Розыск в оперативно-розыскном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

Это же слово означало и установление истины при расследовании обстоятельств совершенного преступления или
доказывание вины, которое осуществлялось путем получения собственного признания обвиняемого под пыткой, заслушивания свидетельских показаний,
проведения очных ставок и других приемов. Под розыском, кроме того, подразумевались действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию
известных преступников.

Файлы: 1 файл

Розыск в оперативно-розыскном процессе.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

личности, особых приметах, связях и местах возможного нахождения.

Розыскная работа как разновидность  правоохранительной деятельности, основанной на комплексном применении оперативно-розыскных  и уголовно-

процессуальных мер, является одновременно частью ОРД и частью уголовного судопроизводства. Поэтому  понятие розыска можно рассматривать  как 

самостоятельное междисциплинарное  понятие, частично подчиненное двум разным понятиям, объединившее в себе часть содержания понятия уголовного

судопроизводства и часть  содержания понятия ОРД.

Таким образом, под розыскной  работой (розыском) понимается базирующаяся на уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном  законодательстве и 

отдельных подзаконных нормативных  актах комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных

мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства (стадии оперативно-розыскного процесса) уполномоченными на то законом 

субъектами и направленных на обнаружение местонахождения  подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и  иных категорий 

разыскиваемых, выявление  и устранение условий, способствующих длительному укрывательству разыскиваемых  и безвестному исчезновению.

Виды розыска. В зависимости  от территориальных границ осуществления  ОРМ розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный,

межгосударственный и  международный. Применение того или  иного вида розыска зависит от наличия соответствующих правовых оснований и 

соблюдения определенных процедурных требований.

Местный розыск — это вид  розыска, проводимого в основном в пределах территории одного субъекта РФ по месту его объявления, при  котором 

сигнальная система оперативно-справочных учетов используется локально. При  этом не исключается возможность  проведения отдельных розыскных 

мероприятий за пределами  территориальной юрисдикции инициатора розыска им самим либо по его письменному  заданию оперативными

подразделениями других правоохранительных органов.

Федеральный розыск — это  вид розыска, проводимого на территории всей РФ, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов

правоохранительных органов  используется централизованно. Федеральный  розыск начинается в случаях, когда  возможности местного розыска исчерпаны 

либо разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск — это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора

розыска), но на территории государств—участников  СНГ, при котором используются сигнальные системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и 

адресных бюро МВД стран  Содружества.

Международный розыск по каналам  Интерпола — это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых  лиц, находящихся за пределами РФ, в 

котором принимают участие  правоохранительные органы зарубежных стран, через посредничество Национального  центрального бюро (НЦБ) Интерпола 

при МВД России.

Розыскная работа в зависимости  от осуществляющих ее субъектов делится  еще на три самостоятельных вида: розыскная работа следователя и  дознавателя,

розыскная работа ОРО, розыскная  работа МОБ (включая ПВС). Каждый из этих видов розыска изучается  различными юридическими науками и 

различными учебными дисциплинами.

Розыскная работа следователя  и дознавателя является предметом  изучения частной научной теории — криминалистическим учением о  розыске и 

самостоятельным разделом одноименной  учебной дисциплины.

Розыскная работа ОРО изучается  оперативно-розыскной теорией.

Розыскная работа МОБ и  ПВС относится к сфере отношений, регулируемых административным правом, и изучается в соответствующем  учебном курсе.

Предметом рассмотрения в  данной главе является розыскная  работа ОРО, которая, в свою очередь, в зависимости от категорий разыскиваемых  лиц может 

быть разделена на три  самостоятельных направления: розыск подозреваемых, обвиняемых подсудимых и осужденных, розыск лиц, пропавших  без вести, и 

установление личности граждан  по неопознанным трупам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных

 

Под скрывшимися лицами понимаются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия  и суда; совершившие побег из

ИВС, из-под конвоя милиции, из зала судебного заседания, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных ИУ, СИЗО, из-под конвоя, а 

также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом  решения о замене исправительных работ другими видами наказания.

Розыск скрывшихся лиц  начинается с проведения первоначальных проверочных и поисковых мероприятий, направленных на обнаружение и физическое

задержание разыскиваемых. В зависимости от категории разыскиваемых  и обстоятельств их сокрытия от правоохранительных органов первоначальные

мероприятия по розыску могут  осуществляться в безотлагательном либо обычном порядке.

Правоохранительные органы обязаны безотлагательно реагировать  на информацию, содержащую данные о  побегах задержанных, арестованных и 

осужденных из ИВС, СИЗО, ИУ, а также из-под конвоя милиции  или из-под охраны подразделений  ГУИН.

Организационное обеспечение  неотложных действий при побеге задержанного или арестованного из ИВС или  от конвоя милиции возложено на дежурные

части ОВД. Они организуют преследование бежавших по горячим  следам; поиск на местности; выставление  постов, заслонов на маршрутах наиболее

вероятного движения и  засад в местах возможного появления  разыскиваемых; ориентирование на розыск по приметам личного состава; использование  в 

розыске СМИ.

При побеге арестованных и  осужденных из СИЗО и ИУ первоначальные мероприятия по розыску осуществляются розыскными подразделениями этого 

ведомства. ОВД в этом случае оказывают содействие подразделениям ГУИН согласно заранее разработанным  совместным планам.

В случае побега подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления по решению руководителя ОВД может 

вводиться в действие специальный  план по розыску под условным наименованием  «Сирена». Этот план включает в себя предварительный расчет сил и 

средств, необходимых для  проведения широкомасштабной операции по задержанию преступников, а также  порядок оповещения, сбора и расстановки 

личного состава. В нем  с учетом особенностей местности  устанавливаются конкретные места  для выставления постов, заслонов и засад, позволяющие 

надежно блокировать территорию административного района; определяется состав поисковых групп и групп  захвата; разрабатываются функциональные

обязанности участников операции и предусматриваются меры по организации  устойчивой связи между ними. Планы  розыскных операций «Сирена»

имеются в каждом территориальном  ОВД, они органически взаимосвязаны  с аналогичными планами в масштабе республики, края, области и 

скоординированы с соответствующими планами соседних ОВД, в том числе  и на транспорте. В необходимых  случаях они могут вводиться  на территории

нескольких административных образований либо на территории субъекта РФ в целом.

В обычном порядке осуществляются первоначальные мероприятия по розыску  подозреваемых, обвиняемых, скрывшихся от следствия, в отношении 

которых была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Этот порядок предполагает активное участие в розыске следователей и 

дознавателей, в производстве которых находится уголовное  дело. При этом следует иметь в  виду, что неявка подозреваемого и  обвиняемого по вызову или 

отсутствие его по месту  постоянного проживания еще не являются основанием для

вывода о сознательном уклонении от следствия или суда. В таких случаях необходимо удостовериться, что отсутствие подозреваемого или  обвиняемого 

вызвано умышленным уклонением от привлечения к уголовной ответственности.

При подтверждении факта  уклонения от следствия и неизвестности  местонахождения подозреваемого или  обвиняемого следователь (дознаватель)

проводит необходимые  следственные действия, направленные на его обнаружение (допросы близких  родственников и сослуживцев, обыски и осмотры его 

жилища); накладывает арест  на его почтово-телеграфную корреспонденцию; обобщает и анализирует имеющиеся  в уголовном деле сведения о личности

скрывшегося лица, собирает дополнительные данные о его возможном  местонахождении. В соответствии с  УПК при наличии оснований  принимается 

процессуальное решение  об объявлении розыска подозреваемого или обвиняемого и в необходимых  случаях изменяется мера пресечения. Розыск может 

быть объявлен как во время  производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий  постановлений о привлечении  в качестве подозреваемого или обвиняемого, об избрании

меры пресечения, справки  о личности разыскиваемого не позднее  трех дней передается через канцелярию в розыскное подразделение 

правоохранительного органа. Поручение розыска розыскному подразделению  не освобождает следователя (дознавателя) от процессуального участия в 

розыске обвиняемого.

При получении материалов объявления подозреваемого или обвиняемого  в розыск сотрудник розыскного подразделения  информирует личный состав

правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в  суточную сводку о происшествиях  и 

преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также  в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть

известны сведения о местонахождении  обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В ОРО, на территории, обслуживания которых вероятно

появление разыскиваемого, и  по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки. Кроме того, следует провести

проверку по учетам лиц, содержащихся в ИВС, СИЗО, спецприемниках для административно  арестованных, а также по учетам неопознанных трупов и 

лиц, по состоянию здоровья не могущих сообщить о себе сведений.

После проведения первоначальных проверочных мероприятий не позднее 10 суток с момента поступления  в розыскное подразделение постановления  о 

розыске подозреваемого или  обвиняемого кроме случаев, не терпящих отлагательства, принимается решение  о заведении розыскного дела.

Розыскное дело является одним  из видов ДОУ, заведение которых  предусмотрено ст. 10 ФЗ об ОРД. Оно  служит для накопления информации о  ходе и 

результатах розыска, ее анализа, систематизации, планирования работы, а также контроля за ее законностью  и эффективностью. В нем 

сосредоточиваются уголовно-процессуальные документы, являющиеся юридическим  основанием для объявления розыска  и осуществления ОРМ; общие 

планы работы по розыскному делу и частные планы решения  отдельных тактических задач; справки  об их выполнении; материалы служебной  переписки и 

другие оперативно-служебные  документы.

О заведении розыскного дела выносится постановление, которое  утверждается руководителем территориального правоохранительного органа.

Одновременно заполняются  предусмотренные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документы  на разыскиваемое лицо,

включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую  и опознавательную карты, а также  сторожевой листок. Все 

учетно-регистрационные документы  направляются в информационный центр  МВД, УВД субъекта РФ, а сторожевые листки помещаются в картотеке 

адресного бюро паспортно-визовой  службы.

При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. План

розыскных мероприятий утверждается руководителем правоохранительного  органа. В плане работы по розыскному делу должны быть сформулированы

розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указаны  необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия

по проверке каждой выдвинутой версии.

Общепоисковые мероприятия, планируемые по любому розыскному делу, должны включать в себя:

опрос родственников, знакомых, соседей и сослуживцев разыскиваемого лица с целью установления мест возможного нахождения, маршрутов 

движения, связей, примет, характеристики личности; 

информирование о розыске  бюро ЗАГС по месту рождения и последнего жительства скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, куда он может 

обратиться с просьбой об изменении фамилии, 

о получении копии свидетельства  о рождении, браке, разводе и т.д.; 

сообщение в отдел кадров по месту последнего места работы — для 

внесения отметки о  розыске в его личное дело; 

извещение военкомата о розыске  подозреваемого или обвиняемого  с целью воспрепятствования снятия его с воинского учета без 

уведомления об этом ОРО; 

получение фотографий, образцов почерка, установление группы 

крови разыскиваемого; 

Информация о работе Розыск в оперативно-розыскном процессе