Сущность, тенденции развития уголовной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Уголовная политика с давних пор привлекает к себе пристальное научное внимание, однако большинство вопросов, связанных с осмыслением этой категории, сохраняет свою дискуссионность до настоящего времени. В полной мере это относится и к вопросу о том, что же представляет собой уголовная политика.
Рассматривая эволюцию взглядов на уголовную политику, а впервые это понятие появилось в 1804 г.1 в работах известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха, можно прийти к выводу, что в настоящее время она должна включать элементы общегосударственной политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике преступности, борьбе с ней и ресоциализации преступников.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и содержание уголовной политики
2. Сущность и социальная обусловленность уголовной политики
3. Формы реализации уголовной политики
4. Развитие уголовной политики и влияние международного права на развитие уголовной политики РФ
5. Тенденции развития уголовной политики РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по УП.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

М.П.Чубинский выделил три составных элемента уголовной политики:

а) уголовную догматику (по Ф.Листу - «уголовное право в тесном смысле»);

б) уголовную политику (она  связывалась с организацией «дела  борьбы с преступностью») и, по мнению автора, «должна намечать необходимые  в этом отношении реформы и  заботиться о создании лучшего уголовного законодательства;

 в) уголовную этиологию  (часть науки уголовного права,  которая именовалась также криминологией).12

В этот же период устанавливается международное сотрудничество в деле борьбы с преступностью, что оказало значительное влияние на развитие уголовной политики. В частности, проводятся международные пенитенциарные конгрессы (1872 г.), международные съезды криминалистов.13 Важную роль в развитии начал уголовной политики сыграл основанный в 1889 г. международный Союз криминалистов, в котором принимали участие и российские специалисты. В 1897 г. была учреждена русская группа Международного союза криминалистов. Она активно сотрудничала с международными организациями, проводила большую работу в России. На своих съездах группа рассматривала наиболее актуальные вопросы уголовного законодательства и практики его применения, проблемы международного сотрудничества в деле борьбы с преступностью, проведения научных исследований, определяла основные направления совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства, улучшения судебной практики. На этих форумах обсуждались вопросы, имеющие уголовно-политическое значение: об условном осуждении, об условном досрочном освобождении, о рецидиве, о подготовке криминалистов-практиков, о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест заключения, и др. Роль русской группы Международного союза криминалистов в разработке и формировании уголовной политики России становится общепризнанной.

В связи с Первой мировой  войной международное сотрудничество, а затем и исследования в сфере уголовной политики фактически прекратились. Вновь к разработке проблем уголовной политики российские ученые обратились уже в советский период, в 20-е 30-гг. XX в. Здесь следует отметить вклад II.B. Крыленко, А.А. Пионтковского, И.А. Скрыпника, А. Трайнина, А.Я. Эстрина в дело разработки новых, социалистических (классовых) по содержанию, подходов к уголовной политике.

Первая работа в СССР по уголовной политике принадлежит  Н.А.Скрыпнику, который предпринял попытку определить ее предмет, метод, классовый характер и дистанцироваться от «буржуазного уголовного» права и уголовной политики.14

С конца 30-х до конца 70-х  гг. проблемы уголовной политики, по сути, не разрабатывались. В условиях господства тоталитарного режима во всех сферах общественно-политической жизни исследования проблем уголовной  политики прекращаются.

Возрождение научного интереса к проблемам уголовной политики отмечается в 70 - 80-е гг. XX в. В этот период их исследуют Н.А. Беляев, В.А. Владимиров, А.А. Герцензон, В.Н. Кудрявцев, Ю.И. Ляпунов, П.Н. Панченко и ряд других ученых. Большое значение придавалось разработке отдельных направлений, в частности борьбе с преступлениями против личности, в сфере экономики, организованной, профессиональной и рецидивной преступностью. Исследовались вопросы о современных организационных, правовых, методических аспектах уголовной политики. Все это дало возможность разработать соответствующую учебную дисциплину, обучать будущих руководителей органов внутренних дел, формировать их стратегическое мышление в сфере борьбы с преступностью в масштабе страны, субъекта Федерации и на муниципальном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тенденции развития уголовной политики РФ

 

Ведущей тенденцией, имеющей  ярко выраженный позитивный характер, становится постепенный отказ от возможности разрешения социальных проблем методом принуждения, подавления личности. В советский период, период господства идеологии насилия, уголовная политика была адекватна этой идеологии и характеризовалась тенденцией ужесточения уголовной репрессии. В уголовном законодательстве это проявилось:

  1. в последовательной криминализации все большего числа деяний; в снижении возраста уголовной ответственности; в отмене уголовно-досрочного освобождения; в ужесточении норм о применении наказания;
  2. в практике применения уголовного законодательства - в росте числа случаев применения смертной казни, длительного лишения свободы, конфискаций; в тенденциозном толковании законов в разрез с их действительным смыслом;
  3. в судоустройстве и в уголовном судопроизводстве – во введений чрезвычайных судов и внесудебных органах расправы с инакомыслящими, а также чрезвычайных процедур судопроизводства;
  4. в сфере исполнения уголовных наказаний - в превращении исправительных учреждений в места дикого произвола, попрания человеческих прав осужденных, беспредельного подавления их достоинства и беспощадной эксплуатации их труда;
  5. вне законодательства - в применении, никакими законами не предусмотренных, административных высылок, депортации.

В противовес этой тенденции  в современный период времени  во главу угла социальной политики в целом и уголовной политики в частности ставятся гуманистические  принципы. Серьезным препятствием на их пути является неблагоприятное как  с количественной, так и с качественной стороны, развитие преступности.

Ограниченные материальные, финансовые и ресурсные возможности  правоохранительных органов и в целом самого государства также отрицательно влияют на реализацию данной тенденции уголовной политики.

Нельзя не отметить достаточно выраженную ориентацию на международные  стандарты и опыт борьбы с преступностью. В частности, происходит постепенное  выравнивание статусов обвиняемого  и потерпевшего. В этой связи особое внимание начинает уделяться обеспечению  прав личности при расследовании  преступлений в широком смысле, т.е. прав всех участвующих в расследовании  лиц: подозреваемого, обвиняемого, свидетеля  и потерпевшего, а так же следователя  прокуратуры, дознавателя, защитника, специалиста, эксперта, особенно участников имеющих в уголовном деле личный интерес, - обвиняемых, потерпевших и других. Для данной тенденции в уголовно-процессуальный кодекс необходимо реализовать следующие концептуальные положения:

  1. личность, ее права являются высшей ценностью;
  2. ограничение прав личности допускается в минимальных пределах, определяемых исключительно необходимостью обеспечить права и свободы других людей и интересы общества;
  3. возможность ограничения прав личности в правоприменительной практике, при производстве по уголовному делу должны быть строго регламентированы и подставлены под  строгий контроль, в том числе судебный;
  4. необходимы эффективные механизмы (средства, условия) обеспечения прав личности, включая их охрану, защиту и восстановление.

Близкой по смыслу и содержанию к рассматриваемой тенденции  является ориентация уголовной политики на пересмотр законодательства, в борьбе с преступностью,  в соответствии с Конституцией РФ. С 1994г. по настоящее время принято и вступило в действие более 40 законов, прямо закрепляющих сферу борьбы с преступностью. Впервые в истории России за столетие при принятии нового уголовного закона число декриминализированных деяний оказалось больше чем криминализировонных. Отмеченная тенденция вселяет оптимизм, ибо чрезмерное увлечение криминализационными процессами приводит к появлению целого ряда «псевдопреступлений», что подрывает престиж самого уголовного закона.

Разумеется, новую систему  уголовного законодательства нельзя считать  настолько законченной и безупречной, чтобы исключить как принятие уголовно-правовых норм, предусматривающих  ответственность как за новые  виды общественно опасного поведения, так и исключение норм, предусматривающих  ответственность за деяния, утративших ту степень общественной опасности, которая позволяла рассматривать  их в качестве преступлений.

Так, Я.И. Глинский - советский, российский учёный - юрист, криминолог, доктор юридических наук, профессор в своей статье «Уголовная политика Российской Федерации:  To be or not to be?» важнейшими направлениями современной российской уголовной политики выделяет:

  • декриминализацию большинства малозначительных, неопасных деяний с "переводом" части из них в разряд административных или гражданско-правовых проступков;
  • реализацию принципа "минимум репрессий"; безусловную законодательную отмену смертной казни; отношение к лишению свободы как к "высшей мере наказания", применяемой, как правило, только в отношении совершеннолетних насильственных преступников;
  • более последовательную реализацию принципа неотвратимости наказания, независимо от социального статуса виновного. Освобождение сотрудников милиции от выявления и расследования малозначительных деяний, "мелочевки", позволит требовательнее относиться к выявлению, раскрытию и доведению до суда деяний, действительно представляющих общественную опасность. Особо важное превентивное значение имеет реальное привлечение к ответственности виновных лиц, независимо от их социального и экономического статуса;
  • либерально-демократическую реформу полиции: главная задача полиции - защита граждан от преступных посягательств; сервисный характер деятельности полиции - оказание услуг (по защите, охране и т.п.) населению, налогоплательщикам, а не "борьба с преступностью"; абсолютная недопустимость применения незаконного насилия, включая пытки, которыми "славится" милиция;
  • либерально-демократическую судебную реформу;
  • разработку и реализацию антикоррупционной программы на основе экономических, политических, социальных, правовых мер противодействия массовой продажности чиновников и работников правоохранительных и судебных органов;
  • приоритет превенции преступлений;
  • формирование альтернативной "восстановительной" юстиции, обеспечивающей права и интересы потерпевших вне рамок уголовного правосудия;
  • формирование либерально-демократического правосознания населения.

 

По  мнению, Я. И. Гилинского без осуществления этих и некоторых других мер совершенствования уголовной политики в современной России трудно говорить о реализации идей демократического и правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цивилизованность любого общества во многом предопределяется местом и ролью в нем права  и правовой науки. Поэтому формирование социума, его нормальное функционирование и развитие невозможно без утверждения  в практической деятельности людей  научно обоснованных правовых начал  управления социальными процессами. Это в полной мере относится и  к теории уголовной политики, оказывающей  базисное влияние на уголовное право  и являющейся основанием для разработки стратегии и тактики обеспечения  правопорядка и борьбы с преступностью. 
              Уголовное право представляет собой систему соответствующих юридических норм, уголовная же политика предстает перед нами в виде руководящих идей, которые определяют содержание уголовно-правовых норм и институтов, направление деятельности государственных структур и правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Право - более консервативное и устойчивое явление. Уголовная политика более подвижна, она более чутко реагирует на изменившуюся обстановку (социально-экономическую, политическую, криминологическую и пр.) и нередко подвержена существенным изменениям при относительной стабильности уголовного законодательства. 
              Уголовное право является инструментом уголовной политики. Управление практическим применением норм уголовного права означает проведение в жизнь уголовной политики государства. 
              Попытки забвения важнейшей роли уголовной политики на нынешнем этапе развития российского общества и проведение только прикладных научных исследований, направленных на решение главным образом конкретных проблем правоохранительной деятельности, приводит к невозможности предвидения отдаленных последствий этих решений и прогнозирования развития как преступности в целом, так и системных обоснованных методов и способов борьбы с нею.

Преступность продолжает изменяться качественно и количественно. Политические доводы также часто  берут верх над здравым смыслом  и логикой событий. Это признаки системного кризиса в России конца 90-х гг. и в частности системы  борьбы с преступностью, многие из которых  имеют место и в начале XXIв. 
               Теория уголовной политики призвана исследовать эти процессы, выявить закономерности и разработать эффективные методы "антикризисного" управления в данной сфере, а также предложить адекватную современным условиям модель обеспечения правопорядка и воздействия на преступность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Нормативно-правовые  акты

1.1 Уголовный кодекс РФ  от 13.06.1996 N 63-ФЗ

2. Учебники и монографии

2.1.Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970.

2.2.Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. М., 1981.

2.3 Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986.

2.4 Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999.

2.5 Львович Е.В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений. Саратов, 2005.

2.6 Трофимов В.В. Научные основы правовой политики // Правовая политика: от концепции к реальности. М., 2004.

2.7 Кудрявцев В.Н. Эффективность закона, как средства осуществления уголовной политики // Основные направления борьбы с преступностью. М., 1975.

2.8 Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. СПб, 1910;

2.9 Гогель С.К. Роль общества в деле борьбы с преступностью. СПб, 1904.

2.10 Чубинский М.П. Очерки уголовной политики. Харьков, 1905.

2.11 Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.

2.12 Я.И. Гилинский. Уголовная политика Российской Федерации: To be or not to be? // Индекс. 2003, №18.

2.13 Н.А. Лопашенко. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб, 2004

1 Принято считать, что термин "уголовная политика" А. Фейербах употребил в 1804 г. в труде "Versuch einer Criminaljurisprudenz des Koran", но не дал определения этого понятия.

2 Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 179.

3 Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права// Советское государство и право. М., 1981. N 7. С. 4.

4 Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 15.

5 Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 32.

Информация о работе Сущность, тенденции развития уголовной политики