Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере безопасности дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики в сфере безопасности дорожного движения
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач: рассмотреть историю развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных ст. 263,264 УК РФ, а также квалифицирующие признаки; выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЗАКОНЧЕННАЯ.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

2) приведение в негодность транспортных  средств или путей сообщения  (ст. 267 УК);

3) нарушение правил, обеспечивающих  безопасную работу транспорта (ст. 268 УК);

4) нарушение правил безопасности  при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).

   Итак, сделаем выводы:

  • Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления)- это предусмотренные Уголовным кодексом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия.
  • Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками.
  • Видовой объект рассматриваемой группы преступлений - безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта, как подсистема родового объекта раздела IX УК - общественной безопасности
  • Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с нарушением конкретного правила, обеспечивающего безопасное функционирование транспорта.
  • С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта
  • С субъективной стороны все преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 267, 270 и 271 УК), являются неосторожными.
  • Преступления против безопасности дорожного движения  принято подразделять на две группы: преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию; и иные преступления в сфере функционирования транспорта.
  • В настоящее время преступления, связанные с безопасностью движения и эксплуатации транспорта, размещены в одной главе - главе 27 УК РФ.

 

     2. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения.

 

   Ныне действующая ст.264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. В ч.2, рассматриваемой статьи, установлена ответственность за более тяжкий вид данного преступления – «то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека». И, наконец, ч.3 ст. 264 УК РФ устанавливает еще более строгое наказание, если действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц.

 

     2.1 Объект преступления

 

   Характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану безопасности движения или эксплуатации автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств. Отсюда следует, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, являются отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Непосредственным объектом следует считать безопасность движения и эксплуатации конкретного вида транспорта (железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного и трубопроводного). В рассматриваемых преступлениях жизнь и здоровье людей, имущество и живая природа выступают в качестве дополнительных (факультативных) объектов, то есть таких, которые в одних случаях посягательству подвергаются, а в других - нет.

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения, и эксплуатации транспортных средств, предусмотрена статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Известно, что по объекту определяется социальная сущность и общественная опасность деяния. Точное определение объекта необходимо и для квалификации преступных действий. Придерживаясь вышеперечисленного деления объекта объединенных преступлений, отметим, что для преступлений, посягающих на функционирование наземного транспорта (исключая железнодорожный и трубопроводный), непосредственным объектом является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспорта, под которой, как известно, понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. При совершении рассматриваемого преступления вред причиняется также и другому правоохранительному объекту: личности граждан, однако эти интересы выступают в качестве дополнительного объекта, который не определяет и не может определить правовую природу данного преступления. В этой связи необходимо установить, что в данном преступлении является предметом (вещью внешнего мира), на который преступление воздействует непосредственно. РФ и как решается эта проблема в судебной практике и теории уголовного права России.

   Предметом преступления, согласно ст. 264, является автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к данной статье, где говорится о троллейбусах, тракторах, и иных самоходных машинах, мотоциклах и иных механических транспортных средствах. Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины (Правила дорожного движения РФ).Из ст. 264 УК РФ прямо вытекает, что ею охватываются преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации тракторов и иных самоходных машин (тракторы всех категорий и любого назначения, грейдеры, бульдозеры, скреперы, комбайны, сельскохозяйственные уборочные механизмы и другие самодвижущиеся машины.  

   Транспортные средства делятся на эксплуатационные и учебные, которые также сохраняют свойства источника повышенной опасности, при управлении ими тоже может быть совершено рассматриваемое преступление.

   Уголовная ответственность по ст. 264 УК наступает лишь в случае, когда лицо, управляя транспортным или иной самоходной машиной, нарушает правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Если же нарушаются другие специальные правила (правила техники безопасности или иные правила охраны труда), то содеянное должно квалифицироваться по другим статьям, предусматривающие ответственность за посягательство на жизнь и здоровье, за нарушение правил охраны труда и т.д.

   В заключении сделаем  вывод, что непосредственным объектом  преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, являются отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

 

     2.2 Объективная сторона преступления.

 

   При привлечении лица к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо установить следующие признаки состава, характеризующие объективную сторону этих преступных деяний: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; наступление тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями.

   Нарушение Правил дорожного движения может состоять в их невыполнении или ненадлежащем выполнении (превышение скорости, неправильный обгон, несоблюдение правил проезда перекрестков, управление транспортных средством в нетрезвом состоянии и тд.)

   Эксплуатация транспортных средств – это комплекс мер по обеспечению нормального технического состояния, сохранности и использования транспортных средств в соответствии с его предназначением. Правила дорожного движения содержат Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация указанных средств. К ним относятся, в частности, нарушение габаритов перевозимого груза, количества пассажиров, буксировка машины на слабом тросе и т.п.

   Для состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобы общественно опасные действия (или бездействие) лица выражались в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации. При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в первую очередь должен быть установлен сам факт нарушения указанных правил.Правила дорожного движения учитывают, что регулирование эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов могут быть установлены и другими нормативными актами. Однако по отношению к ним Правила дорожного движения являются исходным и определяющим документом. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

   При определении объективной стороны автотранспортного преступления необходимо сопоставить, в какой степени противоречило поведение участников дорожного происшествия нормам должного поведения для данной категории лиц в рассматриваемой ситуации. Для решения этого вопроса необходимо обратиться, прежде всего, к соответствующим нормативным актам. Вместе с тем возникает вопрос, в каком соотношении находится диспозиция ст. 264 УК РФ с Правилами дорожного движения. Иными словами, имеет ли в виду ст.264 УК нарушение только тех конкретных норм поведения, которые прямо закреплены в Правилах дорожного движения и других, изданных на их основе инструкциях, или же возможно привлечение к уголовной ответственности и в случаях нарушения других общепринятых норм предосторожности, хотя бы прямо и не записанных в каком-либо нормативном акте?

Ответ на данный вопрос дает постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970г.: ответственность по рассматриваемому преступлению наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств – на дороге, улице, железнодорожном переезде, во дворе, на полевых дорогах, при движении на территории предприятия. При характеристике нарушений правил дорожного движения следует иметь в виду, что далеко не всякое нарушение указанных правил, повлекшее определенные законом последствия, может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ. Должны быть нарушены именно такие правила эксплуатации, которые повлияли на безопасность движения. По ст. 264 УК РФ не могут караться нарушения правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта автомобилей, тракторов, городских электротранспортных средств, при заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных, уборочных работ и т. п. В названных случаях посягательство направлено не на безопасность движения транспорта, а на иной объект: жизнь, здоровье человека, нормальные безопасные условия труда и т. д. Следовательно, здесь отсутствует один из важнейших элементов состава транспортного преступления - его непосредственный объект. Оценивая нарушения правил эксплуатации автомототранспорта, необходимо иметь в виду, что далеко не все виды нарушений этих правил, повлекшие тяжкие последствия, охватываются ст. 264 УК РФ. Диспозиция данной статьи предусматривает ответственность только за такие нарушения правил эксплуатации транспорта, которые непосредственно связаны с безопасностью его движения. Состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, налицо только в том случае, если нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта повлекло определенные вредные последствия.

   Преступное последствие (или иначе общественно опасное последствие) представляет собой вредные изменения в объекте посягательства, которые наступают в результате совершения субъектом преступного деяния. Материальными называются составы преступлений, которые с объективной стороны включают не только совершение общественно опасного деяния, но и конкретный вред, указанный в уголовном законе. По части 1 статьи 264 УК предусматривается уголовная ответственность за причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. К тяжкому относится иной вред здоровью, не относящийся ни к кратковременному, ни к длительному, соединенный со значительной стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть (то есть более 33%). Это: опасные для жизни человека повреждения - те, которые сами по себе угрожают жизни потерпевшего в момент нанесения и могут закончиться смертью; не опасные для жизни, относящиеся к тяжкому вреду по исходу и последствиям. Материальными последствиями в дорожно-транспортных происшествиях были названы: повреждение или разрушение транспортного средства; повреждение или уничтожение имущества, перевозимого по договору перевозки; повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений; технических средств регулирования движения; иного имущества. Нарушение правил дорожного движения, не повлекшее тяжелых последствий, влечет административную ответственность, так как степень общественной опасности таких нарушений сравнительно невелика. Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что практически очень трудно, а подчас и невозможно установить, могли ли реально наступить вредные последствия, и какие именно, в результате нарушения правил дорожного движения. Нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, в принципе, всегда таит в себе угрозу возникновения вредных последствий. Так, если водитель автомашины выехал на перекресток при красном сигнале светофора, то это нарушение правил движения, вообще, может повлечь самые разнообразные вредные последствия - от самых тяжких до незначительных. Однако в данной конкретной обстановке (на перекрестке не было пешеходов, не было машин) указанное нарушение не повлекло и не могло повлечь за собой наступление вредных последствий. К тому же в результате такого нарушения вредные последствия могли не наступить и в силу того, что водитель сам смог предотвратить их наступление. Водитель автомашины в данном случае должен отвечать в административном порядке. Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо также установить, что вредные последствия находятся в причинной связи с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации указанных в этой статье видов транспорта

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере безопасности дорожного движения