Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:11, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть морально-правовые аспекты эвтаназии.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с совершением акта эвтаназии.
Предмет исследования – сложившиеся научные подходы, правовые идеи и концепции; нормы отечественного и зарубежного права, относящиеся к проблеме эвтаназии, а также практика их реализации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, и др.
Введение………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Общая характеристика эвтаназии………………………………………...6
Понятие, формы эвтаназии………………………………………………………....6
Отношение к эвтаназии в России………………………………………………....10
Отношение к эвтаназии в зарубежных странах………………………………….13
Аспекты эвтаназии………………………………………………………………...15
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика эвтаназии………………………..21
Уголовно-правовая оценка эвтаназии……………………………………………21
Правовые нормы об эвтаназии в российском законодательстве……………….26
Эвтаназия как разновидность убийства…………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы………………………………………………….41
Министерство Образования и Науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Научно-исследовательский Университет
Юридический факультет
Кафедра уголовного права
Курсовая работа
Тема: «Уголовно-правовые и этические аспекты эвтаназии»
Выполнила: Сказывалова Н.Р.
студент 3 курса д/о гр.11-33
Научный руководитель :
Фроловичев Я.В.
г.Нижний Новгород
2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика эвтаназии………………………………………...6
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика эвтаназии………………………..21
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………….
Введение
От (греч. еu – хорошо + thanatos – смерть) эвтаназия буквально означает «хорошая, лёгкая смерть».
В медицинской литературе
она толкуется как «умерщвление
неизлечимо больных людей по их просьбе
с целью прекращения страданий»
Понятие "информированный
больной", употребляемое в международно-
Благодаря интенсивному развитию биотехнологий на пороге ХХI в. Фактически безграничными становятся возможности медицины в вопросе удержания едва подающего признаки жизни человека по эту сторону жизни. Соблазн безнадежно больного, мучающегося человека и людей, ухаживающих за ним, прекратить страдания велик.
Сторонники эвтаназии нередко обосновывают свою позицию ссылками на "естественные", "неотчуждаемые", "конституционные", субъективные права, "основные права и свободы человека" и т.д. Так, российские исследователи эвтаназии Ю.А. Дмитриев и Е.В. Шленева приходят к выводу, что "конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть"2. Авторы пишут, что "раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других", "вопрос жизни и смерти юридически должен решаться человеком индивидуально, без участия иных лиц...".
Однако, в силу отсутствия в России должной правовой урегулированности взаимоотношений, сопряженных с трудностями морального и правового характера, по осуществлению эвтаназии возникло определенное несоответствие между уголовно-правовой оценкой убийства по просьбе неизлечимо больного с целью избавления его от страданий и объективными свойствами этого деяния. Правовые же установления, а в особенности их уголовно-правовая часть, в современном обществе призваны ограничивать тот вред, который возникает при недостаточно продуманных решениях, приводящих порой к непоправимым последствиям.
Тема курсовой работы относится к числу мало изученных, о чем говорит недостаточное количество специальных монографических исследований, полно и объективно отражающих, в целом, правовой и, в частности, уголовно-правовой аспект эвтаназии. Тем не менее, существует большой массив литературы, так или иначе затрагивающей данную проблематику, носящий фрагментарный, публицистический характер, раскрывающий лишь отдельные аспекты проблемы, что в свою очередь затрудняет либо делает абсолютно невозможным использование полученных выводов в правовой сфере. Кроме того, проблема эвтаназии на монографическом уровне до настоящего времени рассматривалась преимущественно в рамках биоэтики и философии. Для сложившихся подходов к проблеме характерен унитарный взгляд на эвтаназию, которая в настоящее время рассматривается не как совокупность разнородных общественных отношений, а как единое неделимое понятие.
Цель данной работы – рассмотреть морально-правовые аспекты эвтаназии.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с совершением акта эвтаназии.
Предмет исследования – сложившиеся научные подходы, правовые идеи и концепции; нормы отечественного и зарубежного права, относящиеся к проблеме эвтаназии, а также практика их реализации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, и др.
«Пробельность» российского законодательства, в том числе уголовного, в вопросах регламентации отношений, возникающих в связи с современными достижениями биомедицинских наук, требует от законодателя дальнейшей проработки и соответствующих решений. Проблему эвтаназии со всей ответственностью можно назвать одной из самых спорных и по сей день нерешенных медико-деонтологических, этических и юридических проблем современности.
Глава 1. Общая характеристика эвтаназии.
Важное значение для анализа любого правового явления имеет его точное определение. Научные споры по поводу эвтаназии актуализируют обращение к этимологии данного термина и его различным толкованиям.
Известно, что термин
«эвтаназия» составной и
В настоящее время, в отечественной и зарубежной юридической литературе наблюдается крайне противоречивое употребление термина «эвтаназия». В результате терминологической путаницы искусственно создается ситуация, при которой современные понятия об эвтаназии описывают не одну, а несколько реальностей, подчас не совпадающих друг с другом. В медицинской, философской и правовой литературе эвтаназия толкуется по-разному: «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие»; «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий»; «сознательное действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий».3 Ни одно из приведённых определений нельзя признать исчерпывающим, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации эвтаназии. Первое определение не позволяет отграничить эвтаназию от самоубийства, совершаемого без участия другого лица. Второе не учитывает случаи, когда больной не в состоянии высказать свою просьбу (находится в коматозном состоянии). Третье определение содержит указание на действие, приводящее к смертельному исходу, и не охватывает случаи сознательного бездействия врача, имеющего целью не препятствовать естественному ходу событий и наступлению смерти пациента. Ни в одном из определений не говорится о субъекте, осуществляющим эвтаназию. Представляется, что таким субъектом может быть только медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра). Если же соответствующие действия (бездействие) совершают иные лица, например родственники больного, то эти случаи следует рассматривать не с позиции эвтаназии, а с позиции более широкого понятия – согласия потерпевшего на причинение смерти путём асисстируемого суицида (самоубийство, осуществляемое с помощью другого лица). Говоря об эвтаназии, как уголовно-правовом деянии, крайне важно проводить различие между философским, медицинским определением эвтаназии и правовым. Поскольку в первом случае мы скорее имеем дело с внутренним смыслом эвтаназии, во втором с ее процедурой, а в третьем с установлением ответственности за данное деяние. Нам скорее видится, что в уголовно-правовом смысле под эвтаназией следует понимать умышленное причинение смерти неизлечимому больному, осуществленное по его просьбе медицинским работником, а также иным лицом по мотиву сострадания к больному и с целью избавления его от невыносимых физических страданий.
Такое понимание эвтаназии имеет свои преимущества, позволяющие: выделить систему уголовно-правовых признаков эвтаназии; ставить вопрос о выделении нового самостоятельного состава преступления – убийства, совершенного по просьбе потерпевшего; провести грань между предлагаемым составом и другими смежными составами преступлений, в том числе и убийством, ответственность за которое предусмотрена ст. 105 УК РФ.
Именно проблемы ответственности являются ключевыми для понимания данного явления с позиции права.
Комплексный характер эвтаназии
как социально-правового
В первом случае отсутствует просьба пациента на причинение ему смерти; во втором, согласие имеется, но действия врача ограничиваются содействием (помощью) в самоубийстве, так как он лишь предоставляет средство, позволяющее больному покончить жизнь самоубийством.
Материальные предпосылки, при наличии которых деяние может быть отнесено к активной эвтаназии, следующие:
Критерии, при наличии которых деяние может быть отнесено к пассивной эвтаназии:
Те, кто высказываются в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной со стороны врача.4
Об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания больного, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь косвенным образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае у совершающего данное деяние лица нет умысла на лишение жизни, он не ставит перед собой цели «помочь умереть» пациенту, но пытается уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть не провоцируется преднамеренно, но является возможным последствием обезболивающей терапии.
Кроме того, эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым. Когда можно с полной уверенность сказать, что аппарат поддерживает лишь внешнюю видимость жизни, выраженную дыханием и кровообращением, в то время как в действительности человек мертв, не чувствует боли, ведь источник его жизнедеятельности — мозг, уже умер. Этот вид «легкой смерти» не является убийством, но и не является эвтаназией. Не усматривается эвтаназия и в ситуации, если больному неизлечимой болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок, в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях, «дают спокойно умереть». Таким образом, понятие эвтаназии носит крайне противоречивый характер. С точки зрения права, эвтаназия – это умышленное причинение смерти неизлечимому больному, осуществленное по его просьбе медицинским работником, а также иным лицом по мотиву сострадания к больному и с целью избавления его от невыносимых физических страданий.
1.2. Отношение к эвтаназии в России.
Российское уголовное законодательство в разные периоды с разной степенью строгости относилось к такому частному случаю проявления согласия потерпевшего причинить вред своим интересам, как самоубийство. Так, Воинские артикли Петра I предписывали тело самоубийцы "в бесчестное место палачом отволочь и закопать, волоча прежде по улицам или обозу"; все распоряжения и духовное завещание самоубийцы считались недействительными; а тех, кто лишал себя жизни в беспамятстве, болезни или меланхолии, следовало хоронить "в обособленном, но не в бесчестном месте". В случае неудавшегося самоубийства, причиной которого были "мучения и досада, беспамятство или стыд", солдата полагалось "с бесчестием от полка гнать", а если причины были иные - "казнить смертию"5. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) лишение себя жизни не влекло уголовного наказания только в случаях, когда кто-либо по великодушному патриотизму подвергнет себя очевидной опасности или прямой верной смерти, а равно если женщина лишала себя жизни для спасения от грозившего насилия6.
Информация о работе Уголовно-правовые и этические аспекты эвтаназии