Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:11, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть морально-правовые аспекты эвтаназии.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с совершением акта эвтаназии.
Предмет исследования – сложившиеся научные подходы, правовые идеи и концепции; нормы отечественного и зарубежного права, относящиеся к проблеме эвтаназии, а также практика их реализации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, и др.
Введение………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Общая характеристика эвтаназии………………………………………...6
Понятие, формы эвтаназии………………………………………………………....6
Отношение к эвтаназии в России………………………………………………....10
Отношение к эвтаназии в зарубежных странах………………………………….13
Аспекты эвтаназии………………………………………………………………...15
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика эвтаназии………………………..21
Уголовно-правовая оценка эвтаназии……………………………………………21
Правовые нормы об эвтаназии в российском законодательстве……………….26
Эвтаназия как разновидность убийства…………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы………………………………………………….41
Статьи об ответственности за самоубийство действовали в России вплоть до 1917 г.
А.Ф. Кони в связи с отменой ответственности за самоубийство писал о том, что нельзя не приветствовать ст.148 советского Уголовного кодекса (1922 г.), совершенно исключающего наказуемость самоубийства и покушения на него и карающего лишь за содействие или подговор к нему несовершеннолетнего или лица, заведомо не способного понимать свойства или значение им совершаемого7.
Российская правовая
наука и законодательство по-
Современная российская
правовая доктрина не
Своим здоровьем лицо может распоряжаться в ограниченных пределах и, исходя из этого, причинение с согласия лица вреда его здоровью в некоторых случаях исключает преступность. Так, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья, медицинское вмешательство возможно только с согласия гражданина, последний имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.
Вместе с тем,
в случаях, когда причинение
вреда здоровью затрагивает
Имущественные права
и интересы, равно как и достоинство
личности, личная неприкосновенность,
честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность
Законодательство
не ограничивает полномочия
Согласие может
быть дано лишь на совершение
тех действий, которые разрешены
законом. Исполнение с
В случаях, предусмотренных законодательством, адресат согласия должен обладать полномочиями на совершение соответствующих вредоносных действий в данной обстановке. Так, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья причинение вреда в результате искусственного прерывания беременности, лишения человека способности к воспроизводству потомства и в других предусмотренных законом случаях является правомерным только при условии наличия письменного согласия пациента и выполнения этих действий в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения врачами, имеющими специальную подготовку.
Поэтому причинение
вреда здоровью пациента при
применении к нему с его
согласия в интересах его
Также в ряде случаев,
предусмотренных
1.3. Отношение
к эвтаназии в зарубежных
Позиция современных российских исследователей, в частности, о включении в Особенную часть Уголовного кодекса норму, предусматривающую более мягкое наказание за умышленное лишение жизни безнадежно больного человека с целью смягчить его страдания, и особенно - за лишение жизни, выполненное по просьбе умершего, соответствует уголовному законодательству некоторых государств, где лишение жизни с согласия или по просьбе умершего оценивается как убийство при смягчающих вину обстоятельствах. Так, в § 216 УК Германии закреплена норма, в соответствии с которой тот, кто убивает другое лицо в результате категорической и настойчивой просьбы потерпевшего лишить его жизни, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до пяти лет. Простое убийство (§ 212 УК Германии) влечет лишение свободы на срок не менее пяти лет. Статья 110 УК Грузии (1999 г.) определяет, что умышленное лишение жизни по настоятельной просьбе жертвы и в связи с ее действительной волей, совершенное с целью освободить умирающего от сильных физических болей, является убийством. Виновный (как и при доведении до самоубийства) может быть лишен свободы на срок до пяти лет.
В других государствах
согласие лица при
Вместе с тем, ст.152-156 УК Голландии устанавливают уголовную ответственность за убийство, совершенное во время дуэли, т.е. за лишение жизни с согласия лица. В соответствии со ст.293 и 294 УК Голландии лицо, лишившее жизни другое лицо по искренней просьбе последнего, подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок не более 12 лет, в то время как за простое убийство срок наказания составляет 15 лет. Содействие самоубийству влечет наказание до трех лет тюремного заключения.
Таким образом,
законодательство Голландии
И обобщая, уголовно-правовая дозволительная по своему содержанию норма о согласии лица как обстоятельстве, исключающем преступность деяния, структурно состоит из гипотезы (включающей признаки этой ситуации), диспозиции (содержащей дозволение причинять вред охраняемым уголовным законом интересам с соблюдением условий правомерности), а также санкции (проявляющейся при соблюдении условий правомерности в признании причинения вреда правомерным, а при нарушении этих условий - в оценке действий как преступных).
1.4. Аспекты эвтаназии
Такое явление как эвтаназия включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, этический, юридический и религиозный.
Этический аспект:
Защитники идеи "хорошей смерти", считают, что жизнь не должна превращаться в застенок, и терзать неизлечимо больных людей изнуряющими процедурами, капельницами и т.д. только ради того, чтобы констатировать их естественную смерть, куда более неэтично, чем помочь им безболезненно уйти из жизни. В зарубежной литературе предлагается много вариантов нравственной оценки эвтаназии. Большинство авторов поддерживает методы пассивной эвтаназии и отвергает любую возможность применения активной. Однако есть и прямо противоположное мнение. Наиболее известным его выразителем является крупный американский философ Дж. Рейгелс, который выступил с резкой критикой постановления Американской медицинской ассоциации от 4 декабря 1973 г., где сказано: «…Намеренное прекращение жизни одного человеческого существа другим – милосердное убийство – противоречит и самому предназначению медицинской профессии и политике Американской медицинской ассоциации». Дж. Рейгелс считает, что если больной в сознании, понимает, что его дни сочтены, не может более терпеть физических страданий, и просит врача ускорить его смерть, и врач выполнит его просьбу, просто прекратив лечение (пассивная эвтаназия), страдания больного могут на это время усилиться. В этой ситуации смертельная инъекция (активная эвтаназия), по мнению Дж. Рейгелса, более гуманна.
Большинство учёных с ним не согласны, и прежде всего потому, что это противоречит принципам гуманизма и предназначения медицины. Ценность человеческой жизни побуждает бороться за неё даже вопреки объективным медицинским законам и в самых безнадёжных ситуациях (причём медицинская практика богата случаями исцеления самых безнадёжных больных).
Именно сильные боли и являются обычно причиной просьбы больного ускорить наступление смерти, а потому она является вынужденной и неискренней. Врач должен противостоять им с помощью богатого выбора обезболивающих средств, которыми сегодня располагает медицина, а не идти на поводу у больного. Другое дело, когда, например, человек длительное время находится в состоянии комы и его сознание уже потеряно безвозвратно, а современные медицинские технологии позволяют проводить жизнеподдерживающее лечение сколь угодно долго.
Многие учёные опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определённым психологическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больным. Реанимационная помощь им требует не только больших материальных затрат, но и огромного напряжения физических и душевных сил обслуживающего медперсонала. Именно отсутствие надлежащего лечения и ухода может провоцировать требования тяжелобольного ускорить смертельный исход, что позволит врачу полностью прекратить всякое лечение и уход за ним. И в этом ещё одна из причин необходимости правового регулирования данного вопроса. Более общим явилось мнение, что эвтаназия с моральной точки зрения допустима только в исключительных случаях, но в таких случаях следует её узаконить.
Юридический аспект:
Еще в Древнем Риме в случаях согласия потерпевшего на причинение ему вреда причинитель такого вреда оставался безнаказанным в публичном порядке. В последующих законодательных актах западных государств, а также в законодательстве Древней Руси не было положений касательно согласия потерпевшего (в Салической правде, Русской правде, Судебниках Руси). Однако есть основания полагать, что уже средневековыми юристами (XVI – XVII в.) этот вопрос (применительно к убийствам) вновь был поднят. Тем не менее, в источниках права Древней и Московской Руси согласие и даже просьба потерпевшего не рассматривались как обстоятельства, влиявшие на квалификацию убийства и назначение наказания за содеянное.
Девятнадцатое столетие положило начало дискуссии по поводу вопроса об убийстве из сострадания, о влиянии согласия потерпевшего на квалификацию убийства. На диссертационном уровне исследованием влияния согласия потерпевшего на квалификацию убийства впервые занялся Р. Пферсдорф, за ним – К. Иости. Первая монография, посвященная этой проблеме написана – К. Кеслером в 1884 г. В 1895 г. Адольф Йост опубликовал работу «Право на смерть», а в 1908 г. вышла в свет работа Курта Хиллера «Право на самого себя». В начале ХХ столетия в Германии юрист К. Биндинг и психиатр А. Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых "неполноценных" жизней.
Информация о работе Уголовно-правовые и этические аспекты эвтаназии