Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является непосредственный анализ статей связанных с легализацией денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём, а также проблемы борьбы с данным видом преступлений.
Задачами настоящей работы ставятся: обобщение следственной и судебной практики, проведение анализа применения статей 174 и 174.1 УК РФ1.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЁННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЁМ…………………………………………………………………………..4
Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённым незаконным путем…………4
Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённым незаконным путем……........11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённым ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ ………………………….17
2.1. Отграничение преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, от смежных составов преступлений……………………………………....17
2.2. Предупреждение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём……………………......23
2.3. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём……………………………..27
Заключение……………………………………………………….....31
библиографический список………………………………33
Общеизвестно,
что добыть имущество незаконным
путем - значит получить его в нарушение
уголовного, гражданского, административного,
банковского и другого
Остановимся
на характере совершаемых
Что касается
материальной характеристики предмета
легализации преступных приобретений,
то таковым могут являться денежные
средства, а также, как выяснилось
ранее, вещные права, соотносимые с
имуществом или деньгами (например,
безналичные денежные средства во вкладах
и на счетах в учреждениях финансово-
Все сделки с использованием перечисленных предметов должны, таким образом, квалифицироваться по ст. 174, 174.1 УК РФ.
В то же
время понятие сделки в соответствии
со ст. 153 ГК РФ определяется как действия
граждан и юридических лиц, направленные
на установление, изменение или прекращение
гражданских прав и обязанностей.
Сделки с имуществом, отличные от финансовых
операций - это действия граждан
и юридических лиц с
Очевидно, что понятие «сделка» значительно шире понятия «сбыт» и, таким образом, охватывает все его формы18.
Преступления,
предусмотренные и ст. 174, и ст.
175 УК РФ, характеризуются с субъективной
стороны прямым умыслом. При этом
законодатель не придает квалифицирующего
значения мотивам и целям действий
виновных лиц. В то же время анализ
их составов позволяет выделить цели
действий виновных в каждом составе.
Так, суть легализации заключается
в придании правомерного вида владению,
пользованию, распоряжению денежными
средствами и иным имуществом, заведомо
добытыми незаконным путем. Желая придать
правомерный вид владению, пользованию,
распоряжению какой-либо вещью, лицо должно,
прежде всего, убедить в этом государство
и общество. Приобретая имущество, заведомо
добытое преступным путем, лицо может
всячески скрывать его наличие у
себя, а может, наоборот, вводя окружающих
в заблуждение, говорить о том, что
приобрело его на законном основании
в результате совершения различных
сделок. Если это необходимо, данное
лицо может подготовить и поддельные
документы, удостоверяющие законность
приобретения имущества. В связи
с этим возникает необходимость
в квалификации действий лица, которое
сначала приобретает имущество,
заведомо добытое преступным путем,
а затем в результате определенных
действий уже от своего имени легализует
их в процессе реализации. В данном
случае лицо придает правомерный
вид владению, пользованию, распоряжению
имуществом в результате того, что
иные лица воспринимают его как законного
продавца. С одной стороны, в данном
случае усматриваются признаки совокупности
преступлений, предусмотренных ст.
174 и 175 УК РФ, а с другой - указанные
действия составляют признаки только
одного преступления, предусмотренного
ст. 175 УК РФ, поскольку сбыт имущества
законодателем определен в
Практика
показывает, что нередко, когда первичными
(или предикатными) преступлениями
являлись различные виды хищений
чужого имущества, факты продажи
либо иного отчуждения похищенного
квалифицировали как
Действия
Д., который с использованием подложных
товарораспорядительных документов похитил
гипсоволокно с одного из предприятий
г. Барнаула и реализовал похищенное
одному из частных предпринимателей,
введя его в заблуждение
Законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, формировалось под влиянием международных стандартов в области деятельности по выявлению, изъятию и конфискации денежных средств, иного имущества преступного происхождения, предусмотренных такими международными соглашениями, как Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1998 г. № 141 (Страсбургская конвенция), Сорок рекомендаций FATF (Международная комиссия по финансовым мерам борьбы с отмыванием денег), Директива ЕЭС от 10 июня 1991 г. № 91/308/ЕЭС и др. На их основе был разработан и принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон № 115-ФЗ) , в который федеральными законами от 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 27 июля 2006 г. внесены изменения и дополнения, направленные на дальнейшее его приведение в соответствие с указанной Конвенцией СЕ, дополнениями к Сорока рекомендациями FATF, решениями ООН о противодействии финансированию терроризма.22 В Уголовный кодекс РФ (ст. 174, 174.1) внесены нормы об уголовной ответственности за действия, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма23.
Новации,
включенные в ст. 174 и 174.1 УК РФ Федеральным
законом от 8 декабря 2003 г., производны
от изменений, внесенных в Общую
часть УК РФ. Устранение из Общей
части УК ст. 16 повлекло исключение
квалифицирующего признака неоднократности
совершения преступлений из ст. 174 и 174.1
УК РФ. Из санкций ч. 2 и 3 исключена
конфискация имущества. Видимо это
сделано необоснованно и
Федеральная
система противодействия
Изложенные в нормативно-правовых актах предпринятые государством усилия по противодействию легализации преступных доходов можно подразделить на две большие группы: уголовно-правовые и иные меры.
Уголовно-правовые меры заключаются в криминализации деятельности по «отмыванию» денег и лежат в основе всей системы борьбы с данным общественно опасным явлением.
Иные меры в свою очередь направлены на обеспечение применения соответствующих норм уголовного законодательства об ответственности за легализацию преступных доходов, восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций и государства, а также предупреждение и профилактику легализации криминальных капиталов на территории Российской Федерации. Они включают в себя нормы административного, гражданского, финансового и банковского права24.
Постановление Правительства от 23 июня 2004 г. № 307 утвердило Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, в котором конкретизированы ее основные полномочия. Данная служба не координирует деятельность силовых структур в части проведения следственных мероприятий, но она разрабатывает стратегию координационного межведомственного плана всех министерств и ведомств, которые участвуют сегодня в реализации выполнения Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. По сути, Федеральная служба по финансовому мониторингу - это аналитический орган, занимающийся сбором, обработкой и анализом информации о движении денежных средств, относящихся к определенному виду операций, указанных в ст. 6 Закона. Вся поступившая информация анализируется, и на основе анализа делаются выводы, а далее, если имеются подозрения на то, что эти деньги связаны с отмыванием и легализацией, соответствующая информация передается в правоохранительные органы25.