Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере безопасности дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики в сфере безопасности дорожного движения
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач: рассмотреть историю развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных ст. 263,264 УК РФ, а также квалифицирующие признаки; выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЗАКОНЧЕННАЯ.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Итак, разграничение преступного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств с преступлениями, посягающими на безопасность трудовой или производственной деятельности, следует проводить на основании того, какие правила были нарушены: правила дорожного движения (эксплуатации транспортных средств) или правила безопасного осуществления трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

   Мною была рассмотрена уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере безопасности дорожного движения, а также дана общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, разграничение преступлений в сфере функционирования автомобильного транспорта

   Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  • Проблема дорожно-транспортных происшествий считается одной из самых актуальных и сложных.
  • Законодательное и нормативное правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в современный период развития уголовного законодательства охватывает широкий спектр общественных отношений, оно меняется и дополняется.
  • Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления)- это предусмотренные Уголовным кодексом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия.
  • Введенный в действие с 1 января 1997 года Уголовный Кодекс признает нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее определенные последствия, общественно опасным деянием. В настоящее время преступления, связанные с безопасностью движения и эксплуатации транспорта, размещены в одной главе - главе 27 УК РФ.
  • Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками.
  • Видовой объект рассматриваемой группы преступлений - безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта, как подсистема родового объекта раздела IX УК - общественной безопасности
  • Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с нарушением конкретного правила, обеспечивающего безопасное функционирование транспорта.
  • С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта
  • С субъективной стороны все преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 267, 270 и 271 УК), являются неосторожными.
  • При анализе уголовных дел данной категории нами установлено, что в большинстве случаев ссылка делается на Правила дорожного движения Российской Федерации, а другие нормативные акты, относящиеся как к безопасности дорожного движения, так и к безопасности эксплуатации транспортных средств, практически не применяются.
  • Преступления против безопасности дорожного движения  принято подразделять на две группы: преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию; и иные преступления в сфере функционирования транспорта.
  • Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, являются отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
  • Объективную сторону (внешнюю сторону преступного поведения) данного состава преступления составляют:а) деяние (действие или бездействие), выражающееся в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации, указанное в диспозиции данной статьи; б) наступившие преступные последствия либо в случае тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо в случае смерти потерпевших; в) причинная связь между деянием и последствием, если они повлекли смерть двух или более лиц.
  • Субъективная сторона - неосторожность. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.
  • Разграничение преступного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств с преступлениями, посягающими на безопасность трудовой или производственной деятельности, следует проводить на основании того, какие правила были нарушены: правила дорожного движения (эксплуатации транспортных средств) или правила безопасного осуществления трудовой деятельности.

   В процессе работы были выявлены следующие проблемы:

1) не надлежащем образом изложен  способ описания предмета преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;2) в судебной практике известные трудности представляет решение проблемы отграничения рассматриваемого преступления от смежных составов. Такие трудности возникают, в частности, в процессе квалификации действий лиц, нарушающих правила эксплуатации самоходных машин;3) на практике нередко возникают ситуации, когда в результате транспортного преступления вредные последствия различной степени тяжести причиняются нескольким потерпевшим. В такой ситуации судебная практика испытывает сложности в квалификации;4) определенные трудности на практике возникают при квалификации действий ученика и инструктора, стажера и водителя-наставника.5) существуют противоречия между Правилами дорожного движения и другими нормативными документами.6)нарушения Правил дорожного движения (ПДД) со стороны водителей, нарушение ПДД со стороны пешеходов, неудовлетворительное состояние улиц и дорог, технические неисправности транспортных средств.7) практически отсутствует работа сотрудников ГИБДД, сейчас полиции, в области профилактики дорожно- транспортных преступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек.1993 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.№ 63-ФЗ (ред.от 21.07.2011 г.)
  3. О Правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 (ред. от 2010 г.) // Российские вести. 23.11.1993. № 227.
  4. О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 13 февр. 2009 г. № 20-ФЗ // Рос. газ. 2009. 18 февр. № 27.
  5. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 2008 г.) Рос. газ. 1995г. 26 дек. № 245.
  6. Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Постановление № 2509.12.2008г
  7. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 2009г.
  8. С.Н. Мешалкин. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно- правовые и криминологические аспекты. Монография. 2003г.
  9. Габдрахманов А.Ш. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по российскому законодательству. – Казань: КЮИ МВД России, 2006г.
  10. Курс уголовного права в пяти томах. Том 4. Особенная часть Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова
  11. 1Статистические данные МВД России // www.mwd.ru
  12. Исаев Николай Юрьевич. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Москва, 2009г.
  13. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1983г.
  14. Злобин Г.А., Никифоров Б.С. Умысел и его формы / Г.А. Злобин, Б.С. Никифоров. М.: Юрид. лит. 1972г.
  15. Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве / З.А. Незнамова. Екатеринбург: УрГУ, 1994г.
  16. Квашин В.Е. Ответственность за неосторожность / В.Е. Квашин. Казань: КазГУ, 2001г.
  17. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратов и В.М. Лебедева. - М.: Норма-Пресс, 2000г.
  18. Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам с комментариями и пояснениями. - М.: Норма-Пресс, 2000г.
  19. Суда РФ // КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система]
  20. Коробеев А.И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Законы России: опыт, анализ, практика.2007.№ 11.
  21. Лукьянов В. Форма вины в дорожно-транспортных правонарушениях. Российская юстиция. 2002г.
  22. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. Под ред. А.И. Рарога. М., 2010г.
  23. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник.

     Под ред. Л.В.Иногамовой- Хегай. 2006г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись студента___________________

Дата подписания работы_____________

1 В 1921 г. был опубликован декрет СНК "Об установлении порядка надзора за пользованием пассажирскими поездами"//СУ РСФСР. - 1921. - № 64. - Ст. 474.

2 В связи с принятием в 1935 г. Воздушного кодекса Союза ССР.

3 СЗ СССР. - 1931. - № 4. - Ст. 44.

4 Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1950. - № 11.

5 Некоторые составы преступления в УК 1960 г. были декриминализированы. В основном это касалось нарушений различного рода правил (например, правил, установленных для предотвращения столкновения судов - ст. 752 УК 1926 г.).

6 Впервые уголовная ответственность за данные преступления была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1941 г. В связи с принятым УК 1960 г. в перечень утративших силу законов СССР вошел и Указ от 9 апреля 1941 г. Однако 21 октября 1963 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении уголовной ответственности за самовольную без надобности остановку поезда". Позднее на основании этого Указа в УК 1960 г. была включена соответствующая статья.

7 Новое уголовное право России. Особенная часть. Учебное пособие. - М., 2006. - С. 261.

8 Куринов Б.А. Автотранспортные преступления. - М., 1975. - С. 10-11; Кузнецова Н.Ф. Преступления и преступность. - М., 1969.

9 Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР 1924-1986 гг. - М., 1987. - С. 92-93.

10 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - М., 1999. - С. 40-44.


Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере безопасности дорожного движения