Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Изучить понятие и виды военных преступлений современности относительно преступлений против военной службы возникших изначально с возникновением армии.
Выяснить новые проблемы военных преступлений и найти более радикальное решение этих проблем. Определить справедливость наказаний за военные преступления и виды наказаний.
Задачи. На основе собранного материала провести сравнительно правовой анализ военных преступлений за всю историю существования военных преступлений, выяснить причины возникновения воинских преступлений и правомерность их наказания.

Содержание работы

Введение:
1. Развитие военно-уголовного законодательства России
1.1 Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России
1.2 Содержание советского военного законодательства
1.3 Военно-уголовное законодательство современной России
2. Понятие преступления против военной службы
2.1 Особенности преступления против военной службы
2.2 Наказания за преступления против военной службы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик воин прест.docx

— 64.22 Кб (Скачать файл)

Тем не менее некоторые дополнения военно-уголовного законодательства в  этот период имели место. Все они  были обусловлены необходимостью мобилизации  всех средств и сил для отпора врагу и победы над ним. Так, для  обеспечения наиболее полной мобилизации  в январе 1942 г. была введена уголовная  ответственность как за воинские преступления за уклонение от воинского  учета военнообязанных и призывников (ст. 193-10а УК РСФСР). Лица, содействовавшие  виновным в уклонении от воинского  учета, также привлекались по указанной  статье к уголовной ответственности. Борисенко В.М. и др; Преступления против военной службы / Под общ. ред. канд. юрид. наук . Н.А.Петухова. - СПб.: Юридический центр Пресс,2007. стр39

Для повышения сплоченности личного  состава и ответственности за выполнение воинского долга были утверждены Положения: о Красном  знамени воинских частей Красной  Армии (декабрь 1942г.); о Красном знамени  Гвардейского корпуса (июнь 1943 г.) о  Красном знамени войсковых частей Военно-Морского флота СССР (февраль 1944 г.). За утрату знамени вследствие малодушия весь командный состав подлежал суду военного трибунала. В.Н. Сидоренко. История военно-уголовного законодательства //Право в Вооруженных Силах №2 2005 г

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. на всех железных дорогах было введено военное положение, которым устанавливалась ответственность работников железнодорожного транспорта за преступления по службе наравне с военнослужащими Красной Армии. Его действие было распространено на Наркомморфлот, Наркомречфлот и Главное управление Севмор-пути. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1944 г.распространил действия Положения о воинских преступлениях в военное время на лиц рядового и начальствующего состава военизированной охраны НКВД СССР за преступления по службе.

Еще постановлением ЦИК и СНК  СССР от 23 мая 1928 г. «Основные начала уголовного законодательства СССР и  союзных республик» 1924 г. были дополнены  ст. 19-2 (прим. 2 к ст. 28 УК РСФСР), предусматривающей  отсрочку исполнения приговора в  военное время в отношении  военнослужащего, осужденного к  лишению свободы, до окончания военных действий с направлением его в действующую армию. Именно применение в годы Великой Отечественной войны такой отсрочки исполнения приговора в отношении

Усложнившиеся задачи руководства  войсками потребовали усиления охраны личности воинских начальников всех степеней, в связи с чем этим же Указом Положение было дополнено  статьями об ответственности за неповиновение  начальнику, а также за насильственные действия в отношении начальника в связи с его служебной  деятельностью. Предусмотрена была Положением о воинских преступлениях  и уголовная ответственность  за преступные действия военнослужащего, находящегося в плену.

Указом Президиума Верховного совета СССР от 12 апреля 1957 г было утверждено новое Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах  СССР. Были изменены основания направления  в дисциплинарный батальон: указанный  вид наказания стал применяться  не только за воинские, но и за некоторые  общеуголовные преступления. Это  позволило увеличить возможности  исправления и перевоспитания осужденных в условиях военной службы. В.Н. Сидоренко. История военно-уголовного законодательства //Право в Вооруженных Силах  №2 2005

Важной вехой в развитии советского военно-уголовного законодательства явилось  принятие 25 декабря 1958 г. Закона «Об  уголовной ответственности за воинские преступления». Он впитал в себя все  положительное, что было в военно-уголовном  законодательстве за весь период его  развития и отказался от того, что  устарело и не отвечало новым требованиям. Закон отражал положения и принципы советского уголовного права, закрепленные в принятых в указанное время Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, исходя из задач укрепления дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах СССР. Законом была установлена уголовная ответственность за наиболее опасные деяния, представляющие угрозу постоянной и высокой боеготовности и боеспособности войск.

В последующие годы в Закон 1958 г. вносились незначительные изменения  и дополнения, которые в основном были связаны с принятием в 1960-1969 гг новых общевойсковых уставов и необходимостью приведения норм Закона в соответствие с ними. Так, 26 января 1965 г Указом Президиума Верховного Совета СССР Закон был дополнен нормами об уголовной ответственности за нарушения уставных правил сторожевой и патрульной служб (такие виды служб были предусмотрены Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР 1963 г.). Статья 21 Закона была дополнена пунктом, предусматривающим ответственность за нарушения правил несения боевого дежурства по охране неприкосновенности сухопутного, морского или воздушного пространства СССР либо по предотвращению внезапного нападения на Советский Союз в военное время, допускающим применение смертной казни за это преступление. Статья 9 Закона была дополнена пунктом, предусматривающим применение норм Дисциплинарного устава за самовольную отлучку, совершенную при смягчающих обстоятельствах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1983 г. было утверждено новое Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах  СССР и были предусмотрены основания  и порядок досрочного освобождения лиц, отбывающих наказание в дисциплинарном батальоне.

Существенным изменениям военно-уголовное  законодательство было подвергнуто  в 1983 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 декабря 1983 г., введены два  новых состава воинских преступлений: «Нарушение уставных правил взаимоотношений  между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности», отнесенного к числу тяжких, предусмотренных  ст. 7-1 Основ, и «Нарушение правил обращения  с оружием, а также с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих». Борисенко  В.М. и др; Преступления против военной службы / Под общ. ред. канд. юрид. наук . Н.А.Петухова. - СПб.: Юридический центр Пресс,2009. стр42

Изменения были внесены в семь статей закона, некоторые из них носили принципиальный характер. Так, были декриминализованы оскорбления на словах или ненасильственным действием подчиненным начальника или младшим старшего, а равно начальником подчиненного или старшим младшего (п. «а» ст. 7 Закона в существовавшей редакции). Был введен новый вид самовольного оставления части для всех военнослужащих-- самовольное оставление продолжительностью свыше одного месяца (ст. 10 Закона). Для офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, самовольно оставивших часть, был определен альтернативный состав этого преступления: кроме уклонения на срок свыше десяти суток предусматривалось уклонение и на меньший срок, но более трех суток, совершенное повторно в течение года. Борисенко В.М. и др; Преступления против военной службы / Под общ. ред. канд. юрид. наук . Н.А.Петухова. - СПб.: Юридический центр Пресс,2009. стр43

Также были уточнены и упрощены диспозиции ст. 19 (нарушение уставных правил караульной службы) и 21 (нарушение правил несения боевого дежурства). В частности, из ст. 19 был исключен такой состав преступления, как нарушение правил несения конвойной службы, который был приравнен к нарушению уставных правил караульной службы.

Статья 24 была упорядочена и предусматривала  ответственность за злоупотребление  властью или служебным положением, превышение власти или служебных  полномочий, бездействие власти. Халатность, как неосторожное преступление выделена в отдельную статью Закона (24-1). Были внесены и другие изменения.

Указом Президиума Верховного Совета ССР от 12 апреля 1989 г. пересмотрен  и порядок привлечения военнослужащих к ответственности за воинские преступления. До принятия этого Указа в Соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1958 г. без согласия военного командования военная прокуратура  не могла передавать в военный  трибунал уголовное дело в отношении военнослужащего, совершившего воинское преступление. Этот порядок был отменен, и ответственность за воинские преступления стала определяться на общих основаниях. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1. Учение о преступлении: Учебник /Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжловой И.М. - М.: Зерцало, 2009. - 66 с.

Оценивая военно-уголовное законодательство России, действовавшее до распада  СССР и на начальном этапе становления  России как самостоятельного государства, следует отметить, что оно обеспечивало интересы охраны и защиты воинского правопорядка от преступных на него посягательств, способствовало укреплению обороноспособности и боеготовности Вооруженных Сил как в условиях ведения военных действий, так и при проведении их реформировании.

1.3 Военно-уголовное законодательство  современной России

Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации в главе 33 предусматривает  ответственность за преступления против военной службы и имеет некоторые особенности по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством (глава 12 УК РСФСР).

Воинские преступления по новому УК получили наименование как «преступления  против военной службы». Однако это  не оказало существенного влияния  на определение воинского преступления, поскольку объект преступления остался  практически одним и тем же. В прежнем он определялся как  порядок несения, а в новом -- как  порядок прохождения военной  службы. В то же время следует  иметь в виду, что понятие преступления против военной службы более широкое  по сравнению с понятием воинского  преступления и допускает не только нарушения порядка несения (прохождения) военной службы, но и всякое посягательство на интересы военной службы.

В отличие от УК РСФСР 1960 г., предусматривающего ответственность за воинские преступления, совершенные как в мирное, так  и в военное время и в  условиях боевой обстановки, нормы  нового УК определяют ответственность  только за преступления против военной  службы, совершаемые в условиях мирного  времени. Уголовная ответственность  за преступления против военной службы, совершенные в военное время  либо в боевой обстановке, должна быть в соответствии с ч. 3 ст. 337 УК РФ установлена  законодательством военного времени. Х.М. Ахметшин . Преступления против военной службы. Российская юстиция. 2007. № 5.стр 42 .

В УК включены 22 статьи о воинских преступлениях, в Уголовном кодексе  РСФСР 1960 г. их было 35. В новом УК декриминализованы угроза начальнику, промотание и утрата выданных военнослужащему для личного пользования предметов обмундирования или снаряжения, объединены такие составы преступления, как неповиновение и неисполнение приказа (ст. 332), самовольная отлучка и самовольное оставление части или места службы (ст. 337). Журнал Уголовное право №1 2003 г Категория «Военные преступления» кюн Р. Адельханян стр.85

Из числа воинских преступлений исключены и перешли в раздел преступлений против государственной  власти такие воинские преступления, как злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, халатное отношение к службе (ст. 285, 286 и 293). Таким же образом решен вопрос об ответственности военнослужащих за разглашение военной тайны (ст. 283, 284).

К числу преступлений против военной  службы отнесены неизвестные прежнему военно-уголовному законодательству нарушения  правил несения службы по охране общественного  порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343) и уничтожение  или повреждение военного имущества  по неосторожности (ст. 347). Переведена в число общих (ч. 4 ст. 34) норма о соучастии в преступлениях со специальным субъектом, которая ранее существовала лишь в понятии воинского преступления (ст. 237 УК РСФСР). Исключен квалифицированный состав сопротивления начальнику, сопряженный с умышленным убийством.

Уголовный кодекс РФ, кроме главы  Особенной части о воинских преступлениях, содержит значительное количество специальных норм в своей Общей части, применяемых только к военнослужащим в связи с совершением ими преступлений. Согласно ст. 11 УК РФ ответственность за преступления, совершенные на военном корабле или военном воздушном судне независимо от их нахождения, наступает по УК Российской Федерации. Аналогично решается вопрос и о военнослужащих российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации (ст. 12 УК).

В систему наказаний по новому УК (ст. 51) включен специальный вид  наказания - ограничение по военной  службе. Такое наказание предусмотрено  в санкциях 16 статей за преступления против военной службы. За общеуголовные  преступления оно может быть назначено  военнослужащим, проходящим военную  службу по контракту, взамен исправительных работ. Ограничение по военной службе в силу ст. 73 УК РФ может быть назначено условно. К лицам, отбывающим это наказание, возможно применение условно-досрочного освобождения (ст. 79). Применение его к офицерам и другим военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за преступления небольшой тяжести, позволит достигнуть целей уголовного наказания в процессе военной службы.

Уголовным кодексом РФ 1996 г. предусмотрен такой новый вид наказания, как  арест, заключающийся в содержании осужденного в условиях строгой  изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев (ст. 54). Этот вид  наказания прописан в санкциях 10 статей, предусматривающих ответственность  за преступления против военной службы. За общеуголовные преступления он также  может быть назначен военнослужащим взамен исправительных работ. В соответствии с ч. 3 ст. 81 УК РФ предусмотрены порядок освобождения военнослужащих от отбывания этого наказания по состоянию здоровья или замена его более мягким наказанием. Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы: Учебник/ Под ред. Н.А.Петухова. -- М., 2009. стр. 42

Дальнейшее развитие в новом  УК получили нормы, регламентирующие назначение и отбывание наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Содержание в дисциплинарной воинской части впервые включено в общую систему уголовных  наказаний (ст. 44). Оно может быть назначено не только военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, но и военнослужащим, проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они  на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока военной службы по призыву. Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. Применение указанного вида наказания прямо предусмотрено в 18 статьях главы о преступлениях против военной службы. При совершении же военнослужащими общеуголовных преступлений содержание в дисциплинарной воинской части в соответствии со ст. 55 УК РФ назначается взамен лишения свободы на срок до двух лет. Новым при применении этого вида наказания является то, что оно в силу ст. 73 УК РФ может быть назначено условно. Предусмотрен порядок условно-досрочного освобождения из дисциплинарной воинской части (ст. 79), а также порядок освобождения военнослужащих, признанных негодными по состоянию здоровья к военной службе, или замена его более мягким видом наказания.

Информация о работе Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ