Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:56, курсовая работа
Целюкурсовой работы являетсяустановление оснований криминализации халатности, систематизация знаний о преступлениях данного вида.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– изучить отечественный и зарубежный опыт регулирования уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
– произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
1.1.Понятие должностного лица. Признаки для признания лица должностным. Категориям работников, которые могут быть субъектами должностных преступлений…………………………….…………………………5
1.2.Сущность и понятие должностного преступления в современном законодательстве РФ……………………………………………………………..15
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ)………………………………... 22
2.1. Виды должностных преступлений……………………………………22
2.2.Халатность - основной вид преступлений, связанных с нарушений своих обязанностей……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………..45
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
1.1.Понятие должностного лица. Признаки
для признания лица должностным. Категориям
работников, которые могут быть субъектами
должностных преступлений…………………………….………………
1.2.Сущность и понятие должностного преступления в современном законодательстве РФ……………………………………………………………..15
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ)………………………………... 22
2.1. Виды должностных преступлений……………………………………22
2.2.Халатность - основной
вид преступлений, связанных с нарушений
своих обязанностей………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..45
ВВЕДЕНИЕ
Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.
Целостная, динамическая
система социальных норм
является необходимым условием жизни
общества, средством общественного
управления, организации и
Актуальность данной темы является в том, что количество должностных преступлений с каждым днем растет. Это происходит от того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные последствия, - как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.В курсовой работе предполагается показать актуальность и чрезвычайную важность борьбы с должностными преступлениями.
Данная тема достаточно глубоко проанализирована работами таких авторов как: Б. В. Волженкин - «К вопросу о понятии должностного лица, как субъекта должностных преступлений»; П. И. Гришаев, Б. В. Здравомыслов – «Взяточничество: понятие, причины, квалификация»; А. К. Ковисиния - «Должностные преступления»; А. В. Галахова - «Должностные преступления»; Б. В. Волженкин, В. Е. Квашис, С. Ш. Сагикян - «Ответственность за взяточничество: уголовно- правовые и криминологические проблемы»; Н. И. Коржанский - «Квалификация следователем должностных преступлений».
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с уголовно-правовым противодействием должностной халатности.
Предметом анализа выступаютуголовно-
Целюкурсовой работы являетсяустановление оснований криминализации халатности, систематизация знаний о преступлениях данного вида.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– изучить отечественный
и зарубежный опыт регулирования
уголовно-правовых отношений, возникающих
в связи с неисполнением или
ненадлежащим исполнением должностными
лицами своих обязанностей вследствие
недобросовестного или
– произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству;
– выработать рекомендации по квалификации халатности и отграничению этого преступления от смежных деяний;
В процессе работы автором активно использовались частнонаучные методы исследования: документальный метод, контент-анализ, наблюдение, анкетный опрос, статистические методы, процедуры обобщения и интерпретации эмпирических данных и др.
1.1.Понятие должностного лица. Признаки для признания лица должностным. Категориям работников, которые могут быть субъектами должностных преступлений
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению
или по результатам выборов функции представителя власти или
временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях,
общественных учреждениях, организацияхдолжности,
связанные с выполнением организационно-
Вышеприведённое определение относится к уголовному праву, в КоАП, в примечании к статье 2.4, даётся несколько отличное и более широкое определение должностного лица:
Под должностным лицом
в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно,
временно или в соответствии со специальными
полномочиями осуществляющее функции
представителя власти, то есть наделенное
в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
в служебной зависимости от него, а равно
лицо, выполняющее организационно-
Данная формулировка позволяет выделить три блока признаков, которыележат в основе признания лица должностным:
- характер
выполняемых лицом функций (
- правовое основание наделения его этими функциями;
- принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, вкоторых трудится лицо.
При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицомфункций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четкоочертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможностьрасширительного толкования субъекта этой группы преступлений. Этот признакпозволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе вгосударственных органах, органах местного самоуправления, государственных имуниципальных учреждениях и т.д., но выполняющих иные, техническиефункции.
Содержание функции власти, а следовательно и характер действийпредставителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом,который он представляет. Например, представитель власти – работник полиции осуществляет свои функции власти в сфере охраны общественного порядка,собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организацийи учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий,а также предупреждение и пресечение преступлений и других антиобщественныхдействий, быстрого и полного раскрытия преступлений, всемерного содействияустранению причин, порождающих преступление и иные правонарушения. Вся егодеятельность строится на взаимоотношениях с лицами, ненаходящимися в его подчинении.
Полномочия некоторых представителей власти, хотя и распространяютсяна неопределенный круг лиц, но имеют силу в определенных ведомственныхграницах.
Деятельность представителя власти выражается в основанных на законераспоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношенииотдельных граждан, должностных лиц учреждений, организаций и предприятийнезависимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Например,представитель власти – работник полиции имеет право в определенных случаяхпроверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность,входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.
Законные распоряжения
представителя власти,
обусловленныепредоставленными
Обязательность исполнения
законных распоряжений представителя
властиобеспечивается авторитетом
государственного органа власти,
от именикоторого он действует.
В предусмотренных законом случаях
деятельностьпредставителя
Например, в целях защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни илиздоровью, работники полиции имеют право в исключительных случаях в качествекрайней меры применить физическую силу, специальные средства иогнестрельное оружие. Такое же право предоставлено, например, и сотрудникамтаможенных органов, судебным приставам.
Представитель власти как лицо, осуществляющее функции власти, всоответствии с законом является должностным лицом. В примечании к статье318 УК РФ сказано: «Представителем власти в настоящей статье и другихстатьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительногоили контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное вустановленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношениилиц, не находящихся от него в служебной зависимости».
К признанию некоторых лиц представителями власти следует подходитьдифференцировано. Так, рядовой полициеский, осуществляя функции власти поотношению к отдельным гражданам, обладает правом отдавать распоряжения илисовершать действия, имеющие юридическое значение. В этом случае он –возможный субъект должностных преступлений. Во взаимоотношениях с другимисотрудниками различных подразделений полиции рядовые сотрудники полиции не могутвыступать как должностные лица ибо в подобных случаях они не имеют правоотдавать распоряжения или совершать действия, имеющие юридическоезначение.
Требования о том, что только законные распоряжения или действияпредставителя власти подлежат исполнению, обязывает в каждом случаеразрешения вопроса о наличии в его действиях признаков преступления илииного правонарушения, уяснить его компетенцию, обусловленные ею права иобязанности. Обычно эти вопросы регламентированы в законах и иныхнормативных актах.
Организационно-