Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа
Уголовная политика с давних пор привлекает к себе пристальное научное внимание, однако большинство вопросов, связанных с осмыслением этой категории, сохраняет свою дискуссионность до настоящего времени. В полной мере это относится и к вопросу о том, что же представляет собой уголовная политика.
Рассматривая эволюцию взглядов на уголовную политику, а впервые это понятие появилось в 1804 г.1 в работах известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха, можно прийти к выводу, что в настоящее время она должна включать элементы общегосударственной политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике преступности, борьбе с ней и ресоциализации преступников.
Введение
1. Понятие и содержание уголовной политики
2. Сущность и социальная обусловленность уголовной политики
3. Формы реализации уголовной политики
4. Развитие уголовной политики и влияние международного права на развитие уголовной политики РФ
5. Тенденции развития уголовной политики РФ
Заключение
Список использованной литературы
М.П.Чубинский выделил три составных элемента уголовной политики:
а) уголовную догматику (по Ф.Листу - «уголовное право в тесном смысле»);
б) уголовную политику (она связывалась с организацией «дела борьбы с преступностью») и, по мнению автора, «должна намечать необходимые в этом отношении реформы и заботиться о создании лучшего уголовного законодательства;
в) уголовную этиологию
(часть науки уголовного права,
В этот же период устанавливается международное сотрудничество в деле борьбы с преступностью, что оказало значительное влияние на развитие уголовной политики. В частности, проводятся международные пенитенциарные конгрессы (1872 г.), международные съезды криминалистов.13 Важную роль в развитии начал уголовной политики сыграл основанный в 1889 г. международный Союз криминалистов, в котором принимали участие и российские специалисты. В 1897 г. была учреждена русская группа Международного союза криминалистов. Она активно сотрудничала с международными организациями, проводила большую работу в России. На своих съездах группа рассматривала наиболее актуальные вопросы уголовного законодательства и практики его применения, проблемы международного сотрудничества в деле борьбы с преступностью, проведения научных исследований, определяла основные направления совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства, улучшения судебной практики. На этих форумах обсуждались вопросы, имеющие уголовно-политическое значение: об условном осуждении, об условном досрочном освобождении, о рецидиве, о подготовке криминалистов-практиков, о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест заключения, и др. Роль русской группы Международного союза криминалистов в разработке и формировании уголовной политики России становится общепризнанной.
В связи с Первой мировой войной международное сотрудничество, а затем и исследования в сфере уголовной политики фактически прекратились. Вновь к разработке проблем уголовной политики российские ученые обратились уже в советский период, в 20-е 30-гг. XX в. Здесь следует отметить вклад II.B. Крыленко, А.А. Пионтковского, И.А. Скрыпника, А. Трайнина, А.Я. Эстрина в дело разработки новых, социалистических (классовых) по содержанию, подходов к уголовной политике.
Первая работа в СССР по уголовной политике принадлежит Н.А.Скрыпнику, который предпринял попытку определить ее предмет, метод, классовый характер и дистанцироваться от «буржуазного уголовного» права и уголовной политики.14
С конца 30-х до конца 70-х гг. проблемы уголовной политики, по сути, не разрабатывались. В условиях господства тоталитарного режима во всех сферах общественно-политической жизни исследования проблем уголовной политики прекращаются.
Возрождение научного интереса к проблемам уголовной политики отмечается в 70 - 80-е гг. XX в. В этот период их исследуют Н.А. Беляев, В.А. Владимиров, А.А. Герцензон, В.Н. Кудрявцев, Ю.И. Ляпунов, П.Н. Панченко и ряд других ученых. Большое значение придавалось разработке отдельных направлений, в частности борьбе с преступлениями против личности, в сфере экономики, организованной, профессиональной и рецидивной преступностью. Исследовались вопросы о современных организационных, правовых, методических аспектах уголовной политики. Все это дало возможность разработать соответствующую учебную дисциплину, обучать будущих руководителей органов внутренних дел, формировать их стратегическое мышление в сфере борьбы с преступностью в масштабе страны, субъекта Федерации и на муниципальном уровне.
Тенденции развития уголовной политики РФ
Ведущей тенденцией, имеющей ярко выраженный позитивный характер, становится постепенный отказ от возможности разрешения социальных проблем методом принуждения, подавления личности. В советский период, период господства идеологии насилия, уголовная политика была адекватна этой идеологии и характеризовалась тенденцией ужесточения уголовной репрессии. В уголовном законодательстве это проявилось:
В противовес этой тенденции в современный период времени во главу угла социальной политики в целом и уголовной политики в частности ставятся гуманистические принципы. Серьезным препятствием на их пути является неблагоприятное как с количественной, так и с качественной стороны, развитие преступности.
Ограниченные материальные, финансовые и ресурсные возможности правоохранительных органов и в целом самого государства также отрицательно влияют на реализацию данной тенденции уголовной политики.
Нельзя не отметить достаточно выраженную ориентацию на международные стандарты и опыт борьбы с преступностью. В частности, происходит постепенное выравнивание статусов обвиняемого и потерпевшего. В этой связи особое внимание начинает уделяться обеспечению прав личности при расследовании преступлений в широком смысле, т.е. прав всех участвующих в расследовании лиц: подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего, а так же следователя прокуратуры, дознавателя, защитника, специалиста, эксперта, особенно участников имеющих в уголовном деле личный интерес, - обвиняемых, потерпевших и других. Для данной тенденции в уголовно-процессуальный кодекс необходимо реализовать следующие концептуальные положения:
Близкой по смыслу и содержанию к рассматриваемой тенденции является ориентация уголовной политики на пересмотр законодательства, в борьбе с преступностью, в соответствии с Конституцией РФ. С 1994г. по настоящее время принято и вступило в действие более 40 законов, прямо закрепляющих сферу борьбы с преступностью. Впервые в истории России за столетие при принятии нового уголовного закона число декриминализированных деяний оказалось больше чем криминализировонных. Отмеченная тенденция вселяет оптимизм, ибо чрезмерное увлечение криминализационными процессами приводит к появлению целого ряда «псевдопреступлений», что подрывает престиж самого уголовного закона.
Разумеется, новую систему
уголовного законодательства нельзя считать
настолько законченной и
Так, Я.И. Глинский - советский, российский учёный - юрист, криминолог, доктор юридических наук, профессор в своей статье «Уголовная политика Российской Федерации: To be or not to be?» важнейшими направлениями современной российской уголовной политики выделяет:
По мнению, Я. И. Гилинского без осуществления этих и некоторых других мер совершенствования уголовной политики в современной России трудно говорить о реализации идей демократического и правового государства.
Заключение
Цивилизованность любого
общества во многом предопределяется
местом и ролью в нем права
и правовой науки. Поэтому формирование
социума, его нормальное функционирование
и развитие невозможно без утверждения
в практической деятельности людей
научно обоснованных правовых начал
управления социальными процессами.
Это в полной мере относится и
к теории уголовной политики, оказывающей
базисное влияние на уголовное право
и являющейся основанием для разработки
стратегии и тактики
Уголовное право представляет собой систему
соответствующих юридических норм, уголовная
же политика предстает перед нами в виде
руководящих идей, которые определяют
содержание уголовно-правовых норм и институтов,
направление деятельности государственных
структур и правоохранительных органов
по борьбе с преступностью. Право - более
консервативное и устойчивое явление.
Уголовная политика более подвижна, она
более чутко реагирует на изменившуюся
обстановку (социально-экономическую,
политическую, криминологическую и пр.)
и нередко подвержена существенным изменениям
при относительной стабильности уголовного
законодательства.
Уголовное право является инструментом
уголовной политики. Управление практическим
применением норм уголовного права означает
проведение в жизнь уголовной политики
государства.
Попытки забвения важнейшей роли уголовной
политики на нынешнем этапе развития российского
общества и проведение только прикладных
научных исследований, направленных на
решение главным образом конкретных проблем
правоохранительной деятельности, приводит
к невозможности предвидения отдаленных
последствий этих решений и прогнозирования
развития как преступности в целом, так
и системных обоснованных методов и способов
борьбы с нею.
Преступность продолжает
изменяться качественно и количественно.
Политические доводы также часто
берут верх над здравым смыслом
и логикой событий. Это признаки
системного кризиса в России конца
90-х гг. и в частности системы
борьбы с преступностью, многие из которых
имеют место и в начале XXIв.
Теория уголовной политики призвана исследовать
эти процессы, выявить закономерности
и разработать эффективные методы "антикризисного"
управления в данной сфере, а также предложить
адекватную современным условиям модель
обеспечения правопорядка и воздействия
на преступность.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты
1.1 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ
2. Учебники и монографии
2.1.Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970.
2.2.Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. М., 1981.
2.3 Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986.
2.4 Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999.
2.5 Львович Е.В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений. Саратов, 2005.
2.6 Трофимов В.В. Научные основы правовой политики // Правовая политика: от концепции к реальности. М., 2004.
2.7 Кудрявцев В.Н. Эффективность закона, как средства осуществления уголовной политики // Основные направления борьбы с преступностью. М., 1975.
2.8 Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. СПб, 1910;
2.9 Гогель С.К. Роль общества в деле борьбы с преступностью. СПб, 1904.
2.10 Чубинский М.П. Очерки уголовной политики. Харьков, 1905.
2.11 Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.
2.12 Я.И. Гилинский. Уголовная политика Российской Федерации: To be or not to be? // Индекс. 2003, №18.
2.13 Н.А. Лопашенко. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб, 2004
1 Принято считать, что термин "уголовная политика" А. Фейербах употребил в 1804 г. в труде "Versuch einer Criminaljurisprudenz des Koran", но не дал определения этого понятия.
2 Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 179.
3 Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права// Советское государство и право. М., 1981. N 7. С. 4.
4 Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 15.
5 Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 32.
Информация о работе Сущность, тенденции развития уголовной политики