в п. 1-3, 5 ст. 30; средства разрушения преград - в п. 3, 5 ст. 30; водометы и бронемашины - в п. 2, 3, 5 ст. 30 (и только по указанию начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказание, СИЗО с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения); служебные собаки - в п. 1-3, 5 ст. 30 названного Закона.
Виды специальных средств, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. При этом обязательным требованием выступает минимальное причинение вреда осужденным, заключенным и иным лицам.
Применение специальных
Применение огнестрельного оружия (в том числе газового) регламентировано ст. 31 Закона РФ от 21 июля 1993 г. В Законе, прежде всего, отмечается, что порядок ношения оружия на территориях учреждений, исполняющих наказания, СИЗО и федеральных государственных унитарных предприятий УИС устанавливается территориальными органами УИС. Огнестрельное оружие может быть применено для:
1) защиты от нападения,
2) отражения нападения,
3) освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
4) отражения группового или
5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнять законные требования сотрудника УИС о сдаче оружия;
6) остановки транспортного
7) предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
Сотрудники УИС имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для его применения. Огнестрельное оружие применяется без предупреждения при:
1) отражении нападения с
2) побеге осужденных и
3) попытке осужденного или
При применении огнестрельного оружия сотрудники УИС обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи. Законом установлены ограничения применения оружия. Его запрещается применять к женщинам с видимыми признаками беременности, лицам с явными признаками инвалидности, несовершеннолетним, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник УИС в течение 24 часов с момента его применения обязан доложить непосредственному начальнику или начальнику территориального органа УИС по месту применения оружия24.
Таким образом, режим в исправительных
учреждениях подробно рассмотрен в
главе 12 Уголовно-исполнительного
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и дополнениями)
2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (под ред. А.И. Зубкова) - "Норма", 2008 г.
3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (под. ред. А.И. Зубкова) - "Норма", 2005 г.
4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями)
5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - "Издательство Юрайт", 2009 г.
6. Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - Проспект, 2009 г.
7. Трикс А.В. Справочник прокурора - "Питер", 2007 г.
8. Судебная "архитектура" с репрессивным уклоном (М. Поздняков, "эж-ЮРИСТ", N 22, июнь 2008 г.)
9. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". - Система ГАРАНТ, 2007 г.
10. 24 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2010.
24 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и последними дополнениями от 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля 2010 г.) – СПС Гарант, 2010.
24 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и последними дополнениями от 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля 2010 г.) – СПС Гарант, 2010.
1 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2010.
2 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и последними дополнениями от 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля 2010 г.) – СПС Гарант, 2010.
3 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и последними дополнениями от 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля 2010 г.) – СПС Гарант, 2010.
4 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"(с изменениями 14 марта, 27 сентября, 25 ноября 2009 г.)- СПС Гарант, 2010.
5 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2010.
6 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2010.
7 Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений/ утв. приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 (с изменениями от 3 марта 2008 г., 12 февраля 2009 г.) – СПС Гарант, 2010.
8 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2010.
9 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и последними дополнениями от 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля 2010 г.) – СПС Гарант, 2010.
10 Положение о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы //утв. приказом Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. № 178. – СПС Гарант, 2010.
Информация о работе Режим в исправительных учреждений и средства его обеспечения