Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 22:57, курсовая работа
Данная исследовательская работа в области уголовного права затрагивает чрезвычайно актуальную проблему современного общества: вопрос, касающийся такого вида наказания, как смертная казнь. В связи с этим возникает множество вопросов: «Нарушает ли она права человека, является ли она фактором, сдерживающим преступность? Применять ли ее в современный период развития общества или отказаться от этого? Месть ли это преступнику и если месть, то имеет ли общество право на нее. Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка?»? Ведь именно общество породило и преступность и преступник.
уголовному делу»24.
Еще один вопрос, который мне хотелось бы рассмотреть: каков круг лиц, на которых может распространяться смертная казнь, с какого возраста человек может подлежать этому наказанию? Законодательство в разных странах решает его по-разному.
Часть государств продолжают ее применять достаточно широко, некоторые полностью исключили ее из законов или фактически не назначают это наказание в течение многих лет, наконец, ряд стран, не отказавшись от смертной казни, постепенно ограничивают ее применение. К числу последних относится и Россия.
Применение смертной казни в уголовном законодательстве ограничено для следующих групп лиц:
Необходимо отметить, что большинство стран - членов ООН придерживаются рекомендаций о неприменении смертной казни к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте. Вместе с тем данная норма принята не во всех странах. Организация Международная амнистия приводит список лишь 72 государств, установивших 18-летний возраст, а некоторые страны повысили возрастной барьер неприменения смертной казни до 20 лет (Болгария, Венгрия, Куба), до 21 года (Греция) и до 22 лет (Парагвай). Международная амнистия называет еще 12 стран, которые не допускают применение смертной казни к лицам, совершившим преступление в возрасте моложе 18 лет, поскольку они подписали некоторые соответствующие международные конвенции. Таким образом, 18 лет - это тот международный стандарт минимального возраста, при достижении которого возможно применение смертной казни.
«В случаях, когда документы, удостоверяющие возраст, отсутствуют, возраст устанавливается судом на основании заключения судебно-медицинской экспертизы. При установлении возраста подсудимого посредством судебно-медицинской экспертизы днем его рождения считается последний день года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица»25.
Международные организации не раз высказывались за отказ от смертной казни пожилых людей. В августе 1988 г. Комитет ООН по предупреждению преступности рекомендовал Экономическому и Социальному Совету ООН обратиться к тем государствам-членам ООН, где смертная казнь сохраняется, с просьбой установить "максимальный возраст, по достижении которого лицо не может быть приговорено к смерти и казнено". Такие нормы известны в некоторых странах. Так, в Монголии смертная казнь не распространяется на лиц старше 60 лет, в Гватемале и Судане -70 лет. Напомним, что Уголовное уложение России 1903 г. не допускало применения смертной казни к лицам старше 70 лет.
До недавнего времени в уголовном законодательстве России не было установлено предельного возраста, по достижении которого виновный не может быть подвергнут смертной казни. При разработке проектов уголовного законодательства этот вопрос ставился. Так, в проекте Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик предусматривалось, что смертная казнь не может быть применена к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 60-летнего возраста. Однако в принятых Основах эта норма не сохранилась. Многие ученые предлагали отказаться от применения смертной казни к лицам пожилого возраста.
«Смертная казнь может быть применена только к мужчинам в возрасте от 18 до 65 лет. Смертная казнь не может быть применена за приготовление или покушение на преступление, а также в случае, если присяжные заседатели признали, что виновный заслуживает снисхождения либо особого снисхождения. Дела о преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь, рассматриваются судами субъектов Федерации»26.
Законом от 29 апреля 1993 г. было внесено изменение в ст. 23 Уголовного кодекса, в соответствии с которым исключалось применение смертной казни ко всем женщинам.
Необходимо указать на своеобразное положение, которое создалось в законодательстве России в 1991-1993 гг. 2 июля 1991 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик. Несмотря на то, что они должны были быть введены в действие с 1 июля 1992 г., ст. 40, регламентирующая вопросы применения смертной казни, была введена в действие с момента опубликования Основ. В ней, в частности, предусматривалась невозможность применения смертной казни ко всем женщинам. Постановлением Верховного Совета СССР "О введении в действие Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик" осужденным к смертной казни женщинам это наказание было заменено лишением свободы на срок в 15 лет. Таким образом, данная норма становилась обязательной для применения на всей территории СССР, в том числе и в России.
После распада Союза ССР общесоюзное законодательство продолжало действовать на территории России в той части, в которой оно не противоречило российскому законодательству. Однако, в Уголовный кодекс РСФСР не были внесены соответствующие изменения о неприменении смертной казни ко всем женщинам. В таком случае, можно ли признать, что ст. 40 Основ уголовного законодательства не должна была применяться на территории России после распада СССР? Нам представляется, что данная норма, вступив в силу на территории России, стала частью российского законодательства. Неприменение ее ухудшило бы положение женщин, совершающих преступления. Новая редакция ст. 23 Уголовного кодекса устранила в этой часто противоречие между ст. 40 Основ уголовного законодательства и Уголовным кодексом.
Итак, в соответствии с российским законодательством смертная казнь не может применяться ко всем женщинам.
Прежде чем рассматривать законодательство отдельных стран по проблеме смертной казни, необходимо упомянуть о международном праве в этой области.
В 1982 г. Совет Европы принял Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни. Аналогичные положения содержатся и в Протоколе к Американской конвенции о правах человека, принятом Генеральной Ассамблеей Организации американских государств в 1990 г. 8 декабря 1977 г. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 32/61 зафиксировала, что «смертная казнь не может быть введена в государствах, отменивших ее». С 1991 г. существует организация «Международная амнистия», борющаяся за отмену данного вида наказания»27.
В 1984 г. Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - принял документ: "Гарантии защиты прав приговоренных к смертной казни". Он был одобрен Генеральной Ассамблеей в том же году. "Гарантии" содержат перечень самых важных ограничений в отношении смертной казни. Так, они запрещают ее применение в отношении некоторых категорий преступников, включая не достигших на момент совершения преступления 18-летнего возраста. Этот документ предусматривает, что любой человек, приговоренный к смерти, имеет право обжаловать приговор в суде более высокой инстанции и подавать прошение о помиловании или отмене приговора.
Сейчас действует новая международная норма, подкрепляющая требование Международной Амнистии. В 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, который нацелен на отмену смертной казни. Он обязывает государства-участники не приводить в исполнение смертные приговоры и отменить смертную казнь. Подобные соглашения были приняты на региональной основе в Европе и на Американском континенте.
Российская Федерация стала членом Совета Европы в марте 1996 года. Вместе с тем прием связан с рядом условий и рекомендаций. В частности, речь идет о подписании в течении одного года и ратификации не позже чем через три года с момента вступления в силу Протокола № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека, касающегося отмены смертной казни в мирное время, и установление моратория на исполнение смертных приговоров. Данный протокол открыт к подписанию с 28 апреля 1983 года в Страсбурге. Так, пункт 1 статья 64 этой конвенции гласит: «Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку в отношении того, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению». Именно такая ситуация сложилась в России, поскольку статья 20 конституции РФ, гарантируя каждому право на жизнь, вместе с тем провозглашает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни…»
В связи с вступлением России в Совет Европы наша страна в соответствии с принятыми обязательствами должна отказаться от применения смертной казни. Однако Государственная Дума до сих пор даже не приняла к рассмотрению подготовленный законопроект «О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни».
Одним из аргументов при принятии такого решения явилось заключение Правительства России, подготовленное по давно представленному МВД РФ расчету, из которого следует, что к 2000 году (если не применять смертную казнь) у нас окажется около одной тысячи человек, отбывающих пожизненное лишение свободы (сейчас их более 500), что потребует больших дополнительных расходов по строительству исправительных учреждений и содержанию в них осужденных, ляжет тяжелым бременем на бюджет государства. Можно ли принять всерьез подобные «аргументы»? Сейчас в стране за решеткой находится более одного миллиона человек, они содержатся в 731 исправительной колонии, в 191 тюрьме и следственных изоляторах.
Надо ли строить новые учреждения и искать дополнительно деньги, если речь идет об одной тысяче пожизненно осужденных, т.е. менее чем 0,1% от общего количества заключенных?
Дело в ином. Для кого-то неприемлема сама идея отказа от смертной казни и вхождения России в семью европейских стран, где, за редким исключением, такого вида наказания давно уже нет.
В последнее время в юридической (и не только) печати все чаще стали появляться публикации о том, что в мире с каждым годом становится меньше стран, в которых смертная казнь применяется.
К концу 1995 года смертная казнь была полностью отменена в 72 странах и в 90 странах сохранена.
По данным ООН, с 1989-го по 1995 год смертную казнь отменили 25 стран. В 14 странах смертная казнь может быть применена лишь при особых обстоятельствах, например в военное время (Аргентина, Бразилии, Великобритания, Греция, Израиль, Канада, Кипр, Мексика, Непал и др.).
30 стран и территорий сохранили смертную казнь в законодательстве, но не применяли ее на практике в течение последних 10 лет и более (например, Бельгия, Чили, Конго, Гватемала, Турция). Фактически не применяется смертная казнь на Кипре, в Греции, Ирландии, Великобритании.
«…в минувшем году в 18 странах мира казнили 714 человек; не менее 2001 человека были приговорены к высшей мере наказания в 56 странах»28.
Каждая страна пришла к отмене смертной казни собственным путем. Обзор законодательства о смертной казни зарубежных государств позволяет нам сделать вывод о том, что общую тенденцию к отказу от смертной казни трудно назвать последовательной или поступательной. В Италии смертная казнь была отменена, восстановлена и вновь отменена. В Англии в 1965 году смертная казнь за тяжкое убийство в порядке эксперимента была отменена на пять лет, а в 1970 году - окончательно.
В 90-х годах от смертной казни отказались Ирландия, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия, Швейцария, Грузия. Словения отменила смертную казнь в 1991 году. В 1993 году мораторий на смертную казнь ввела Болгария, а затем и Польша, в 1994 году ее отменили Молдавия и Италия, в 1995 году - ЮАР и Испания. В 1996 году мораторий на смертную казнь установили Литва и Латвия, а в начале 1997 года о полной отмене смертной казни объявила Эстония, где такого рода приговоры не приводятся в исполнение с 1991 года. В ближайшее время ожидается отмена смертной казни в Латвии, Польше и Литве. В декабре 1996 года Грузия объявила мораторий на применение смертной казни с 1995 года, а в ноябре 1997 года отменила смертную казнь за все виды правонарушений. Польша отменила смертную казнь за все правонарушения в июле 1997 года, когда президентом страны был утвержден новый уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 1998 года. К числу стран, сохранивших смертную казнь, относятся бывшие республики СССР, бывшие социалистические страны, ряд среднеазиатских стран, группа африканских государств, все арабские страны, а также 38 штатов США.
Впервые в истории смертная казнь была отменена в США в штате Мичиган в 1846 году. Тем не менее большинство штатов США смертную казнь не отменили. Особенно часто смертные приговоры выносятся в южных штатах (Джорджия, Техас, .Флорида) и, как правило, в отношении негров.
Хотя число стран, отказывающихся от применения смертной казни, растет и общая тенденция - сокращение применения этого наказания, в ряде государств наблюдается обратное положение. 13 государств ввели смертную казнь за различные преступления, связанные с терроризмом, в том числе за угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийство заложников (Египет, Индонезия, Кувейт, США, Япония и др.). 21 государство установило смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 13 стран ввели рассматриваемое наказание за экономические и насильственные преступления, хищение государственных средств, нападение на сотрудников таможни, вооруженное ограбление.
Однако такое заявление вызывает у других исследователей большое сомнение. Исследования показали, что с 1965 года более пятидесяти стран расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь.
Азия. В Китае, вероятней всего, состоялись тысячи казней. Данные о количестве вынесенных и приведённых в исполнение смертных приговоров в этой стране остаются государственной тайной. Помимо Китая, насколько известно, казни проводились ещё лишь в семи странах: Бангладеш, Вьетнаме, Малайзии, Северной Корее, Сингапуре, Таиланде и Японии. Общее число казней в перечисленных странах, о которых стало известно, составило 26.