Совершенствование уголовно-правовой регламентации лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности наказания в виде лишения свободы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и юридическое значение лишения свободы;
2. проанализировать понятие лишения свободы как вида уголовного наказания. Сроки и порядок исполнения этого вида наказания;
3. дать характеристику правовым основам исполнения наказания в виде лишения свободы;
4. изучить понятие и критерии эффективности наказания в виде лишения свободы.
5. рассмотреть перспективы практического применения нововведений изменений, внесённых в уголовное законодательство Российской Федерации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Лишение свободы: общая характеристика 5
1.1.Понятие и значение наказания в виде лишения свободы 5
1.2.Цели лишения свободы 10

2 Виды лишения свободы 13
2.1. Классификация видов лишения свободы 13
2.2. Виды режимов лишения свободы 21

3 Эффективность применения лишения свободы 26
3.1. Понятие и критерии эффективности наказания в виде лишения свободы 26
3.2. Достижение целей наказания и эффективность лишения свободы 28

4 Совершенствование уголовно-правовой регламентации лишения свободы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список нормативных правовых актов и литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 101.26 Кб (Скачать файл)

Лицо, отбывающее пожизненное  лишение свободы, может быть при  определённых условиях освобождено  условно-досрочно, если судом будет  признано, что оно не нуждается  в дальнейшем отбывании этого  наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения  свободы.

На 1 марта 2013 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 1825 осуждённых к пожизненному лишению свободы13.

Сюда включены осуждённые к смертной казни, которым это  наказание в порядке помилования  было заменено пожизненным лишением свободы.

Примером назначения наказания  в виде пожизненного лишения свободы  может послужить дело №129-2012 Кемеровского областного суда.

29 октября 2012 года Кемеровский  областной суд вынес приговор  Степану Шеломанову за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст.161 УК РФ (грабеж), п. «б» ч.4 ст.131 (изнасилование потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста, п. «в, к» ч.2 ст.105 УК РФ (убийство малолетнего с целью скрыть другое преступление).  
     Установлено, что в октябре 2011 года в г. Новокузнецке Кемеровской области 35-летний подсудимый на улице днем потребовал у двенадцатилетней девочки отдать сережки и телефон, затем в подвале жилого дома изнасиловал и убил ее.  
Суд признал Шеломанова виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.161, п. «б» ч.4 ст.131, п. «в, к» ч.2 ст.105 УК РФ и назначил наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.14

2.2. Виды режимов лишения свободы

Известно, что лишение  свободы законодательно было закреплено Судебником 1550 г. (тюремное заключение предусматривалось в 21 случае) Это  не означает, что данное наказание  не применялось на более ранних исторических этапах. Летописи (Софийская вторая, Нов-городская четвертая и др.) и другие источники свидетельствуют, что "метание в тюрьму" применялось еще в конце XV в. - начале XVI в. (ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1855. С. 43.; ПСРЛ. Т. 13, первая половина. С. 10; Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. С. 92).

 С этого времени  практика его применения последовательно  расширялась, а со временем  лишение свободы заняло ведущее  положение в системе уголовных  наказаний.15

В настоящее время осужденные к лишению свободы отбывают наказание  в исправительных учреждениях в  пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали  или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания  наказания в соответствующее  исправительное учреждение, расположенное  на территории другого субъекта Российской Федерации .16Часть 1 ст. 73 УИК РФ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 № 47-ФЗ). При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения Часть 2. Ст. 73 УИК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ).Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений Часть 3 ст. 73 УИК РФ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 № 47-ФЗ)..

Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями  второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, частью первой статьи 208, статьями 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, частью третьей  статьи 321, частью второй статьи 360 УК РФ, осужденные при особо опасном  рецидиве преступлений, осужденные к  пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы  в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы Часть 4 ст. 73 УИК РФ (введена Федеральным законом от 09.05.2005 № 47-ФЗ)..

Виды  исправительных учреждений предусмотрены частью 1 ст. 74 УИК РФ:

· исправительные колонии,

· воспитательные колонии,

· тюрьмы,

· лечебные исправительные учреждения.

Следственные изоляторы  при этом выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ  по хозяйственному обслуживанию, а  также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных  в следственных изоляторах с их согласия Часть 1 ст. 74 УИК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)..

Исправительные  колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на:

· колонии-поселения,

· исправительные колонии  общего режима,

· исправительные колонии  строгого режима,

· исправительные колонии  особого режима.

В одной исправительной колонии  могут создаваться изолированные  участки с различными видами режима В ред. Федерального закона от 09.03.2001 № 25-ФЗ..

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных частями второй и третьей статьи 78 УИК РФ Часть третья ст. 74 (в ред. Федерального закона от 09.03.2001 № 25-ФЗ)..

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, кроме перечисленных в частях пятой, шестой и седьмой настоящей статьи, а также осужденные женщины В ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ..

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы В ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ..

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы. В исправительных колониях отбывают наказание 42,7 тыс. женщин, действует 5 домов ребенка, где находятся около 400 детей.17

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 УИК РФ. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных Часть 8 ст. 74 УИК РФ (в ред. Федерального закона от 09.03.2001 № 25-ФЗ).. Сеть медицинских учреждений насчитывает 119 больниц различного профиля, 189 медицинских частей и здравпунктов. Специализированная противотуберкулезная помощь оказывается в 33 лечебно-профилактических и 53 лечебно-исправительных учреждениях.18

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется Министерством юстиции Российской Федерации В ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Эффективность применения лишения свободы

3.1. Понятие  и критерии эффективности наказания  в виде лишения свободы

В условиях реформирования уголовного законодательства и всей системы исполнения уголовных наказаний, все чаще встает вопрос об эффективности того или иного вида наказания. Практикующие специалисты чаще всего указывают на эффективность мер воздействия на лицо, отбывающее наказание. Таким образом, термин «эффективность» достаточно широко применяется в юридической литературе вообще и в пенальной в частности. Однако четкого определения эффективности наказания в современной российской юридической науке не имеется.19

 Как известно, с латинского  «effectus» - результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффективный значит дающий эффект, но не любой, а ранее намеченный, приводящий к нужным результатам; отсюда эффективность – это результативность целенаправленного действия.20

Что касается уголовно-правового  определения понятия «эффективность наказания», то разработки данного понятия наиболее интенсивно велись в 60-е годы прошлого века21 . В настоящее время наблюдается новый виток исследований в этой области.

Существуют и другие понятия  эффективности наказания, и в  частности лишения свободы. Так  Яковлев А.М. считал, что эффективность  наказания - это степень реального  обеспечения безопасности общества.22 

Как указывал Шаргородский М.Д. на эффективность уголовного наказания влияют:

1. соответствие уголовного  запрета объективным закономерностям,  существующим в обществе;

2. соблюдение принципов  уголовного права;

3. неотвратимость наказания,  что определяется степенью раскрываемости  преступления, обеспечением кратчайшего  срока от совершения преступления  до наказания за него;

4. стабильностью уголовной  политики;

5. законностью и обоснованностью  судебных приговоров.23

Эффективность исполнения наказания  является частью общей проблемы, включающей целый комплекс вопросов эффективности  уголовно - правовых норм, в том числе  предусматриваемых ими санкций  за совершенное преступление, справедливости приговоров и т.д.

Эффективность исполнения лишения  свободы находится в зависимости  от многих факторов, складывающихся в  совокупность, определяющую степень  исправления. К ним относятся: характер оплаты труда заключенных; принципы совместного размещения лиц, совершивших разные по характеру преступления; целесообразность, пределы ограничения переписки и свиданий; возможность и основания условно-досрочного освобождения; допустимость совместного содержания осужденных к кратким и длительным срокам лишения свободы; в целом правовое положение лиц, лишенных свободы; принципы, характер и пределы деятельности самодеятельных организаций и коллективов осужденных; характер взысканий и поощрений в местах лишения свободы и других.24 

Основными направлениями  повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, как представляется, являются:

1) развитие социальной  и производственной сфер УИС;

2) разработка и реализация  мероприятий по улучшению организации  производственной деятельности  исправительных учреждений, обеспечению  трудовой занятости осужденных  к лишению свободы;

3) разработка и реализация  мероприятий по снижению криминогенной  напряженности в исправительных  учреждениях;

4) совершенствование взаимодействия  органов и учреждений УИС с  другими государственными органами  и общественностью в деле борьбы  с преступностью;

5) совершенствование правовых  основ деятельности УИС;

6) совершенствование кадрового  обеспечение УИС и социальной  защиты персонала. 25 

В процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы  стоит две цели: исправление осужденных и предупреждение совершения новых  преступлений лицами, отбывающими наказание.

3.2. Достижение целей наказания и эффективность лишения свободы

 

Центральное место в проблеме установления эффективности занимает вопрос о ее критериях и показателях. Выяснить последние — это значит найти «точку отсчета» при измерении действенности наказания, как и другого любого явления. В качестве измерителей эффективности исполнения наказания могут выступать те или иные факторы реальной действительности. И это положение, пожалуй, является общепризнанным в советской теории права. Но что касается ряда других важных вопросов, единства здесь не наблюдается.

Во-первых, некоторые авторы высказывают сомнение относительно правомерности выделения критериев и показателей эффективности, полагая, что первые есть не что иное, как ее показатели. А в отдельных работах вообще допускается смешение этих категорий. Спрашивается, есть ли какой смысл для выделения и различения указанных понятий? «Применение нескольких показателей для характеристики выполнения одной цели неизбежно приведет к разноречивой их оценке», — пишет И. В. Шмаров 26. Поэтому И. В. Шмаров считает необходимым выделение наряду с показателями и критериев эффективности, под которыми он понимает измеритель качественной характеристики наказания, мерило оценки достижения той или иной его цели. Следовательно, заключает автор, достижение каждой цели наказания может быть измерено «а основе одного критерия и совокупности показателей, то есть определенных количественных данных27. Действительно, критерии выступают в качестве совокупности показателей, то есть показателя второго, более обобщенного уровня, на основе которого на самом деле представляется возможным дать качественную характеристику исполнения лишения свободы.

Благодаря выделению критериев  и показателей, учение об измерении  эффективности приобретает стройность и необходимый практический смысл. Что особенно важно применительно  к изучению результативности лишения свободы, которая характеризуется многими объективными факторами.

Однако надо отметить, что  и среди тех ученых, которые  выделяют, наряду с показателями, и  критерии эффективности наказания, нет единства при определении их круга. Так, имея в виду результативность уголовного закона, Н. Ф. Кузнецова обосновывает тройственную иерархию целей уголовно-правового регулирования: непосредственная цель — охрана социалистических общественных отношений от преступных посягательств, опосредственная — устранение причин и условий уголовных деяний и конечная — ликвидация преступности28. Такой подход, поскольку он позволяет связать цели с состоянием общественных отношений, а эффективность с социальной ценностью может быть успешно применен и при изучении эффективности наказания.

Информация о работе Совершенствование уголовно-правовой регламентации лишения свободы