Итак, разграничение
преступного нарушения правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных
средств с преступлениями, посягающими
на безопасность трудовой или производственной
деятельности, следует проводить на основании
того, какие правила были нарушены: правила
дорожного движения (эксплуатации транспортных
средств) или правила безопасного осуществления
трудовой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мною была рассмотрена уголовно-правовая
характеристика преступлений в сфере
безопасности дорожного движения, а также
дана общая характеристика преступного
нарушения правил дорожного движения
и эксплуатации транспортных средств, разграничение преступлений в сфере
функционирования автомобильного транспорта
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие выводы.
- Проблема дорожно-транспортных происшествий считается одной из самых актуальных и сложных.
- Законодательное и нормативное правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в
современный период развития уголовного
законодательства охватывает широкий
спектр общественных отношений, оно меняется
и дополняется.
- Преступления против безопасности
движения и эксплуатации транспорта (транспортные
преступления)- это предусмотренные Уголовным
кодексом общественно опасные деяния
(действия или бездействие), посягающие
на безопасное функционирование транспорта,
в результате чего наступают указанные
в законе последствия.
- Введенный в действие с 1 января 1997 года Уголовный Кодекс признает нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств, повлекшее определенные
последствия, общественно опасным деянием.
В настоящее время преступления, связанные
с безопасностью движения и эксплуатации
транспорта, размещены в одной главе -
главе 27 УК РФ.
- Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками.
- Видовой объект рассматриваемой группы преступлений - безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта,
как подсистема родового объекта раздела
IX УК - общественной безопасности
- Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие
последствия находятся в причинной связи
с нарушением конкретного правила, обеспечивающего
безопасное функционирование транспорта.
- С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются
в нарушении установленных правил и требований,
обеспечивающих безопасное функционирование
транспорта
- С субъективной стороны все преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 267, 270 и
271 УК), являются неосторожными.
- При анализе уголовных дел данной категории нами установлено, что в большинстве случаев ссылка делается на Правила дорожного движения
Российской Федерации, а другие нормативные
акты, относящиеся как к безопасности
дорожного движения, так и к безопасности
эксплуатации транспортных средств, практически
не применяются.
- Преступления против безопасности дорожного движения принято подразделять на две группы: преступления, непосредственно связанные
с нарушением правил безопасности движения
и эксплуатации транспорта, что предполагает
непосредственно их вождение и эксплуатацию;
и иные преступления в сфере функционирования
транспорта.
- Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, являются отношения, обеспечивающие
безопасность дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств.
- Объективную сторону (внешнюю сторону преступного поведения) данного состава преступления составляют:а)
деяние (действие или бездействие), выражающееся
в нарушении правил дорожного движения
или эксплуатации, указанное в диспозиции
данной статьи; б) наступившие преступные
последствия либо в случае тяжкого или
средней тяжести вреда здоровью человека,
либо в случае смерти потерпевших; в) причинная
связь между деянием и последствием, если
они повлекли смерть двух или более лиц.
- Субъективная сторона - неосторожность. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, управляющее
автомобилем, трамваем либо другим механическим
транспортным средством.
- Разграничение
преступного нарушения правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных
средств с преступлениями, посягающими
на безопасность трудовой или производственной
деятельности, следует проводить на основании
того, какие правила были нарушены: правила
дорожного движения (эксплуатации транспортных
средств) или правила безопасного осуществления
трудовой деятельности.
В процессе работы были выявлены
следующие проблемы:
1) не надлежащем образом изложен
способ описания предмета преступления,
предусмотренного ст. 264 УК РФ;2) в судебной
практике известные трудности представляет
решение проблемы отграничения рассматриваемого
преступления от смежных составов. Такие
трудности возникают, в частности, в процессе
квалификации действий лиц, нарушающих
правила эксплуатации самоходных машин;3)
на практике нередко возникают ситуации,
когда в результате транспортного преступления
вредные последствия различной степени
тяжести причиняются нескольким потерпевшим.
В такой ситуации судебная практика испытывает
сложности в квалификации;4) определенные
трудности на практике возникают при квалификации
действий ученика и инструктора, стажера
и водителя-наставника.5) существуют противоречия
между Правилами дорожного движения и
другими нормативными документами.6)нарушения
Правил дорожного движения (ПДД) со стороны
водителей, нарушение ПДД со стороны пешеходов,
неудовлетворительное состояние улиц
и дорог, технические неисправности транспортных
средств.7) практически отсутствует работа
сотрудников ГИБДД, сейчас полиции, в области
профилактики дорожно- транспортных преступлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Конституция Российской Федерации от 12 дек.1993 г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.№ 63-ФЗ (ред.от
21.07.2011 г.)
- О Правилах дорожного движения: Постановление
Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 (ред.
от 2010 г.) // Российские вести. 23.11.1993. № 227.
- О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 13 февр. 2009 г.
№ 20-ФЗ // Рос. газ. 2009. 18 февр. № 27.
- О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 2008 г.) Рос. газ. 1995г. 26 дек. № 245.
- Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Постановление № 2509.12.2008г
- Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов
СССР и РСФСР (Российской Федерации) по
уголовным делам. М., 2009г.
- С.Н. Мешалкин. Проблемы борьбы с преступлениями
в сфере безопасности дорожного движения:
уголовно- правовые и криминологические
аспекты. Монография. 2003г.
- Габдрахманов А.Ш. Преступления, связанные с нарушением
правил безопасности дорожного движения
или эксплуатации транспортных средств
по российскому законодательству. – Казань:
КЮИ МВД России, 2006г.
- Курс уголовного права в пяти томах. Том 4. Особенная часть Под
ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова
- 1Статистические данные МВД России
// www.mwd.ru
- Исаев Николай Юрьевич. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Москва, 2009г.
- Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1983г.
- Злобин Г.А., Никифоров Б.С. Умысел и его формы / Г.А. Злобин, Б.С. Никифоров. М.: Юрид. лит. 1972г.
- Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве / З.А. Незнамова. Екатеринбург:
УрГУ, 1994г.
- Квашин В.Е. Ответственность за неосторожность / В.Е. Квашин. Казань:
КазГУ, 2001г.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратов и В.М. Лебедева. - М.: Норма-Пресс, 2000г.
- Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР,
РСФСР и Российской Федерации по уголовным
делам с комментариями и пояснениями.
- М.: Норма-Пресс, 2000г.
- Суда РФ // КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система]
- Коробеев А.И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации
транспортных средств. Законы России:
опыт, анализ, практика.2007.№ 11.
- Лукьянов В. Форма вины в дорожно-транспортных правонарушениях. Российская
юстиция. 2002г.
- Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. Под ред. А.И. Рарога. М., 2010г.
- Уголовное право России. Особенная часть: Учебник.
Под ред. Л.В.Иногамовой-
Хегай. 2006г.
Подпись студента___________________
Дата подписания работы_____________
1 В 1921 г. был опубликован декрет СНК "Об
установлении порядка надзора за пользованием
пассажирскими поездами"//СУ РСФСР.
- 1921. - № 64. - Ст. 474.
2 В связи с принятием в 1935 г. Воздушного
кодекса Союза ССР.
3 СЗ СССР. - 1931. - № 4. - Ст. 44.
4 Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1950.
- № 11.
5 Некоторые составы преступления в УК
1960 г. были декриминализированы. В основном
это касалось нарушений различного рода
правил (например, правил, установленных
для предотвращения столкновения судов
- ст. 752 УК 1926 г.).
6 Впервые уголовная ответственность
за данные преступления была установлена
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 9 апреля 1941 г. В связи с принятым
УК 1960 г. в перечень утративших силу законов
СССР вошел и Указ от 9 апреля 1941 г. Однако
21 октября 1963 г. был издан Указ Президиума
Верховного Совета СССР "Об усилении
уголовной ответственности за самовольную
без надобности остановку поезда". Позднее
на основании этого Указа в УК 1960 г. была
включена соответствующая статья.
7 Новое уголовное право России. Особенная
часть. Учебное пособие. - М., 2006. - С. 261.
8 Куринов Б.А. Автотранспортные преступления.
- М., 1975. - С. 10-11; Кузнецова Н.Ф. Преступления
и преступность. - М., 1969.
9 Сборник постановлений Пленумов Верховного
Суда СССР 1924-1986 гг. - М., 1987. - С. 92-93.
10 Сборник постановлений Пленумов Верховных
Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации)
по уголовным делам. - М., 1999. - С. 40-44.