Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 08:06, курсовая работа
Цель данной работы:
раскрыть понятие заключение под стражу в соответствии с современным Российским законодательством и нормами международного права.
Задачи: обозначить заключение под стражу в системе мер процессуального принуждения, наиболее точно раскрыть понятие, данной меры пресечения, а также указать сроки, на которые данная мера пресечения назначается и порядок их изменении и продления.
Введение…………………………………………………………..…………………….…………..3
Глава 1. Заключение под стражу как мера пресечения…………..…….………………………..5
Глава 2. Основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу………………9
Глава 3. Порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу………………..14
Глава 4. Сроки содержания под стражей, порядок продления…………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………………………...30
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Заключение под
стражу как мера пресечения…………..…….………………………..
Глава 2. Основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу………………9
Глава 3. Порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу………………..14
Глава 4. Сроки содержания под стражей, порядок продления…………………………………21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Институт мер уголовно-процессуального пресечения представляет собой способ обеспечения деятельности правосудия в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а в исключительных случаях – в отношениях лиц, подозреваемых в совершении преступления. Меры уголовно-процессуального пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности.
Меры процессуального принуждения ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, находятся в «зоне» постоянного повышенного внимания юристов, политиков, правозащитников.
Ряд требований к законодательному регулированию задержания, заключения под стражу подозреваемых, обвиняемых сдержится в международных правовых документах. Конституция России также определяет исходные положения задержания, заключения под стражу лиц, подвергающихся уголовному преследованию. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г. приведен в соответствие с данными положениями Конституции РФ, содержит ряд законодательных новел о задержании и заключении под стражу. С учетом внесенных в законодательство изменений практическим работникам неизбежно приходится пересматривать отдельные, уже устоявшиеся требования, касающиеся задержания и заключения под стражу.
Поскольку данные меры процессуального принуждения достаточно активно применяются дознавателями, следователями в ходе расследования уголовных дел, законность и обоснованность их применения занимают особое место при осуществлении прокурорского надзора. Есть необходимость неукоснительного соблюдения требований закона при задержании и заключении под стражу постоянно обращается внимание в соответствующих документах Генерального прокурора РФ.
О необходимости включения в национальное законодательство государств надежных гарантий соблюдения при заключении под стражу прав и свобод подозреваемых и обвиняемых, говорится в целом ряде международно-правовых актов: Всеобщей Декларации прав человека, Конвенции о защите прав и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах, Минимальных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению под стражу в какой бы то ни было форме.
Актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического осмысления процессуальных вопросов заключения под стражу. Выбор предмета настоящего исследования обусловлен особой значимостью данной меры пресечения, в которой сосредоточены важнейшие особенности процессуальной процедуры, присущие уголовному процессу. В настоящей работе рассматриваются особенности российской модели применения мер пресечения, обусловленные правовой системой и традициями реформирования законодательства в России.
Цель данной работы раскрыть понятие заключение под стражу в соответствии с современным Российским законодательством и нормами международного права. Задачи: обозначить заключение под стражу в системе мер процессуального принуждения, наиболее точно раскрыть понятие, данной меры пресечения, а также указать сроки, на которые данная мера пресечения назначается и порядок их изменении и продления.
Глава 1. Заключение под стражу как мера пресечения.
УПК РФ, как и ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство, не содержит определения меры пресечения в виде заключения под стражу. Пункт 42 ст. 5 УПК РФ раскрывает только понятие «содержание под стражей», указывая, что это «пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом».
Изучением вопроса о сущности данной меры пресечения занимались многие ученные - процессуалисты. Например, Э.К. Кутуев, анализируя уголовно-процессуальное законодательство РСФСР, писал: «Заключение под стражу представляет собой меру пресечения, заключающуюся в ограничении свободы обвиняемого, а в исключительных случаях – подозреваемого, т.е. лиц, виновность которых не установлена вступившим в законную силу приговором суда, в предусмотренном законом порядке, с тем чтобы они не скрылись от дознания, предварительного следствия и суда, не воспрепятствовали установлению истины по уголовному делу, не продолжили заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора»1.
В свою очередь, О.И. Цоколова, на основе изучения положений УПК РФ, приходит к выводу о том, что мера пресечения – заключение под стражу состоит в принудительной изоляции обвиняемого (в исключительных случаях - подозреваемого) и содержании его под стражей в специально предназначенном для этого учреждения в целях обеспечения процесса расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, а также исполнения приговора2.
Внесение существенных изменений в правовое регулирование применения данной меры пресечения обусловливает необходимость дальнейшего изучения вопроса о сущности данной меры пресечения. Анализ норм УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что заключение под стражу присущи признакам, в равной мере характерные для всех мер пресечения. Во-первых, избрание любой меры пресечения, в том числе и заключения под стражу, возможно лишь по возбужденному уголовному делу и только в отношении строго установленного законом круга участников уголовного судопроизводства: подозреваемого или обвиняемого. Во-вторых, их применение направлено на достижение единой цели: не допустить либо пресечь нарушение установленного порядка уголовного судопроизводства со стороны указанных лиц. В-третьих, уголовно-процессуальный закон предусматривает общие основания для применения мер пресечения, которые являются обязательными и для заключения под стражу.
Арест, как иная мера пресечения, может быть избран лишь по уголовному делу, возбужденному при наличии законных поводов и оснований уполномоченным должностным лицом в процессе установленном УПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 97 УПК РФ мера пресечения может быть избрана в отношении обвиняемого либо подозреваемого. При этом только в исключительных случаях, закон допускает кратковременное (10 либо 30 суток, в зависимости от тяжести совершенного преступления) применение меры пресечения к подозреваемому.
Сложность применения меры пресечения – заключения под стражу в отношении подозреваемого обусловлена также и недостаточно четким определением в законе момента появления в уголовном процессе этого участника уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело; которое задержано по подозрению в совершении преступления в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ; либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ. Если в первых двух случаях определение момента появления в уголовном процессе фигуры подозреваемого не вызывает значительного затруднения, то в последнем закон содержит отсылочную норму, которая не дает четкого ответа на этот вопрос. Для исправления такого положения нужно внести уточнение в ст. 100 УПК РФ, дополнив ее нормой следующего содержания: «В исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, мера пресечения может быть избрана также в отношении иного лица, если имеются достаточные данные, дающие основание подозревать его в совершении преступления»3.
Заключение под стражу обладает существенными отличиями от иных мер пресечения. Уголовно-процессуальный закон предусматривает специальные основания, наличие которых необходимо для избрания этой меры, устанавливает особый, судебный порядок принятия решений о ее применении, а также специальный порядок их обжалования. В отличие от иных мер пресечения, содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в ходе предварительного расследования ограничено установленным законом сроком, при исчислении которого в него засчитывается время применения ряда других мер процессуального принуждения, а именно: время задержания в качестве подозреваемого; домашнего ареста; принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре; а также время, в течение которого лицо содержалось на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 108 УПК РФ избрание меры пресечения в виде заключения под стражу допустимо только «при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения». Из данного положения закона следует, что заключение под стражу, которое является более строгой мерой, чем некоторые уголовные наказания, должен применяться только в случае крайней необходимости, когда использование других мер процессуального принуждения не способно обеспечить надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого.
Заключение под стражу существенно ограничивает право на неприкосновенность личности, под которым понимают гарантированную государством личную безопасность и свободу человека, заключающуюся в возможности располагать собою и по своему усмотрению определять место своего пребывания. Оно включает в себя: право на защиту от посягательств на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность), право на защиту психики человека (психическая неприкосновенность), а также индивидуальную свободу и личную безопасность (личная свобода и безопасность).При аресте ограничиваются, прежде всего, физическая неприкосновенность и личная свобода человека. При этом государство в лице уполномоченных государственных органов и должностных лиц должно принять меры к обеспечению личной безопасности арестованных, которые должны содержаться в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Содержание под стражей не должно сопровождаться пытками, иными действиями, преследующими цель причинения физических или нравственных страданий. Лицам, содержащимся под стражей, должно быть обеспечено уважение чести и достоинства. Меры пресечения, в том числе и заключение под стражу, применяются к лицам, в отношении которых еще не окончено предварительное расследование, отсутствует приговор суда и действует презумпция невиновности, а уголовное наказание назначается лицам, признанным судом виновными в совершении преступления. Меры пресечения применяются в целях восстановления социальной
справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Глава 2. Основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
В качестве условий, т.е. обстоятельств, создающих правовую ситуацию, допускающую возможность применения меры пресечения, в т.ч. и заключения под стражу, выступают: 1) наличие возбужденного уголовного дела; и 2) привлечение лица в качестве подозреваемого либо обвиняемого.
Возбуждение уголовного дела создает правовую основу для производства следственных и иных процессуальных действий включая применение мер процессуального принуждения. Любая мера пресечения может применяться только по уголовному делу, возбужденному при наличии законных поводов и оснований уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке.
Применение мер пресечения допустимо к ограниченному кругу участников уголовного судопроизводства. В соответствии с ч. 1 ст. 97 УПК РФ они могут применяться лишь в отношении обвиняемого и подозреваемого. При этом закон допускает применение меры пресечения в отношении подозреваемого только в исключительных случаях и в течение краткого срока – 10 либо 30 суток в зависимости от тяжести совершенного преступления.
Поскольку заключение под стражу, являясь наиболее строгой мерой пресечения, в наибольшей степени, по сравнению с другими мерами процессуального принуждения, ограничивает конституционные права и свободы граждан, УПК РФ обосновано сузил сферу ее применения. Она может избираться в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, а в отношении несовершеннолетнего – только в случае, если он обвиняется в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления. В отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок менее двух лет, данная мера пресечения может применяться только при наличии исключительных обстоятельств, указанных в законе.
Названные выше условия являются важнейшей гарантией соблюдения прав и свобод личности от произвольного ограничения. Однако их наличие является обязательным, но недостаточным для применения меры пресечения, они только создают надлежащую правовую предпосылку для этого. Для ее избрания необходимы предусмотренные законом основания – обстоятельства, наличием которых закон обуславливает применение меры пресечения.