Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:31, курсовая работа
Таможенные платежи, взимаемые с организации или физического лица, образуют значительную долю доходной части бюджета Российской Федерации. Между тем в последние годы продолжает оставаться на недопустимо высоком уровне ввоз и вывоз из страны различных предметов с уклонением от уплаты этих платежей, как организациями, так и физическими лицами.
Введение 3
Глава 1 История развития отечественного законодательства об уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей 5
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей 17
2.1. Объект и предмет уклонения от уплаты таможенных платежей 17
2.2. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей 20
2.3. Субъект уклонения от уплаты таможенных платежей 21
2.4. Субъективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей 23
2.5. Квалифицированные виды уклонения от уплаты таможенных платежей 25
Глава 3 Разграничение уклонение от уплаты таможенных платежей от схожих видов состава преступления и административно наказуемых нарушений таможенных правил. 28
3.1. Разграничение уклонение от уплаты таможенных платежей от схожих видов состава преступления 28
3.2. Соотношение уголовно-наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей и административно наказуемых нарушений таможенных правил. 53
Учитывая, что порядок наложения административных взысканий закреплен в Кодексе об административных правонарушениях, законодатель в КРФ об АП РФ, который вступил в силу с 1 июля 2002 г., совершенно обоснованно включил в него главу 16. При этом понятийный аппарат сохранен в таможенном праве, т.е. нормы, предусматривающие ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей и уголовного, и административного характера, остаются бланкетными, отсылая правоприменителя к одному источнику - нормам таможенного права, что исключает возможность их разночтения, и соответственно, конкуренцию норм.
С 1 июля 2002 г. ответственность за нарушение
таможенных правил предусмотрена исключительно
КоАП РФ, и производство по делам
о таких правонарушениях
Однако,
не касаясь общих принципов
КоАП РФ почти в два раза уменьшил количество правонарушений, связанных с таможенным делом (23 против 40), посчитав, что некоторые деяния не обладают признаком общественной опасности. Такое сокращение также коснулось и правонарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей. В КоАП РФ 2001 года к данным правонарушениям можно отнести следующие: ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ», ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств», ст. 16.7 «Представление недействительных документов при таможенном оформлении», ст. 16.9 «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них», ст. 16.10 «Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита», ст. 16.12 «Нарушение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений», ст. 16.14 «Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций», ст. 16.16 «Нарушение сроков временного хранения», ст. 16.18 «Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами», ст. 16.19 «Несоблюдение таможенного режима», ст. 16.20 «Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами», ст. 16.21 «Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств», ст. 16.22 «Нарушение сроков уплаты таможенных платежей».
Соотношение норм административного
права, предусматривающих
В случае
совпадения объективной стороны
разграничение между
С учетом положений КоАП РФ, допускается одновременное привлечение за уклонение от уплаты таможенных платежей и физического лица, и организации, о чем говорилось выше (ст. 2.1 КоАП РФ).
КоАП РФ выделяет, наряду с физическими и юридическими лицами, особый субъект - «должностное лицо», которое подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей». В отличие от УК РФ, в понятие должностного лица в Кодексе РФ об административных правонарушениях включены также руководители и другие работники коммерческих и иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Причем, в отличие от норм Таможенного кодекса, в зависимости от субъектного статуса, происходит и градация ответственности - за одно и то же деяние ответственность должностного лица больше, чем «простого» физического лица, а юридическое лицо понесет более тяжелое наказание, чем физическое лицо и должностное лицо. Так, санкция ст. 16.22 КоАП РФ предусматривает, что нарушение установленных сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через, таможенную границу Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 25 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 500 до 3000 минимальных размеров оплаты труда25. Однако подобное деление не влияет и не может влиять на привлечение соответствующего лица к уголовной ответственности за уклонение лица от уплаты таможенных платежей, которое осуществляется с общими принципами уголовного права.
Говоря
о соотношении уголовного, таможенного
и административного
Необходимо затронуть
Но, вступая в противоречие с этими принципами, уголовный закон устанавливает штрафные санкции ниже, чем предусмотрены в КоАП РФ за аналогичные деяния, обладающие меньшей степеньк) общественной опасности.
Так, часть 1 ст. 194 УК РФ предусматривает в качестве одного из вида наказаний штраф в размере от ста тысяч До трехсот тысяч рублей, \ часть вторая - от ста тысяч до пятисот тысяч. Часть 2 статьи If) КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение одного из способов уклонения от уплаты т-аможенных платежей - «Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средства*, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения и* размера», предусматривает наказание в виде наложения штрафа ца граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. К административной ответственности привлекается лицо, совершившее уклонение от уплаты таможенных платежей на сумму, менее или равной пятистам тысячам рублей. Максимальная граница административно налагаемого штрафа (исчисляемого из минимальных размеров оплаты труда) может достигать при наложении на физических лиц - двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - двухсот минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время - двадцать тысяч рублей), на юридических лиц - пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время -пятьсот тысяч рублей). Иные ограничения установлены в случае, если размер штрафа будет исчисляться, исходя из суммы неуплаченных налогов или таможенных платежей. В данном случае таковой размер не может превышать двукратный размер соответствующей суммы (т.е. в соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ - один миллион рублей).
Таким образом, за совершение деяния с меньшей общественной опасностью возможно наложение штрафа в 3 раза большего, чем за совершение преступления - деяния с большей общественной опасностью. Это нарушает закрепленный в законе принцип справедливости, согласно которому наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного 6.
Приведенный пример - не единственный.
В некоторых иных случаях в
соответствии с КоАП РФ наказание
также может быть назначено равное
или более суровое, чем по УК РФ.
Так, например, ст. 16.22 КоАП РФ «Нарушение
сроков уплаты таможенных пошлин, налогов,
подлежащих уплате в связи с перемещением
товаров и (или) транспортных средств
через таможенную границу Российской
Федерации» в качестве наказания
предусматривает штраф в
Аналогичная ситуация имеет место при рассмотрении составов административных правонарушений, предусмотренных, например, ч. 3 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.7 и др.
Складывается парадоксальная ситуация,
когда уголовная
То же самое касается и другого вида наказания - конфискации.
Статья
194 УК РФ (как и Уголовный кодекс
РФ в целом) не предусматривает в
качестве наказания конфискацию
имущества. КоАП РФ таких ограничений
не содержит. Ряд статей главы 16 предусматривает
конфискацию товаров и (или) транспортных
средств, явившихся предметами административного
правонарушения, а также штраф
в размере от одной второй до трехкратного
размера стоимости таковых
И мы возвращаемся к рассмотренной
ситуации, когда за совершение административно
наказуемого деяния, предполагающего
меньшую общественную опасность, назначается
более суровое наказание, чем
за совершение преступления - кроме
штрафа, назначается еще и
Однако это проблема не только Особенной
части УК РФ. Если мы обратимся к
Общей части УК РФ, то увидим, что
штраф представляет собой денежное
взыскание, назначаемое в пределах,
предусмотренных Уголовным
КоАП
РФ, дав определение
То есть, административный штраф может превышать штраф, установленный диспозицией ст. 194 УК РФ.
Вряд
ли такая тенденция соответствует
общему направлению уголовной
Поэтому необходимо привести частичную унификацию административного, таможенного и уголовного права, принимая во внимание при определении и диспозиций, и санкций общеправовые принципы, в том числе законности и справедливости.
К сожалению, надлежащих шагов в этом направлении не делается.