Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Изучить понятие и виды военных преступлений современности относительно преступлений против военной службы возникших изначально с возникновением армии.
Выяснить новые проблемы военных преступлений и найти более радикальное решение этих проблем. Определить справедливость наказаний за военные преступления и виды наказаний.
Задачи. На основе собранного материала провести сравнительно правовой анализ военных преступлений за всю историю существования военных преступлений, выяснить причины возникновения воинских преступлений и правомерность их наказания.

Содержание работы

Введение:
1. Развитие военно-уголовного законодательства России
1.1 Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России
1.2 Содержание советского военного законодательства
1.3 Военно-уголовное законодательство современной России
2. Понятие преступления против военной службы
2.1 Особенности преступления против военной службы
2.2 Наказания за преступления против военной службы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик воин прест.docx

— 64.22 Кб (Скачать файл)

Военно-уголовное законодательство представляло собой достаточно широкую  систему уголовно-правовых и дисциплинарных норм, устанавливающих ответственность  за преступления против военной службы и позволяющих дифференцировать ответственность и индивидуализировать  наказание.

1.2 Содержание советского  военного законодательства

Советское военно-уголовное законодательство появилось сразу же после Октябрьской  социалистической революции. Процесс  его становления и развития неразрывно связан с процессом рождения и  развития Вооруженных Сил и предопределяется конкретными историческими условиями, изменениями в организационной структуре, кадровом составе и технической оснащенности армии и флота. Этот этап в истории военно-уголовного законодательства характеризуется отказом от военно-уголовного права как самостоятельной отрасли права. Военно-уголовное законодательство стало формироваться как составная часть уголовного законодательства государства, руководствующаяся едиными нормами общей части, основывающаяся на разделении воинских и общеуголовных преступлений, воинских преступлений и проступков.

Сразу же после Октябрьской революции  вплоть до образования Союза ССР  советское военно-уголовное законодательство развивалось как всероссийское, поскольку источниками его были декреты ВЦИК, СНК и приказы  по военному ведомству. Оно применялось  на территории бывшей царской России, где устанавливалась советская  власть. Вопросы об ответственности  за преступления против революционного порядка в армии решались наряду с другими вопроса ми, касающимися  солдат и военных моряков. Эти  декреты и приказы содержали  чаще всего нормы общего характера, имевшие своем целью воспитание армейских масс в духе революционного правосознания, понимания необходимости  строжайшего соблюдения революционного порядка в войсках. Но в них  содержались и отдельные вопросы  об ответственности за конкретные преступные посягательства на интересы Вооруженных  Сил, на установленный в них порядок  несения военной службы. Борисенко  В.М. и др; Преступления против военной службы / Под общ. ред. канд. юрид. наук . Н.А.Петухова. - СПб.: Юридический центр Пресс,2009. стр35

Так, в обращении СНК от 11 ноября 1917 г. ко всем армейским организациям, военно-революционным комитетам, всем солдатам на фронте «О борьбе с буржуазией и ее агентами, саботирующими дел  о продовольствия армии и препятствующими  заключению мира» на ряду с сообщением о том, что советская власть делает все для обеспечения солдат фронта необходимыми запасами, обращалось внимание на то, что в связи с этим армейские комитеты, которые попытаются поддержать врагов народа в их борьбе против советской власти, «должны быть распущены, а в случае сопротивления -- арестованы». Это обращение СНК предлагал огласить во всех частях фронта, а за сокрытие его от солдат виновные подлежали суровой каре. Декретом II Всероссийского Съезда Советов 26 октября 1917 г. была отменена смертная казнь на фронте.

В отдельных случаях вопросы  уголовной ответственности за некоторые  нарушения воинской дисциплины решались на местах соответствующими органами военного управления. В частности, приказом Главного Верховного командования по Петроградскому военному округу была установлена ответственность за пьянство при несении караульной службы, самовольное оставление части, а также таких неопределенных деяний, как совершение проступков, принижающих звание гражданина-воина, за «серьезные проступки по службе и против революции». При этом меры наказания -- от выговора до лишения  очередного отпуска, назначения на хозработы в частях на срок до четырех недель -- определялись товарищеским судом, а более строгие -- революционными судами при местных Советах.

В соответствии с приказом по флоту  и морскому ведомству «О порядке  управления флотами в ведение  центральных комитетов флотов»  виновные в отказе от исполнения служебных  обязанностей И, невыполнении приказов и распоряжений и постановлений рассматривались как враги народа и предавались военно-революционному суду.

В годы гражданской войны и военной  интервенции первостепенной задачей  стало создание новой массовой централизованной, дисциплинированной и регулярной рабоче-крестьянской армии. Такая армия стала формироваться  в соответствии с Декретом «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую Красную  Армию» и постановлением V Съезда Советов, установившим всеобщую воинскую повинность.

В этих условиях военно-уголовное  законодательство было направлено не только против заговорщиков и контрреволюционеров, но и против злостных нарушителей  установленного порядка несения  военной службы.

29 ноября 1918 г. ВЦИК принял Устав  внутренней службы РККА, в котором  содержались положения о том,  что подчиненные, не исполняющие  законных требований своих начальников,  разрушают силу советской власти  и подлежат ответственности по  всей строгости революционных  законов.

В принятом вскоре после этого Дисциплинарном уставе РККА, утвержденном ВЦИК 30 января 1919 г., закреплялась обязанность всех военнослужащих соблюдать требования законов, точно исполнять приказания по службе комиссаров и начальников, добросовестно и сознательно  исполнять обязанности по службе и не оставлять проступков и упущений военнослужащих без воздействия. Борисенко  В.М. и др; Преступления против военной службы / Под общ. ред. канд. юрид. наук . Н.А.Петухова. - СПб.: Юридический центр Пресс,2009. стр37

Особенно остро в те годы встал  вопрос о борьбе с дезертирством. Постановлением Совета Рабочей и  Крестьянской Обороны от 25 декабря 1918 г. и декретами ВЦИК и СНК, принятыми в марте и июне 1919 г., дезертирство было признано одним из самых тяжких и позорных преступлений, влекущих суровое наказание -- вплоть до смертной казни. Этими правовыми актами вместе с тем предусматривалось, что лица, совершившие дезертирство по несознательности, в случае последующей добровольной явки в распоряжение военных властей подлежали освобождению от наказания. Подлежали ответственности и укрыватели дезертиров.

20 ноября 1919 г. Декретом ВЦИК  было принято «Положение о  революционных военных трибуналах», явившееся первым законодательным актом, в котором были систематизированы нормы военно-уголовного законодательства. В нем не давалось определения понятия воинского преступления, но тем не менее раскрывались некоторые его специфические особенности. В нем был решен вопрос и о круге субъектов этих преступлений: ими признавались только военнослужащие и военнопленные. Что касается соучастников воинских преступлений, то ими могли быть и иные лица. В.Н. Сидоренко. История военно-уголовного законодательства //Право в Вооруженных Силах №2 2005 г.

К воинским преступлениям были отнесены: неисполнение боевых приказов, самовольное  оставление поля сражения, превышение и бездействие власти, нарушение  правил караульной службы в районе боевых действий, добровольная сдача  в плен и др.

В качестве уголовных наказаний  предусматривались: выговор, штраф, конфискация  имущества, лишение политических прав, лишение свободы, сдача в штрафные части, расстрел. Допускалось условное осуждение к лишению свободы, а также условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Уголовное  право Российской Федерации. Преступления против военной службы: Учебник/Под  ред. Н.А. Петухова. -- М., 2009.стр 32

Первым законодательным актом, в котором были даны развернутое  понятие воинского преступления, а также стройная система ставов воинских преступлений и очерчены их признаки, явился принятый 26 мая 1922 г. первый Уголовный кодекс РСФСР. Глава VII этого Кодекса «Воинские преступления» включала 16 статей. В одной из них содержалось определение понятия воинского преступления как деяния, направленного против установленного порядка несения военной службы, которое не могло быть совершено гражданами, не состоящими на военной или морской службе (ст. 200). К воинским преступлениям были отнесены: преступления против порядка подчиненности и соблюдения воинской чести; преступления против порядка прохождения военной службы; преступления, посягающие на порядок пользования военным имуществом; преступления против порядка несения караульной службы; воинские должностные преступления; преступления военного времени, к которым были отнесены военный шпионаж, переписка и сношение военнослужащего во время войны с лицами, находящимися в неприятельской армии.

Устанавливая наказания за воинские преступления в виде лишения свободы  со строгой изоляцией или без  нее, конфискации имущества, расстрела, закон предусматривал вместе с тем  применение к виновным правил Дисциплинарного  устава при наличии смягчающих обстоятельств.

Согласно постановлению ВЦИК и  СНК от 11 ноября 1922 г. ст. 22 УК РСФСР была дополнена нормой, согласно которой принудительные работы без лишения свободы в отношении военнослужащих заменялись содержанием в штрафных воинских частях. Были уточнены объективные признаки побега и самовольной отлучки.

В соответствии с основными началами уголовного законодательства СССР и  союзных республик 31 октября 1924 г. было принято Положение о воинских преступлениях, которое явилось первым общесоюзным законодательным актом об ответственности за воинские преступления. В нем были воспроизведены составы воинских преступлений, содержащиеся в главе VII УК РСФСР 1922 г. Однако значение этого положения заключалось в том, что оно устанавливало единую для всех союзных республик, входящих в Союз ССР, законодательную регламентацию ответственности за воинские преступления на территории всего Союза независимо от местных условий и местного усмотрения. В последующем статьи этого Положения были воспроизведены в соответствующих главах «Воинские преступления» в уголовных кодексах всех союзных республик.

В период 1924-1925 гг. в Красной Армии  проводилась военная реформа, в  процессе которой происходила организационная  перестройка военного управления и  совершенствование организационной  структуры войск. Военная реформа  нашла свое закрепление в ряде законодательных актов, в том  числе в законе об обязательной военной  службе, а также во введении единоначалия, явившегося важнейшим фактором дальнейшего укрепления дисциплины и порядка в армии, организованности и боеспособности войск. Военная реформа повлекла за собой введение в действие новых общевоинских уставов. Все это, в свою очередь, вызвало необходимость внесения изменений и дополнений в военно-уголовное законодательство. 27 июля 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли новое Положение о воинских преступлениях, которое с некоторыми изменениями и дополнениями действовало до 1959 г.

Это Положение по сравнению с  Положением 1924 г. было более полным по объему. Оно наряду с общей  нормой, определяющей понятие воинского  преступления, состояло из 20 статей, в  которых были сформулированы конкретные составы воинских преступлений, в  том числе и такие новые, как  самовольное оставление погибающего  военного корабля, уклонение от несения  обязанностей военной службы под  предлогом религиозных и иных убеждений, нарушение уставных правил внутренней службы и др. В нем  содержались нормы об уголовной  ответственности военнослужащих за преступления, совершенные в военное  время.

В последующем Положение 1927 г. подвергалось изменениям, касающимся в основном определения круга лиц, на которых  распространялись его действия. Так, согласно постановлениям ЦИК и СНК  СССР от 16 февраля 1930 г. к числу воинских преступлений были отнесены преступления против установленного порядка несения службы личным составом военизированной охраны и военизированной пожарной охраны, работников исправительно-трудовых учреждений и Рабоче-Крестьянской милиции, а также лиц строевого состава особых вооруженных отрядов (резервов) Наркомата путей сообщения. Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы: Учебник/Под ред. Н.А. Петухова. -- М., 2009. стр36

Согласно закону о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. ответственность по Положению о воинских преступлениях за преступления против порядка несения военной службы наряду с военнослужащими несли также военнообязанные, призванные на учебные сборы. Указом Президиума Верховного Совета (ССР от 6 июля 1940г. были внесены изменения в ст. 193-77 УК РСФСР. Была усилена ответственность за самовольную отлучку ниц рядового и младшего начальствующего состава. Уголовно наказуемой самовольная отлучка этих лиц стала признаваться, если она продолжалась более двух часов либо хотя и менее двух часов, но совершенная свыше одного раза, и наказывалась направлением в дисциплинарный батальон на срок от шести месяцев до двух лет, а совершенная в военное время -- лишением свободы на срок от трех до семи лет.

В связи с введением нового вида наказания за совершение воинского  преступления -- направление в дисциплинарный батальон СНК СССР утвердил Положение  о дисциплинарном батальоне в  Красной Армии. Это имело большое  значение, поскольку давало возможность  исправления и перевоспитания лиц, совершивших правонарушения, в условиях воинской службы.

Самовольная отлучка свыше суток  признавалась дезертирством и влекла за собой лишение свободы на срок от пяти до десяти лет, а в военное  время -- высшую меру наказания -- расстрел с конфискацией имущества.

Столь суровый закон был призван  обеспечить охрану воинского правопорядка, способствовать укреплению воинской дисциплины и боевой готовности войск в условиях уже развязанной второй мировой  войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1940 г. «Об ответственности  за нарушение правил воинского учета» устанавливается ответственность  лиц рядового и младшего начальствующего  состава за повторное нарушение  правил воинского учета. Лица, признанные виновными в этом, подвергались принудительным работам на срок до одного месяца или  денежному штрафу.

Во время Великой Отечественной  войны значение охраны и укрепления воинской дисциплины неизмеримо возросло. Важную роль в охране воинского правопорядка и боеспособности войск сыграло  военно-уголовное законодательство. Оно почти не подвергалось изменениям, что свидетельствует о совершенстве норм Положения о воинских преступлениях 1927 г. и других уголовно-правовых актов, принятых в довоенное время, достаточно полно учитывавших специфику  воинских отношений и интересы их охраны, в том числе и нa случай войны. К тому же Положение о воинских преступлениях содержало нормы об ответственности военнослужащих за преступления, совершенные в военное время.

Информация о работе Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ