Сущность, тенденции развития уголовной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Уголовная политика с давних пор привлекает к себе пристальное научное внимание, однако большинство вопросов, связанных с осмыслением этой категории, сохраняет свою дискуссионность до настоящего времени. В полной мере это относится и к вопросу о том, что же представляет собой уголовная политика.
Рассматривая эволюцию взглядов на уголовную политику, а впервые это понятие появилось в 1804 г.1 в работах известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха, можно прийти к выводу, что в настоящее время она должна включать элементы общегосударственной политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике преступности, борьбе с ней и ресоциализации преступников.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и содержание уголовной политики
2. Сущность и социальная обусловленность уголовной политики
3. Формы реализации уголовной политики
4. Развитие уголовной политики и влияние международного права на развитие уголовной политики РФ
5. Тенденции развития уголовной политики РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по УП.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Дагестанский государственный  университет

Юридический факультет

 

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА  И КРИМИНОЛОГИИ

 

Доклад 

На тему:

Уголовная политика: понятие, социальная обусловленность, тенденции развития

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст-ка 2 курса

3 группы ДБО Шейхмурадова П.Г.

Научный руководитель:

Доцент Огурлиева А.А.

 

 

 

 

 

Махачкала – 2012

Содержание

 

 

Введение

1. Понятие и содержание  уголовной политики 

2.  Сущность и социальная  обусловленность уголовной политики

3. Формы реализации уголовной  политики

4. Развитие уголовной  политики и влияние международного  права на развитие уголовной  политики РФ

5. Тенденции развития  уголовной политики РФ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Уголовная политика с давних пор привлекает к себе пристальное научное внимание, однако большинство вопросов, связанных с осмыслением этой категории, сохраняет свою дискуссионность до настоящего времени. В полной мере это относится и к вопросу о том, что же представляет собой уголовная политика.

Рассматривая эволюцию взглядов на уголовную политику, а впервые  это понятие появилось в 1804 г.1 в работах известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха, можно прийти к выводу, что в настоящее время она должна включать элементы общегосударственной политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике преступности, борьбе с ней и ресоциализации преступников.

Теория уголовной политики опирается и взаимодействует  с познаниями из области философии, политологии, социологии, психологии и  других фундаментальных наук с позиций  ее основных концептуальных параметров, с учетом достижений и открытий, осуществленных на рубеже нового тысячелетия. Вся история познания свидетельствует  о наличии мощных потоков знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о теснейшем взаимодействии между науками о природе и  науками об обществе и человеке.

Разработаны новые и оригинальные идеи, учитывающие изменение роли государства в экономической  и политической системах общества, в конституционном определении  российского государства как  социального.

Слово "политика"  в  переводе с греческого означает "искусство  управления государством". Политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Уголовная политика как одно из направлений социальной политики - это государственная политика в области борьбы с преступностью. Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической  сфере, определении форм, задач, содержания деятельности государства и его  органов по борьбе с преступностью  и тесно связанными с нею другими  формами антиобщественного поведения.

Цивилизованность любого общества во многом предопределяется местом и ролью в нем права  и правовой науки. Поэтому формирование социума, его нормальное функционирование и развитие невозможно без утверждения  в практической деятельности людей  научно обоснованных правовых начал  управления социальными процессами. Это в полной мере относится и  к теории уголовной политики, оказывающей  базисное влияние на уголовное право  и являющейся основанием для разработки стратегии и тактики обеспечения  правопорядка и борьбы с преступностью.

В политическом отношении  уголовная политика является составной  частью политики государства, её относительно самостоятельным видом и направлением. И как часть политики государства  она в силу специфики своего объекта  социального управления, то есть преступности, оказывает прямое и мощное воздействие  на политику государства в целом, вплоть до изменения сущности последней.

Таким образом, актуальность данной  работы обусловлена значимостью  рассматриваемой категории - уголовная  политика - для общественной жизни, безопасности социальной системы и  её жизнеспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие уголовной  политики

Уголовное право представляет собой  систему соответствующих юридических  норм, уголовная же политика предстает  перед нами в виде руководящих  идей, которые определяют содержание уголовно-правовых норм и институтов, направление деятельности государственных  структур и правоохранительных органов  по борьбе с преступностью. Право - более  консервативное и устойчивое явление. Уголовная политика более подвижна, она более чутко реагирует  на изменившуюся обстановку (социально-экономическую, политическую, криминологическую и  пр.) и нередко подвержена существенным изменениям при относительной стабильности уголовного законодательства.

Уголовное право является инструментом уголовной политики. Управление практическим применением норм уголовного права  означает проведение в жизнь уголовной политики государства.

В своей работе по уголовной политике С.С. Босхолов в 1999 г. отмечал, что современный период характеризуется вступлением России в полосу системного кризиса, частью которого является кризис конституционно-правовой системы . Суть этого кризиса в дезинтеграции конституционно-правовых институтов власти, которые оказываются подчас не в состоянии эффективно выполнять поставленные перед ними задачи. Реальной становится опасность сворачивания с более или менее демократического пути развития на авторитарный. Спустя пять лет это же кризисное состояние констатирует Э.Ф. Побегайло . Теория уголовной политики призвана исследовать эти процессы, выявить закономерности и разработать эффективные методы "антикризисного" управления в данной сфере, а также предложить адекватную современным условиям модель обеспечения правопорядка и воздействия на преступность. Это требует уточнения понятийного аппарата и решения общих концептуальных вопросов.

В юридической литературе термин "уголовная  политика" употребляется в разных контекстах, причем авторы вкладывают в него различное содержание, что  часто приводит к подмене понятий.

Проблема уголовной политики является фундаментальной в теории отраслевых наук антикриминального цикла, в  первую очередь уголовного права  и криминологии.

Относительно объема и содержания уголовной политики сегодня, как  и раньше, существуют две основные позиции, связанные с пониманием уголовной политики. 
Первая была сформулирована А.А. Герцензоном, считавшим, что изучаемым понятием охватывается все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью. Таким образом, трактуя данное понятие уголовной политики, он включал в ее сферу не только специальные меры (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, исправительно-трудовые, криминалистические), но и меры чисто социального характера (экономические, идеологические, медицинские и т.д.)2

Кроме этого, была высказана и другая точка зрения, сторонники которой (С.В. Бородин, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, Н.И. Стручков) считают, что только специальные меры социального предупреждения преступности, которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом  законодательстве с привлечением данных науки, включая криминологию и криминалистику, составляют это понятие. Представляется важным в этом контексте определение уголовной политики, предложенное Н.И. Загородниковым и Н.А. Стручковым: "Уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения"3. Следует отметить, что основной акцент в этом определении сделан на исходных требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью, что представляется весьма важным.

Сходно, но с определенной спецификой определяет уголовную политику Н.А. Беляев. По его мнению, уголовная  политика осуществляется путем применения наказания или заменяющих наказание  мер административного или общественного  воздействия к лицам, совершившим  преступные посягательства, а также  путем предупреждения преступлений при помощи угрозы применения наказания4.

Помимо приведенных выше формулировок в юридической литературе имеется  множество различных определений  уголовной политики. Так, например, по мнению И.А. Исмаилова, уголовную политику можно охарактеризовать как "направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами" 
Представляют несомненный интерес определения, иллюстрирующие современный взгляд на проблему. С.С. Босхолов считает: "Под уголовной политикой следует понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях правительства); 2) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям" 5. В.П. Ревин подчеркивает: "Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности".

Подводя итог вышеизложенному, можно  сказать, что все авторы рассматривают  уголовную политику как направление  общей государственной политики, определяющее стратегию и тактику  борьбы с преступностью на базе уголовного материального, процессуального и  исполнительного права. Однако наряду с традиционными определяющими  уголовной политики - деятельностью  государства, профилактикой правонарушений, борьбой с преступностью, юридическими составляющими и ресоциализацией преступников - в настоящее время появились факторы, которые нельзя не учитывать при определении понятия, раскрытия содержания и сущности уголовной политики Российской Федерации.

Этими факторами могут быть обозначены следующие:

1.В связи с появлением различных  форм собственности в Российской  Федерации  и соответственно  сокращением участия государства  в производительных сферах возросла  ответственность предпринимателей  и иных собственников за безопасность, сохранность и эффективность  использования этой собственности.  Переложить полностью на государство  ответственность за собственность,  за правопорядок, за преступность, за безопасность личности невозможно  и нецелесообразно. Следовательно,  собственники должны принимать  участие в выработке и проведении  в жизнь уголовной политики.

2. Российская Федерация находится  в процессе становления как  подлинно сложное - федеративное - государство. И федеральный центр,  разрабатывая основы уголовной  политики РФ, должен тщательно  учитывать особенности положения  дел в субъектах РФ - республиках,  краях, областях, автономных округах  и автономной области в сфере  обеспечения правопорядка, борьбы  с преступностью и безопасности  личности.

3. Конец XX и начало XXI в. характеризуется  увеличением числа и повышением  степени общественной опасности  ряда "новых" и "старых" преступлений - терроризма и международного  терроризма, наркомафии и незаконного  оборота наркотиков, различных форм  организованной преступности и т.п. Поэтому при разработке и проведении в жизнь российской уголовной политики необходимо ориентироваться на взаимодействие и взаимное дополнение систем уголовной юстиции, правоохранительных органов системами национальной и международной безопасности. С одной стороны, важно, чтобы каждая система действовала в пределах, определенных законом, с другой - занимаясь специфическими вопросами, например, борьбы с терроризмом, они должны взаимодействовать.

4.Центральной составляющей уголовной  политики являются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная  отрасли. Однако их создание  и успешное функционирование (применение), выработка и осуществление государственных  директив в сфере обеспечения  правопорядка, борьбы с преступностью  и обеспечения безопасности личности, разработка и организация предупреждения  преступности и ресоциализация преступника должны строиться на полинормативной основе. Уголовная политика как часть внутригосударственной политики должна строиться и осуществляться на основе политических директив, норм права, морали (нравственности), религиозных норм, обычаев, а также корпоративных норм. При выработке уголовной политики также необходимо учитывать и политические решения международных организаций типа ООН, СНГ и др., и программы борьбы с преступностью и терроризмом, и нормы и стандарты ООН в области уголовной юстиции.

Информация о работе Сущность, тенденции развития уголовной политики