Террористический Акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только "внутренним", но и международным преступлением. В современной России опасность терроризма как действий, направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти, резко возросла.

Содержание работы

Введение
1. Понятие террористического акта……………………………………………3
2. Террористический акт: элементы состава и квалифицирующие признаки.8
3. Разграничение террористического акта и иных преступлений террористического характера…………………………………………………..22
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Понятие террористического  акта……………………………………………3

2. Террористический  акт: элементы состава и квалифицирующие  признаки.8

3. Разграничение  террористического акта и иных  преступлений террористического характера…………………………………………………..22

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

 Терроризм  в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только "внутренним", но и международным преступлением. В современной России опасность терроризма как действий, направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти, резко возросла. Только в январе-августе 2012 г. в России совершено 19 террористических актов. Наряду с ростом числа террористических актов, жестокими стали и способы их совершения. Так, два мощных взрыва прогремели в Махачкале вечером 3 мая 2012 г., оба взрыва произошли на выездном посту полиции. МВД Дагестана сообщало о 12 погибших, всего пострадали около 90 человек.

Проблема  содержания ст. 205 "Террористический акт" УК РФ вызывает серьезные дискуссии в литературе, в настоящее время вопрос о совершенствовании данной нормы остается открытым. Существуют значительные сложности и в отграничении террористического акта от смежных с ним преступных деяний.

Цель работы: юридический анализ уголовно-правовых норм об ответственности за террористический акт.

Названная цель обусловила постановку следующих задач: раскрыть уголовно-правовое содержание террористического акта; проанализировать объективные и субъективные признаки террористического акта, его квалифицирующие признаки; исследовать вопросы отграничения террористического акта от преступлений, содействующих террористической деятельности.

 

 

1. Понятие террористического акта

 

В этимологическом  смысле термин "терроризм" (от лат. terror - страх, ужас) не имеет четкого содержания. В.И. Даль трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами. С.И. Ожегов определяет террор как устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения; жесткое запугивание, насилие, а терроризм - как политику и практику террора. Современный словарь иностранных слов толкует террор как политику устрашения, подавления политических и классовых противников с применением насилия, вплоть до физического уничтожения; средство достижения политических и других целей путем диверсий, убийств, похищений и т.п., а терроризм - как политику и тактику террора.

Думается, что  наиболее близким по сути к современным понятиям "терроризм" и "терроризировать", т.е. устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения, является толкование В.И. Даля. Указание в определении С.И. Ожегова только на политических противников как объекты физического насилия неоправданно сужает понятие терроризма и делает его излишне политизированным. Получается, что терроризмом не могут считаться действия лица, когда оно применило насилие из политических мотивов в отношении не политических противников (например, простых граждан).

Таким образом, терроризм - это крайняя форма проявления актов насилия с целью устрашения (зачастую в сфере политических отношений), которая имеет следующие два характерных признака:

1) направленность на устрашение, запугивание. При этом устрашение не самоцель терроризма, а лишь средство принуждения противников для достижения другой конкретной цели (например, изменения политического

3

курса властей, получения материальной выгоды и др.). Способом устрашения может быть не только угроза, но и применение насилия в самых жестоких формах;

2) насилие  или угроза его применения, вызывающие  страх, ужас, панику.

От терроризма необходимо отграничивать понятие "террор", поскольку они при  общем лингвистическом происхождении (терроризм - производный термин от слова "террор") имеют различное смысловое и правовое значение. Так, по мнению К.В. Жаринова, террор - это осуществление репрессий государством в отношении своих граждан и политической оппозиции с целью парализовать волю к сопротивлению и утвердить свое господство, а терроризм - присущая оппозиционным политическим группам деятельность. По мнению С.Д. Гринько, террор - это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов, а терроризм - насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок. Оружием террора являются репрессии, а оружием терроризма - террористический акт.

Развёрнутое и юридически очерченное определение  терроризму содержится в Законе о противодействии терроризму (п. 1 ст. 3): терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О  противодействии терроризму" (далее  – Закон о противодействии  терроризму) приводится развернутое определение террористической деятельности. Это деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

4

б) подстрекательство  к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Статья 3 Закона о противодействии терроризму содержит два понятия - "терроризм" и "террористический акт". Законодатель справедливо разграничил эти два понятия, ведь терроризм - социально-политическое и криминологическое понятие, а террористический акт является уголовно-правовым понятием.

Сложность терроризма как социально-политического  явления предопределяет наличие целого ряда его видов, которые характеризуются спецификой присущих им политических целей, организационных структур, используемых сил и средств, а также других существенных признаков. Выделение различных видов терроризма и их характерных особенностей имеет важное практическое значение, являясь необходимой предпосылкой создания организации и выбора тактики борьбы органов безопасности с теми или иными разновидностями террористических посягательств на конституционный строй и международную безопасность.

В качестве оснований выделения отдельных  видов терроризма в научной литературе и политической практике используются различные критерии.

 

5

Так, например, классификация видов терроризма по используемым основным методам предполагает выделение "физического" и"психологического" терроризма; по преследуемым политическим целям - "демонстративного","сплачивающего", "провокационного" (и т.д.) терроризма; по субъектам террористических проявлений - "европейского", "латиноамериканского", "исламского" (и др.) терроризма. Серьезное познавательное и практическое значение имеет выделение видов терроризма по признаку используемых средств (традиционный и технологический терроризм) и по сфере осуществления террористических акций (воздушный и морской терроризм). Одним из наиболее опасных видов технологического терроризма является ядерный терроризм.

Центральное место в классификации  видов терроризма занимает деление  его на государственный, международный и внутренний терроризм.

Террористический акт определяется в п. 3 ст. 3 Закона о противодействии  терроризму как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих  население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Аналогичное определение террористического акта содержится в ч. 1 ст. 205 "Террористический акт" УК РФ: "Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях". Такие действия наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

6

В ч. 1 ст. 205 УК РФ имеет место совмещение двух разных составов преступлений, существенно различающихся по степени общественной опасности:

1) "совершение взрыва, поджога  или иных действий, устрашающих  население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий…" и

2) "угроза совершения указанных  действий…".

Различие этих преступлений по степени  общественной опасности очевидно. В  этой связи представляется возможным  внести предложение по совершенствованию уголовного законодательства, а именно - предложение об исключении угрозы совершения террористического акта из ст. 205 УК РФ и установлении за это преступление ответственности в самостоятельной статье УК РФ.

Итак, в российском уголовном законодательстве при характеристике терроризма законодатель применил следующий подход: в ст. 3 Закона о противодействии терроризму дал общее понятие (определение) терроризма как социально-политического явления, указав на специфическую отличительную черту терроризма, а в УК РФ назвал конкретные его проявления ("террористический акт" и "преступления, содействующие террористической деятельности") в виде деяний, предусмотренных ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 206-208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

7

 

2. Террористический акт: элементы состава и квалифицирующие признаки

 

Объектом посягательства является общественная безопасность. Именно по объекту посягательства террористический акт может быть отграничен от других преступлений, совершаемых объективно теми же действиями, но посягающими на жизнь, собственность и т.д. Объектом посягательства для террористов является деятельность государственных органов, международных организаций, физических или юридических лиц, на которых они стремятся воздействовать путем устрашения населения общеопасными деяниями, которые выступают для террористов не в качестве основных, а в качестве вспомогательных, в качестве способа совершения основного действия в этом сложном преступлении - понуждения к принятию какого-либо решения или отказу от него. Поэтому совершенно правильно в литературе указывается на следующие особенности: "Террористические действия могут быть разнообразны, но всех их объединяет два общих элемента: …они направлены на подрыв государственной власти и … создают у населения чувство страха и беспомощности, возникающих под влиянием организованного и жестокого насилия".

Е. Давыдова обращает внимание на следующее: "Общественная безопасность не может быть основным объектом терроризма... Запугивание при терроризме... выступает не самоцелью, а средством достижения цели оказания влияния на основной объект, чем реализуется понуждение соответствующих лиц к выгодным для террористов решениям. Основным же объектом терроризма являются национальные и наднациональные институты (в их различных вариантах), посягая на которые путем воздействия на непосредственный объект виновные лица достигают или стремятся достигнуть главной цели нарушения их неприкосновенности".

8

Получается, что вопреки канонам  уголовно-правовой науки при отнесении  терроризма к преступлениям против общественной безопасности законодатель наделяет фактически дополнительный объект, посягательство на который служит способом посягательства на какой-то основной, признаками основного объекта в отдельном составе.

Но это совершенно правильно. Несмотря на то, что здесь ведущее значение придано тому деянию, которое выступает лишь способом посягательства на основной объект, при той ситуации, когда в качестве основного объекта выступают в бесконечном множестве различные "национальные и наднациональные институты" и т.д., способ посягательства на них посредством нарушения общественной безопасности есть постоянное общее свойство данных преступлений, которое возможно "вынести за скобки" и сформулировать самостоятельный состав преступления. В противном случае, если во главу угла поставить те непосредственные объекты, которым в конечном итоге и стремятся нанести ущерб террористы посредством создания обстановки страха на фоне посягательства на общественную безопасность, то тогда потребуется бесконечное множество составов терроризма, "разбросанных" по УК РФ, либо создавать некий "террористический" кодекс, что, безусловно, неприемлемо для законодательства и правоприменительной практики.

Террористический акт  с объективной стороны включает в себя комплекс деяний, сущность которых составляет устрашение и понуждение. Бездействие в данном случае также служит средством устрашения, а устрашение - действие активное, т.е. здесь бездействие выступает как бы оборотной стороной, основой одного действия - устрашения, на базе которого осуществляется другое действие - понуждение. Специфика собственно терроризма состоит в том, что здесь устрашающее воздействие осуществляется посредством совершения или угрозы совершения

 

9

общеопасных действий, могущих повлечь гибель людей или иные тяжкие последствия.

Угроза совершением общеопасных действий как одна из форм устрашающего воздействия, характерных для актов терроризма, должна быть действительной и реальной, т.е. включать "в себя не просто одно только высказанное намерение учинить акт терроризма, но и совершение действий, свидетельствующих о серьезности и реальности такого намерения, например приобретение взрывчатых, биологически опасных, радиоактивных веществ или оружия, совершение "предупреждающих" взрывов и поджогов, выполнение подготовительных действий к отключению жизнеобеспечивающих объектов либо нарушению технологических процессов, блокированию транспортных коммуникаций и т.п.". Если же угроза оказалась нереальной и ни в чем, кроме высказывания намерения, не выражалась, хотя бы она и была направлена на устрашение населения и сопровождалась какими-то требованиями, не может расцениваться как акт терроризма. Эти действия виновного должны квалифицироваться как заведомо ложное сообщение об опасности (об акте терроризма), поскольку они заведомо не могут причинить последствий, возникающих в результате совершения актов терроризма.

Информация о работе Террористический Акт