Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является непосредственный анализ статей связанных с легализацией денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём, а также проблемы борьбы с данным видом преступлений.
Задачами настоящей работы ставятся: обобщение следственной и судебной практики, проведение анализа применения статей 174 и 174.1 УК РФ1.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЁННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЁМ…………………………………………………………………………..4
Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённым незаконным путем…………4
Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённым незаконным путем……........11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённым ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ ………………………….17
2.1. Отграничение преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, от смежных составов преступлений……………………………………....17
2.2. Предупреждение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём……………………......23
2.3. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём……………………………..27
Заключение……………………………………………………….....31
библиографический список………………………………33
В настоящее время в России идет динамичный процесс формирования базовых институтов рыночного хозяйства, характеризующийся наличием острых противоречий и криминальных деформаций, что связано с углублением системного кризиса и ускоренной либерализацией внешнеэкономической деятельности. Криминализация экспорта и импорта капитала стала важнейшей особенностью трансграничного перемещения экономических ресурсов через таможенную границу Российской Федерации. В стране складывается качественно иная криминальная ситуация, представляющая значимую угрозу экономической безопасности страны.
Одновременно следует
иметь в виду, что в условиях
глобализации и расширения международных
связей, торговли, свободного движения
капиталов все существующие материальные
ресурсы в производственной и
сбытовой сфере уже имеют собственника
и поделены. В связи с этим,
основная конкурентная борьба переместилась
из товарных рынков в финансовые, где
самым важным стал поиск возможностей
выгодно дать или взять в долг
(с помощью различных
Сегодня в России борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и конфискацию, является одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны. Она позволит в той или иной степени решать следующие задачи27:
Одним из ведущих направлений деятельности мирового сообщества в последние годы стало противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем.
Очевидно, что существование
эффективной системы
Такой подход российского банковского сообщества к организации работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма позволил сообщать в контролирующие органы о подозрительных операциях. Но, несмотря на это, остается проблема, требующая особого внимания. Это действующие пути отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Не так давно, по инициативе президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в статьи 174 и 174.1 УК РФ были внесены изменения.
В статье 174 УК РФ появился обязательный признак легализации: ее целью стало «придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами». Четкого понятия легализации до сих пор в законе не было, и это давало возможность следствию трактовать его как угодно. Само наказание за легализацию, по статье 174, теперь предусматривает возможность ограничения свободы, в ч.2 до одного года, а в ч.3 и 4 - до двух лет. Теперь по статье 174.1, ответственность, за деяние совершенное не в крупном размере - не наступает. О чем свидетельствует исключение части первой из данной статьи в том виде, в каком она была в предыдущей ее редакции. Значительно снизился размер ответственности. Так, например, по ч.3 настоящей статьи за деяния предусмотренные ч.1 и 2 совершенные организованной группой, срок лишения свободы теперь составляет от 7-10 до лет, ранее от 10 до 15 лет. Следовательно, данное деяние, по части 3 настоящей статьи, теперь будет признаваться тяжким (ранее особо тяжким). Понижен максимальный размер штрафов, применяемых как в совокупности с лишением свободы, так и без29.
Также, размер
особо крупного ущерба по экономическим
статьям повысился до 6 миллионов
рублей. Ранее действующие уровни
были вшестеро меньше. Современное
российское законодательство, регулирующее
вопросы противодействия
Несмотря на то обстоятельство, что
при совершении преступлений, предусмотренных
ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, нарушается либо создается
угроза нарушения достаточно широкого
круга общественных отношений, тщательное
сравнение содержания уголовно-правовых
норм, выраженных в данных статьях,
приводит к выводу о том, что для
рассмотренных преступлений основной
непосредственный объект является тождественным.
В силу посягательства исследуемых
преступлений на один и тот же основной
непосредственный объект ст. ст. 174, 174.1
УК РФ посвящены уголовно-правовой
охране сходных общественных отношений.
Учитывая изложенное и соглашаясь с
отнесением ст. ст. 174, 174.1 УК РФ к главе
22, наиболее верным считаем определение
основного непосредственного
Относительно установления ответственности за отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), помимо изложенного ранее, необходимо отметить, что обозначенное мнение оправдывается положениями Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.), ETS N 141. Согласно пункту 2 статьи 6 Конвенции внутренним законодательством может быть предусмотрено, что правонарушения, приведенные в этом пункте, не применяются к лицам, совершившим основное правонарушение. То есть лицо, совершившее основное преступление, может не признаваться субъектом отмывания. На отсутствие необходимости в норме об ответственности за отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), указывают следующие обстоятельства. Во-первых, при заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений наступает ответственность по ст. 316 УК РФ (глава 31 «Преступления против правосудия»); во-вторых, при заранее обещанном укрывательстве образуется соучастие в преступлении, за которое также УК РФ предусмотрена ответственность. В то же время исключение ст. 174 УК РФ видится фактически невозможным по причине принятия государством перед мировым сообществом обязательств по криминализации отмывания преступных доходов. Хотя, с другой стороны, в Конвенции прописано лишь то, что каждая Сторона принимает законодательные и другие необходимые меры с целью квалифицировать отмывание в качестве преступления, а не предусматривать отдельную уголовно-правовую норму об ответственности за его совершение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
Специальная литература
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 29.11.2012.
2Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 9 августа.
3Завидов Б.Д., Андреев Н.М. Уголовно-правовой анализ легализации (отмывания) денежных средств // Адвокат. - 2011. - № 3. - С.21-28.
4Волотова Е.О. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем // Адвокат. - 2011. - № 2. - С. 38 - 51.
5 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 9 августа.
6 Коростелев С.Ю. Объект и предмет преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем); см. также: Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Ветров Н.И. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - С. 108.
7 Ревин В.П., Стахов Я.Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. - 2012. - № 1. - С. 9 - 12.
8Крамарев С.Л. Экономические преступления: учебно-методический комплекс. Брянск: РИО БГУ, 2011. -С.56-61.
9Рарог А. И. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. — М.: Проспект, 2012. – С. 14-16.
10 Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. Н.А. Лопашенко. -М.: Юрлитинформ. 2012. - С.214-223.
11Новиков С.А. Противодействие легализации криминальных доходов: новые уголовно-правовые и уголовно-процессуальные подходы // Российский следователь. - 2011. - № 2. - С. 35 - 40.
12 Жубрин Р.В. Вопросы расследования легализации преступных доходов // Российский следователь. - 2012.- № 1. - С. 13 - 14.
13 Ревин В.П., Стахов Я.Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. - 2012. - № 1. - С. 9 - 12.
14 Селютин А.В. Особенности уголовно-правового регулирования преследования руководителей кредитных организаций за совершение преступлений в финансово-кредитной сфере // Банковское право. - 2012. - № 4. -С. 54 - 58.
15Соловьев А.В. Правовые и криминалистические проблемы противодействия легализации преступных доходов. Краснодар, 2010. - С. 235.