Розыск в оперативно-розыскном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

Это же слово означало и установление истины при расследовании обстоятельств совершенного преступления или
доказывание вины, которое осуществлялось путем получения собственного признания обвиняемого под пыткой, заслушивания свидетельских показаний,
проведения очных ставок и других приемов. Под розыском, кроме того, подразумевались действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию
известных преступников.

Файлы: 1 файл

Розыск в оперативно-розыскном процессе.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

ВД России. Опознавательные  и дактилоскопические карты составляются в двух экземплярах и не позже  одного месяца с момента обнаружения 

неизвестного лица направляются в ИЦ МВД (УВД) для постановки на учет, откуда второй экземпляр карт после  проверки не позднее двух месяцев 

направляется в ГИЦ  МВД России. Опознавательные карты  на неопознанные трупы, больных и  детей стоят на учете 15 лет.

ИЦ МВД (УВД) осуществляет контроль за своевременностью и полнотой постановки на учет неопознанных трупов, больных и детей, качеством 

заполнения карт; осуществляет постоянную поверку неопознанных трупов, больных и детей по массивам учетов без вести пропавших граждан  и 

разыскиваемых преступников; оповещает ОВД о результатах  проверки; обеспечивает своевременность  постановки и снятия с учета; направляет

опознавательные и дактилоскопические карты для проверки и постановки на учет в ГИЦ МВД России; направляет сообщения об установлении личности и 

снятии с централизованного  учета.

ГИЦ МВД России сосредоточивает  информацию о неопознанных трупах, больных и детях, обнаруженных на территории всех субъектов РФ, и 

осуществляет их централизованный учет; контролирует своевременность  постановки на учет и правильность заполнения опознавательных карт; проверяет 

неопознанные трупы, больных  и детей по массивам без вести  пропавших граждан и разыскиваемых  преступников; оповещает ИЦ МВД (УВД) о 

результатах проверки.

Если в ходе проверки в  ГИЦ МВД России будет установлено  сходство данных неопознанного трупа, больного, ребенка с данными без  вести пропавшего,

разыскиваемого преступника, об этом в ИЦ МВД (УВД), представившему материал, направляется ориентировка для проведения работ по опознанию 

личности. Опознавательная  карта с отметкой остается в картотеке  и используется в последующем  поиске.

ИЦ МВД (УВД) данные ориентировки проверяет по учетным массивам и  незамедлительно информирует инициатора розыска. Ориентировка берется на

контроль и хранится в  ИЦ. Результаты работы по опознанию  ИЦ в трехмесячный срок сообщает в  ГИЦ МВД России.

Если в ходе розыскных  мероприятий получены данные о возможном  сходстве неопознанного трупа или  устанавливаемого лица с конкретным без вести 

пропавшим лицом, но уголовное  дело по данному факту не возбуждено, то в соответствии с ФЗ об ОРД  проводится оперативно-розыскное отождествление

личности, порядок которого должен быть максимально приближен  к процедуре проведения процессуального  опознания.

При установлении неизвестных  лиц ОВД незамедлительно письменно  сообщает об этом родственникам, а также  в отдел загс и бюро судебно-

медицинской экспертизы для  внесения соответствующих изменений  в актовых записях регистрации  смерти и журнале учета актов  судебно-медицинских 

исследований трупов. Копия  сообщения об установлении личности приобщается к делу.

Если в период работы по делу неизвестный больной или  ребенок умер, то мероприятия по установлению его личности проводятся в порядке,

предусмотренном для работы по установлению личности неопознанного  трупа.

Дело по установлению личности неизвестного прекращается в связи  с установлением личности либо по истечении пяти лет с момента  его заведения. О 

прекращении дела выносится  мотивированное постановление, утверждаемое руководителем органа внутренних дел. Второй экземпляр постановления 

направляется в ИЦ МВД (УВД) для производства отметки о  сдаче дела в архив. Прекращенные по истечении срока дела сдаются  в архив, где хранятся в 

течение Шлет.

На основании постановления  о прекращении дела в связи  с установлением личности ИЦ МВД (УВД) снимает устанавливаемое лицо со своего учета и 

направляет в ГИЦ МВД  России соответствующее сообщение. Опознавательные карты на установленных  граждан и разысканных без  вести пропавших лиц 

после изъятия из учетных  массивов хранятся в архивах ИЦ МВД (УВД) и ГИЦ МВД России в течение  года, а затем уничтожаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 5. Особенности межгосударственного  розыска лиц

 

Понятие и правовая основа осуществления межгосударственного  розыска

В соответствии с действующим  законодательством межгосударственный розыск лиц представляет собой комплекс оперативно-розыскных, поисковых,

информационно-справочных и  иных мероприятий, направленных на обнаружение  в целях последующего ареста и  выдачи (экстрадиции) разыскиваемых 

лиц, находящихся за пределами  государства — инициатора розыска, но в пределах территорий государств — участников СНГ. При межгосударственном

розыске лиц используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД государств — участников СНГ.

Объективная потребность  в осуществлении межгосударственного  розыска обусловила необходимость  его правовой регламентации в  целях четкой

организации и оптимального проведения. Документом, положившим начало создания нормативной основы межгосударственного  розыска, можно считать 

подписанное 24 апреля 1992 г. в  г. Алма-Ате Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых  государств в сфере борьбы с 

преступностью. В соответствии со ст. 1 Соглашения одним из основных направлений сотрудничества сторон является «розыск преступников, лиц,

скрывшихся от следствия  и суда ...». МВД государств — участников СНГ в соответствии с Соглашением  взаимодействуют друг с другом по вопросам

розыска указанных лиц, руководствуясь законодательством своих государств.

Исторически сложившаяся  демографическая и экономическая  общность государств — бывших республик  СССР, схожесть, а во многом и тождественность 

их уголовного, уголовно-процессуального  законодательства, аналогичность структур их правоохранительных органов, тенденции  государственного

сближения этих стран и  другие объективные причины обусловили подписание государствами -участниками  СНГ Конвенции о правовой помощи и 

правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)( 7 октября 2002 г. подписана  новая Конвенция по этим

вопросам (находится на ратификации).

. Объем правовой помощи, оказываемой государствами, подписавшими  Минскую конвенцию, предусматривает,  в том числе, розыск и выдачу  лиц, 

совершивших преступления (ст. 6). Однако раздел IV « Правовая помощь по уголовным делам» Конвенции регулирует в основном вопросы, относящиеся 

собственно к выдаче, не затрагивая напрямую вопросов объявления и проведения розыска лиц, предшествующего  выдаче.

Развитие практики взаимодействия государств - участников СНГ именно по вопросам объявления лиц в розыск во многом обусловило подписание ими  в 

1997 г. Протокола к Минской  конвенции. Изменения и дополнения, содержащиеся в Протоколе, выделили  розыск лиц в качестве самостоятельного  вида 

правовой помощи, определили порядок его объявления. Наряду с  закрепленной в Протоколе необходимостью запрашиваемой стороны по получении 

требования о выдаче немедленно принять меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется, существенной новацией является

предусмотренная этим документом возможность осуществления розыска  лица и до получения требования о  его выдаче при наличии оснований  полагать,

что это лицо может находиться на территории запрашиваемой стороны. В этом случае розыск начинается с  момента получения запрашиваемой  стороной

ходатайства об установлении разыскиваемого лица с просьбой о  его задержании и указанием о  том, что требование о выдаче будет  представлено

дополнительно.

Разыскиваемое лицо может  быть задержано и без ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством  основания подозревать, что оно 

совершило на территории другой страны СНГ преступление, влекущее выдачу. Таким основанием может стать  информация о межгосударственном

розыске обвиняемого или  подсудимого, сводки - ориентировки, информационные бюллетени и Другие документы.

С утверждением на Заседании  Совета министров внутренних дел (СМВД) государств — участников СНГ Временной  инструкции о едином порядке 

осуществления межгосударственного  розыска лиц (г. Баку, 12 сентября 1997 г.) этот вид розыска получил особую регламентацию и нормативное 

определение. В 2002 г. решением СМВД была утверждена новая Инструкция о едином порядке осуществления  межгосударственного розыска лиц,

заменившая Временную  инструкцию. Инструкция определяет единый порядок взаимодействия МВД государств — участников СНГ и иных

уполномоченных государственных  органов, выполняющих правоохранительные функции при осуществлении межгосударственного  розыска обвиняемых,

подсудимых и осужденных, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; лиц, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний  и решений 

судов по искам; пропавших  без вести граждан; при установлении личности граждан по неопознанным трупам.

В соответствии с указанием  МВД России «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществления  межгосударственного розыска лиц» от 28 марта 

2002 г. № 1/1784 межгосударственный  розыск на территории РФ аналогичен  существующей системе федерального  розыска и не подменяет собой 

международный розыск, проводимый по каналам Интерпола. Объекты межгосударственного  розыска — те же, что определены нормативно-правовыми 

актами, регламентирующими  осуществление федерального розыска.

В соответствии с Инструкцией  о едином порядке осуществления  межгосударственного розыска лиц  субъектами межгосударственного розыска  являются

МВД стран Содружества, осуществляющие взаимодействие по вопросам розыска  через свои центральные аппараты. Однако при наличии конкретной

информации о местонахождении  разыскиваемого лица возможно направление  поручения о розыске в соответствующий  территориальный или линейный

ОВД.

По общему правилу каналы Интерпола в целях межгосударственного  розыска лиц не используются, однако при наличии достоверных данных о 

местонахождении разыскиваемых  как в одном из государств-участников СНГ, так и в государстве дальнего зарубежья, розыск осуществляется в 

соответствии с Уставом  Интерпола и национальным законодательством.

 

                        Условия и порядок объявления  межгосударственного розыска на  территории СНГ

Формальным основанием объявления межгосударственного розыска является постановление, которое выносит  ОВД, осуществляющий розыск.

Постановление об объявлении межгосударственного розыска может  быть вынесено в том случае, когда  меры розыска внутри государства  — инициатора

розыска исчерпаны, разыскиваемое

лицо не найдено и имеются  основания полагать, что оно выехало  в другое государство — участник СНГ. Основанием для построения таких 

предположений могут служить  данные о возможном местонахождении  разыскиваемых на территории одного из государств — участников СНГ,

информация о намерении  выезда или неоднократных выездах  ранее в страны СНГ.

Инструкция о едином порядке  осуществления межгосударственного  розыска выделяет категории лиц, в отношении которых розыск объявляется 

незамедлительно — в течение  суток. Это обвиняемые и лица, пропавшие  без вести, при наличии достоверной  информации об их пребывании или 

намерении выехать в другие государства СНГ.

Сведения о лицах, объявленных  в межгосударственный розыск, информационными  центрами МВД передаются в созданный  в соответствии с Соглашением 

о взаимодействии МВД в  сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.) МИБ шифротелеграммами с последующим направлением в пятидневный срок

необходимых документов.

Информацию на разыскиваемых  лиц МИБ, держателем которого является МВД России, передает в ИЦ всех МВД  для последующего размещения в 

оперативно-справочных картотеках ИЦ и адресных бюро.

В РФ вынесением постановления  об объявлении федерального розыска  автоматически объявляется и  межгосударственный розыск на территории

государств Содружества. Решение об объявлении федерального (а, следовательно, и межгосударственного) розыска принимает начальник  ОВД или его 

заместитель по представлению  сотрудника, в производстве которого находится розыскное дело. Одновременно с вынесением постановления об

объявлении розыска сотрудником  ОВД, осуществляющего розыск, заполняется  информационно-поисковая карта (ИПК) на связи разыскиваемого и места 

его вероятного появления.

В соответствии с Наставлением по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов,

экспертно-криминалистических коллекций и картотек ОВД России ГИЦ МВД России формирует централизованный учет лиц, объявленных в 

федеральный и межгосударственный розыск. Этот учет предназначен для  обеспечения мероприятий федерального и межгосударственного розыска  лиц,

пропавших без вести и  скрывающихся от правоохранительных органов  РФ и зарубежных государств. Основание  для постановки на учет — постановление 

Информация о работе Розыск в оперативно-розыскном процессе