Сущность, тенденции развития уголовной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Уголовная политика с давних пор привлекает к себе пристальное научное внимание, однако большинство вопросов, связанных с осмыслением этой категории, сохраняет свою дискуссионность до настоящего времени. В полной мере это относится и к вопросу о том, что же представляет собой уголовная политика.
Рассматривая эволюцию взглядов на уголовную политику, а впервые это понятие появилось в 1804 г.1 в работах известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха, можно прийти к выводу, что в настоящее время она должна включать элементы общегосударственной политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике преступности, борьбе с ней и ресоциализации преступников.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и содержание уголовной политики
2. Сущность и социальная обусловленность уголовной политики
3. Формы реализации уголовной политики
4. Развитие уголовной политики и влияние международного права на развитие уголовной политики РФ
5. Тенденции развития уголовной политики РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по УП.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Сущность и  социальная обусловленность уголовной  политики

 

Будучи отправной точкой в рассмотрении всех уголовно-политических аспектов и, как следствие, залогом  верных теоретических выводов, определение  понятия  должно максимально точно передавать сущность отражаемого явления, чего можно достичь также путем предварительного выделения и анализа характерных черт (свойств) уголовной политики:

1.Функциональную  сферу  уголовной политики  образует борьба с преступностью  (противодействие преступности).

Альтернативный характер словосочетаний «борьба с преступностью» и «противодействие преступности»  указывает на то, что определение  функциональных горизонтов уголовной политики может быть произведено при помощи и одного, и другого выражения: каждое из них обозначает оказание наступательного воздействия на преступность.

2. Уголовная политика  основывается на объективных  условиях развития общества.

«Политическое» название какого-либо феномена уже само по себе свидетельствует о том, что последний  не относится к числу сугубо теоретических, «книжных» категорий: расстановка  политических акцентов всегда сопровождается максимальным приближением к процессам, протекающим в той или иной сфере общественной жизни. Свойственно  это и  уголовной политике, достижение цели и решение задач которой предполагают необходимость их правильного определения, учитывающего реальные потребности общества в сфере борьбы с преступностью на конкретном историческом этапе. Выявление соответствующих потребностей возможно лишь на базе широкого фактического материала, вбирающего в себя результаты изучения состояния и тенденций криминализации общественных отношений, анализа всей совокупности криминогенных факторов, а также прогноза развития криминальной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу. Располагая необходимой информацией, уголовная политика способна определить приоритеты в области борьбы с преступностью и избрать для ее осуществления такие средства и методы, которые будут адекватны уровню, масштабам и формам проявления криминального поведения.

Важно при этом отметить, что процесс социального обусловливания уголовной политики является непрерывным, позволяя рассматривать ее в качестве индикатора:  
а) перемен, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества и сказывающихся в конечном итоге на криминальной обстановке в государстве. В отличие от уголовного права, которое не всегда соответствует быстро меняющимся условиям общественной жизни, уголовная политика, в силу своей гибкости и динамичности, более синхронно реагирует на необходимость корректировки антикриминального курса;

б) результативности мер, применяемых  в рамках воздействия на преступность. Избранные средства и методы борьбы с преступностью не всегда оправдывают  ожиданий, а потому подвергаются постоянному  уголовно-политическому мониторингу. Если та или иная мера уголовно-правового  характера не доказала своей эффективности  в деле борьбы с преступностью, она  подлежит исключению из арсенала уголовной  политики и замене ее новым инструментарием.

3.Целью уголовной  политики является максимальное  снижение преступности.

Тезис о принципиальной невозможности  искоренения преступности, если и  нуждается в осмыслении, то лишь для ориентации исследователя на максимальное приближение к результату, в достижении которого еще двадцать с небольшим лет назад не сомневался ни один отечественный ученый, – к ликвидации, уничтожению, истреблению проявлений криминального характера. На сегодняшний день направленность уголовной политики общепризнанно связывается с необходимостью снижения преступности. Это может выражаться в приведении к минимальным показателям состояния и уровня преступности (в целом и отдельных ее видов), в уменьшении степени криминальной интенсивности, в оптимизации структуры преступности путем достижения «выгодного» государству соотношения категорий и удельных весов образующих ее элементов6.

4. Реализация уголовной  политики предполагает применение  уголовно-правовых средств и методов.

Борьба с преступностью  осуществляется путем использования  самых различных средств и  методов, неоднородный характер которых  породил многообразие научных мнений об объеме уголовно-политического воздействия. Достаточно традиционным при этом является понимание  уголовной политики в широком и в узком смысле.

Проанализировав существующие в теории взгляды, приходим к выводу о том, что термином «уголовная политика»  может обозначаться лишь такое направление  деятельности государства в сфере  борьбы с преступностью, которое основано на применении средств и методов уголовного права, уголовно-правового арсенала.

5. Уголовная политика  объединяет интересы внутренней и внешней политики государства, решая задачи борьбы с преступностью как внутри, так и за его пределами.

В уголовно-правовой литературе уголовную политику чаще всего рассматривают в качестве составной части внутренней государственной политики. Подобный подход вряд ли можно признать оправданным, поскольку:

1) угроза нарушения национальных интересов в результате преступной деятельности извне не менее, а иногда и более опасна, чем при совершении преступлений внутри страны;  
2) не в меньшей защите со стороны государства нуждаются граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае совершения в отношении них преступлений за ее пределами;  
3) абсолютно очевидной в условиях современной криминальной глобализации является необходимость осуществления уголовно-правового воздействия и в тех случаях, когда совершенными преступлениями – без причинения непосредственного вреда интересам России – нарушаются интересы других государств и, в конечном итоге, всего мирового сообщества (речь идет о международных и т.н. конвенционных преступлениях).

 Таким образом, преследуя цель снижения преступности, уголовная политика не должна ограничивать ее достижение исключительно государственно-территориальными пределами. Все это требует формирования и реализации не только внутри-, но и внешнеполитического курсов, высшим приоритетом которых будет всесторонняя защита личности, общества и государства, в том числе, от преступных посягательств. Следует отметить, что в Российской Федерации подобные приоритеты расставлены достаточно четко, получив свое выражение в важнейших директивных документах государства. Из них и черпает свое содержание уголовная политика.

6. Уголовная политика  опирается на достижения научной  мысли.

По мнению многих авторов, научная обоснованность (или научность) относится к числу принципов уголовной политики7. Научная обоснованность – это неотъемлемое свойство уголовной политики, ее «качественная характеристика, без которой политика… просто не может мыслиться»8. Принятие теоретически непродуманных, лишенных доктринального содержания , не соответствующих современному уровню научного развития решений в сфере борьбы с преступностью превращает уголовную политику в схоластику. Являясь стратегическим курсом государства в сфере борьбы с преступностью, уголовная политика должна доказать, что применяемые средства и методы уголовно-правового воздействия способны дать надлежащий эффект либо, напротив, не могут привести к желаемому результату и требуют исключения или замены.

Таким образом, обобщая все  то, что было наработано советской  и российской наукой, опираясь на реалии сегодняшнего дня в России и в  мире, можно дать следующее определение понятия уголовной политики.

Уголовная политика - это  система принципов, политических и  политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального  цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности. Уголовная политика предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью и терроризмом; выражается в создании и осуществлении единой и разносторонней системы государственных директивных (политических) указаний, норм уголовного права, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права, норм ряда иных социальных предписаний; опирается на принципиальные основы предупреждения преступности, борьбы с ней на национальном и международном уровнях и обращения с правонарушителями. Кроме того, это основанный на объективных условиях общественного развития и достижениях современной научной мысли стратегический курс государства в сфере борьбы с преступностью как внутри, так и за его пределами, имеющий своей целью максимально возможное снижение преступности путем применения средств и методов уголовно-правового воздействия.

 

 

3.Формы реализации  уголовной политики

 

Под реализацией уголовной  политики понимается проведение в жизнь  намеченной в области борьбы с  преступностью стратегической линии, выполнение определенных органами власти задач посредством последовательного  осуществления государственными органами всех уровней, в том числе и  органами внутренних дел, при участии  общественности комплекса мероприятий  по борьбе с преступностью в правотворческой  и правоприменительной сферах деятельности.

Уголовная политика государства  «определяет, а затем и реализует  те цели, для которых создается  и функционирует система уголовной  юстиции»9. Она проявляется в деятельности, которая, собственно, ее и образует. Эта деятельность начинается с принятия соответствующего закона, нормативного акта и заканчивается его применением для противодействия преступности.

Законотворческая деятельность, как форма реализации уголовной  политики, является начальным, исходным моментом (звеном) уголовно-политической деятельности. Всякие акции государства, имеющие политическое значение, и  связанные с уголовно-правовой сферой, в государстве, считающем себя правовым, должны получить закрепление в законе.

Правоприменение, как форма реализации уголовной политики отражает ее с практической стороны, в которой имеет место применение и исполнение, в частности, уголовно-правовых норм. Поскольку уголовный закон обращен в первую очередь к возможным субъектам уголовной ответственности, правоприменение связано прежде всего с предупреждением совершения ими правонарушений. Здесь находит свое выражение одна из основных составляющих реализации уголовной политики - предупреждение преступлений.

Правоприменение в уголовно-политической сфере выражается в виде деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений, а также по обеспечению привлечения к уголовной ответственности лиц совершивших преступление. Особое место занимает здесь судебная деятельность (правосудие), в которой реализуется уголовная политика, закрепленная в законах, но уже своими способами, в установленных только для этой деятельности формах.

Правоприменение - это также и исполнение уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия.

Противодействуя преступности, правоохранительные органы наряду с  установлениями уголовного, уголовно-процессуального  и уголовно-исполнительного закона используют также соответствующие  криминологические, криминалистические, административно-правовые, оперативно-розыскные, тактические приемы и технические  средства, образующие криминологический, административный, криминалистический и оперативно-розыскной аспекты их деятельности.

В реальной действительности уголовная политика в борьбе с  преступностью реализуется комплексно, с использованием возможностей каждого  из названных направлений. Таким  образом, реализация уголовной политики непосредственно связана с административным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом, криминологией, криминалистикой, оперативно-розыскной и другой деятельностью  правоохранительных органов, имеющей  отношение к противодействию  преступности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие уголовной  политики и влияние международного  права на развитие уголовной  политики РФ

Сравнительный исторический анализ развития уголовной политики России позволяет условно выделить следующее три основных этапа: 1) зарождение и формирование основ уголовной политики (вторая половина XIX в. - 1917 г.); 2) формирование советской уголовной политики: ее понятий, принципов, классового подхода (20-е гг. - конец 80-х гг. XX в.); 3) формирование и развитие уголовной политики России постсоветского периода (начало 90-х гг. XX в).

В России к проблемам разработки уголовной политики юристы обратились во второй половине XIX в. Одним из первых попытку сформулировать понятие  уголовной политики сделал НА. Неклюдов (1865 г.), писавший, что это «основанная на уголовной статистике государственная мудрость...». Он отмечал, что целью уголовной политики является действие на внешние условия преступлений таким образом, чтобы видоизменять их характер, изменять тем самым характер воли или парализовать возможность злого ее настроения.

Несколько позднее М.В. Духовской в своей статье «Задачи науки уголовного права» (1872 г.) вышел далеко за рамки предмета своего исследования и по существу приблизился к рассмотрению содержания уголовной политики. Он не употреблял термин «уголовная политика», но в рамках уголовного права рассматривал проблемы необходимости изучения причин преступности и ставил задачи определения средств для успешной борьбы с ней, а также обеспечения превентивных мер и осуществления социальных реформ в России.

Первые самостоятельные  труды по уголовной политике принадлежат  С.К. Гогелю и М.П. Чубинскому.10 Первый определяет уголовную политику как учение о существующих мерах борьбы с преступностью - мерах репрессивных и превентивных, причем отмечает относительно небольшие возможности государственных органов в обеспечении превенции и необходимость усиления общественного влияния как на исполнение наказаний, так и на предупреждение преступлений. Роли общественности в борьбе с преступностью была посвящена самостоятельная работа С.К. Гогеля.11

Информация о работе Сущность, тенденции развития уголовной политики