Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:36, шпаргалка
1.Понятие уголовно-исполнительной политики и ее содержание.
2.Понятие уголовно-исполнительного права и его основные признаки.
3.Предмет и метод уголовно-исполнительного права.
Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ. При невыполнении требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные указанным выше Федеральным законом. Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им своих функций влечет ответственность, предусмотренную законодательством.
Ответственность за обращение приговора к исполнению возложена на судью. По его указанию и за его подписью направляется распоряжение об исполнении приговора, с приложением его копии.
Секретарь суда, выполняющий распоряжение судьи об обращении приговора к исполнению, ведет справочный лист, в котором отмечает все действия, связанные с исполнением. Этот лист заверяется подписью секретаря суда и приобщается к уголовному делу.
Председатель суда (судья) обязан лично проверить исполнение приговора (определения, постановления). Уголовное дело не может быть направлено для хранения в архив до получения ответа от тех органов, которым поручено исполнение приговора. Только по получении соответствующих сообщений приговор (определение, постановление) считается обращенным к исполнению.
Учреждения и органы, приводящие приговор в исполнение, обязаны извещать суд, постановивший приговор, о приведении его в исполнение. Суд должен знать, в каком месте отбывает наказание осужденный к лишению свободы, поскольку в течение всего периода отбывания наказания приговор может подвергнуться различного рода изменениям.
Исполнение лишения свободы наиболее детально урегулировано нормами УИК РФ. Такая всеобъемлющая регламентация исполнения этого вида наказания обусловливается необходимостью, с одной стороны, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав и свобод осужденных, их законных интересов, а с другой - предоставить администрации исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины, предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления.
Процесс отбывания лишения свободы ограничен определенным временным периодом, который определяет суд. В зависимости от времени нахождения в местах лишения свободы принято выделять три этапа отбывания: первоначальный (или адаптационный); основной, когда к осужденному применяются все средства исправительного воздействия; заключительный, связанный с подготовкой к жизни на свободе.
Содержание исполнения наказания включает в себя правовое положение осужденных, их права и обязанности.
В ст. 10 УИК РФ провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите наравне со всеми гражданами России.
Государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных. В последнем случае речь идет о законных интересах не только осужденных, но и их родственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц, с которыми осужденный связан теми или иными правоотношениями. Наказывая виновного в конкретном преступлении, государство не может ущемлять интересы этих субъектов, никоим образом не связанных с совершенным деянием. Такое правило должно быть соблюдено и в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
Законность реализации на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов.
Личная безопасность осужденных к лишению свободы обеспечивается согласно ст. 13 УИК РФ, а при исполнении иных наказаний - территориальными органами юстиции, внутренних дел, прокуратуры и иными правоохранительными и судебными органами по месту обращения осужденного с просьбой обеспечить безопасность.
Уголовно-исполнительный кодекс не освобождает осужденного от исполнения своих гражданских обязанностей. Наоборот, учитывая, что осужденные не выполнили свою основную гражданскую обязанность - соблюдать законы государства, соблюдение юридических обязанностей является для них первостепенной задачей. Поэтому в процессе исполнения наказания на осужденного возлагаются дополнительные к имеющимся гражданским обязанности и осуществляется постоянный контроль за их исполнением.
В статье 11 УИК РФ (ч. 1) содержится требование о том, что осужденные несут установленные законодательством Российской Федерации обязанности ее граждан, должны соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, правила санитарии и гигиены. Следовательно, речь идет об исполнении общегражданских обязанностей. Данное положение создает как бы правовую основу для установления специфической обязанности осужденных по соблюдению, например, правил санитарии и гигиены в местах их проживания и работы со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая специфическую дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение таких общегражданских обязанностей. Если в условиях свободы граждане вольны в установлении пределов санитарии и гигиены собственного жилища или тела, то в местах лишения свободы к этим аспектам их жизнедеятельности предъявляются определенные требования, соблюдать которые осужденные обязаны.
Следующей выступает обязанность осужденных соблюдать требования федеральных законов, а также принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний.
На осужденных возлагается специальная обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; без этого невозможно в полном объеме, точно и в срок исполнить наказание. Речь идет о выполнении осужденными законных требований, а не любых приказов и указаний.
В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.
Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает необходимость являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и давать объяснения по поводу того, как ими соблюдаются требования приговора.
Исправление осужденных есть генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (естественно, кроме смертной казни). Эта линия определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными, и ее осуществление является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания.
8. Режим исполнения наказания, его основные элементы и требования.
Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
Согласно ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы.
Режим выражает сущность наказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующих каждому виду этого наказания лишений или ограничений прав и свобод осужденного. Он призван обеспечить: охрану, изоляцию осужденных и надзор за ними; исполнение возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; изменение условий отбывания наказания.
Режим как выражение наказания представляет собой не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы, основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства. Под карой традиционно понимают некий объем правоограничений, выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных видов исправительных учреждений. Кроме того, объем правоограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные в исправительных колониях могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Режим как одно из основных средств исправления осужденных определен в ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и призван обеспечить формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулировать правопослушное поведение. К требованиям режима следует отнести, например, обязательность общественно полезного труда осужденных (ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), соблюдение осужденными правил вежливого обращения между собой и с персоналом учреждения, содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест (Правила внутреннего распорядка) и др. За нарушение этих предписаний предусмотрены меры дисциплинарного воздействия. Тем самым воспитательная функция режима осуществляется в большей мере путем принуждения и направлена на воспитание человека, приучение его к дисциплине, соблюдению правил поведения, приобщению осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, в том числе посредством стимулирования их правомерного поведения.
Режим как условие применения иных средств исправления осужденных получил законодательное закрепление в ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Состояние режима, отвечающего требованиям уголовно-исполнительного законодательства, создает благоприятные условия для воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия. Обязанностью лиц, лишенных свободы, является получение основного общего образования, если они не достигли возраста 30 лет (ч. 1 ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Исходя из этого обеспечивающая функция режима представляет собой правовую основу применения к осужденным мер исправительного воздействия. Нормы режима определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику осуществления с ними воспитательной работы, получения осужденными общего образования и профессиональной подготовки, а также порядок обеспечения жизнедеятельности осужденных и организацию их свободного времени. Реализацию этих и других предписаний обеспечивает режим лишения свободы.
Функции режима реализуются в их единстве, взаимосвязи между собой, в своей совокупности они определяют содержание режима лишения свободы.
9.Понятие исправительного
Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства.
1. Исправление
осужденных - это формирование у
них уважительного отношения
к человеку, обществу, труду, нормам,
правилам и традициям
2. Основными
средствами исправления
3. Средства
исправления осужденных
Понятие исправления осужденных и его основные средства
Исправление осужденных одновременно рассматривается и как результат исполнения наказания и применения средств исправительного воздействия. В настоящее время УК РФ связывает применение, например, условно-досрочного освобождения (ст. 79) с убежденностью суда в том, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления относятся: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие.
К числу основных средств исправления законодатель относит воспитательную работу, которая направлена на формирование у осужденных элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону. Применительно к конкретным видам наказания УИК РФ определяет направления и основные формы воспитательной работы с осужденными (ст. 56, 109 – 110, 165). Она основана на принципах гуманизма и педагогики: включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; формирование в среде осужденных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; опора в воспитательной работе на положительные качества личности; комплексный подход к организации воспитательной работы; индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания.
Общественно полезный труд традиционно является одним из основных средств исправления осужденных.
К основным средствам исправления осужденных относятся получение ими общего образования и профессиональная подготовка.
В ч. 3 ст. 9 УИК РФ подчеркивается, что все рассмотренные средства исправления должны применяться в комплексе, при этом должны учитываться вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного и его поведение. В данном положении отражается принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и применения средств исправления. Дифференциация исполнения наказания и применения средств исправления прежде всего базируется на учете вида наказания, которое отбывают осужденные, типологических особенностей различных их категорий (мужчины, женщины, несовершеннолетние, взрослые, инвалиды и т.д.)