Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целюкурсовой работы являетсяустановление оснований криминализации халатности, систематизация знаний о преступлениях данного вида.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– изучить отечественный и зарубежный опыт регулирования уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
– произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
1.1.Понятие должностного лица. Признаки для признания лица должностным. Категориям работников, которые могут быть субъектами должностных преступлений…………………………….…………………………5
1.2.Сущность и понятие должностного преступления в современном законодательстве РФ……………………………………………………………..15
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ)………………………………... 22
2.1. Виды должностных преступлений……………………………………22
2.2.Халатность - основной вид преступлений, связанных с нарушений своих обязанностей……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………..45

Файлы: 1 файл

Курсовая - Преступление - неисполнение обязанностей (исправленная).docx

— 86.62 Кб (Скачать файл)

К должностным преступлениям  в сфере экономической деятельности (гл. 22), могут относиться следующие  составы: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), злоупотребления  при выпуске ценных бумаг (ст. 185).

В качестве примера можно  привести и такое должностное  преступление, совершаемое специальным  субъектом, как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной  войны (ст. 353 гл. 34, предусматривающей  ответственность за преступления против мира и безопасности человечества).

Наконец, некоторые преступления, которые образуют достаточно большую  группу в Особенной части УК РФ, могут совершаться как должностными, так и недолжностными лицами. Если говорить о специальном субъекте, то эти преступления чаще всего совершаются  должностными лицами с использованием своего служебного положения и занимаемой должности в системе государственных и местных органов власти и управления и самого аппарата этих органов.

Следовательно, при определенных условиях некоторые преступления, предусмотренные  различными главами Особенной части  УК, могут быть совершены должностными лицами исключительно и благодаря  занимаемому ими должностному положению, а в других случаях те же преступления совершаются недолжностными лицами.

При совершении таких преступлений должностными лицами они будут считаться должностными и здесь будет иметь место специальный субъект преступления — должностное лицо. В случаях совершения данных преступлений недолжностными лицами, последние обладают признаками общего субъекта, преступное деяние не относится к разновидности должностного преступления.

В теории уголовного права  такие преступления выделяют в группу с условным названием — альтернативно-должностные  преступления. При этом в некоторых  преступлениях квалифицирующим  признаком или обстоятельством  является использование специальным  субъектом своего служебного положения, а в других указанный признак  отсутствует.

К таким преступлениям, например, могут быть отнесены общественно  опасные деяния, предусмотренные  следующими нормами УК: незаконное помещение в психиатрический  стационар (ч. 2 ст. 128), нарушение равноправия  граждан (ч. 2 ст. 136), нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 2 ст. 137), нарушение  тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ч. 2 ст. 138), нарушение неприкосновенности жилища (ч. 3 ст. 139), воспрепятствованиеосуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (п. «б» ч. 2 ст. 141), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ч. 2 ст. 144), торговля несовершеннолетними (п. «г» ч. 2 ст. 152), мошенничество (п. «в» ч. 2 ст. 159), присвоение или растрата (п. «в» ст. 160), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (п. «в» ч. 2 ст. 174), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ч. 3 ст. 175), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ч. 2 ст. 183), контрабанда (п. «б» ч. 3 ст. 188), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемыхпри создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники (ст. 189), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193), уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199), бандитизм (ч. 3 ст. 209), организация преступного сообщества (преступной организации) (ч. 3 ст. 210), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215 ), нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных или иных работ (ст. 216), нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219), хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (п. «в» ч. 2 ст. 221), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ ивзрывных устройств (ст. 225), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (п. «в» ч. 3 ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (п. «в» ч. 2 ст. 229), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ч. 2 ст. 237), производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), загрязнение вод ( ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255), незаконная добыча водных животных и растений (ч. 3 ст. 256), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257), незаконная охота (ч. 2 ст. 258), незаконная порубка деревьев и кустарников (п. «б» ч. 2 ст. 260), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (п. «б» ч. 2 ст. 282), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288), дача взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292), воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ч. 3 ст. 294), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебногоакта (ст. 315), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ч. 2 ст. 354), производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356), геноцид (ст. 357), наемничество (ч. 2 ст. 359).

Таким образом, количество альтернативно-должностных  преступлений от общего количества уголовно-правовых норм Особенной части УК, без учета  воинских преступлений, составляет примерно 57 (24,3%) общественно опасных деяний как с признаками общего субъекта, так и с характерными особенностями специального субъекта преступления в виде должностного лица.

Вместе с тем системно-структурный  анализ уголовно-правовых норм Особенной  части УК РФ позволил условно выделить по признакам виновного лица три  разновидности (группы) общественно  опасных деяний, в которых специальным  субъектом преступления является или  может быть должностное лицо. Такие  преступления предлагается классифицировать на:

1) общие должностные преступления,

2) специальные должностные  преступления и 

3) альтернативно-должностные  преступления.

Основным критерием данной классификации наряду с другими (объектом и объективной стороной) являлись признаки или характерные  особенности лица, совершающего должностное  преступление, что дает основание  говорить о специальном субъекте, который нашел свое законодательное закрепление в примечании к ст. 285 УК РФ.

Однако следует отметить, что данная классификация условна  и не претендует на бесспорность. Вместе с тем она позволяет более  четко обозначить круг специальных  субъектов преступления с признаками должностного лица, что имеет важное значение для квалификации преступлений и решения вопросов уголовной ответственности и наказания.

В связи с этим в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФсубъектами преступлений, предусмотренных главой 30, могут быть следующие категории  правонарушителей:

1) должностные лица,

2) должностные лица, занимающие  государственные должности Российской  Федерации,

3) должностные лица, занимающие  государственные должности субъектов  Российской Федерации, 

4) государственные служащие  и служащие органов местного  самоуправления, не относящиеся  к числу должностных лиц, которые  несут ответственность в случаях,  специально предусмотренных соответствующими  статьями главы 30 УК РФ.

При этом специальными субъектами в соответствии с анализируемым  законом, согласно примечанию 1 к ст. 285, признаются должностные лица, которые  постоянно или временно, а также  по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти, либо лица, выполняющие организационно-распорядительные, а также административно-хозяйственные  функции в государственных органах, органах местного самоуправления или  государственных и муниципальных  учреждениях и, наконец, в Вооруженных  Силах Российской Федерации.

В судебно-следственной практике возникает немало трудностей о признании  субъектом должностных преступлений лиц, выполняющих постоянно или  временно либо по специальному полномочию организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также осуществляющие функции представителя власти.

 

 

 

 

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ  С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ)                                       

 

2.1. Виды должностных  преступлений                                                

 

 Превышение  должностных полномочий.

 Статья 286 УК РФ предусматривает  уголовную  ответственность   за  превышение должностных полномочий, т.е. совершение  должностным   лицом  действий,  явно выходящих  за пределы его полномочий  и повлекших существенное нарушение   прав и  законных  интересов   граждан  и  организаций   либо   охраняемых   законом  интересов общества или государства.

Объективная  сторона  преступления  состоит  из  трех  признаков: 

а) общественно опасного действия,  явно  выходящего  за  пределы  полномочий, предоставленных  должностному  лицу   законом;  

б)   общественно   опасного последствия  в  виде  существенного  нарушения  прав  и  законных  интересов граждан  или организаций  либо  охраняемых  законом  интересов  общества  или государства;

в) причинной связи между  общественно опасными  последствиями  и преступными действиями.

Закон не указывает конкретных форм превышения должностных  полномочий, так  как  сфера   действия   государственных   органов,   органов   местного самоуправления,  государственных  и  муниципальных  учреждений   чрезвычайно широка, а должностные  лица  этих  органов  наделены  весьма  разнообразными полномочиями. 

В  соответствии  с  разъяснением  Пленума Верховного  Суда  СССР  от  30.03.  1990г.   превышение   полномочий   могут  образовать такие действия должностного лица,  на  которые  закон  вообще  не управомочивает ни одно должностное  лицо ни  при каких условиях,  например, применение насилия, оружия. Однако  поскольку квалифицирующие признаки  не могут изменять существо основного состава преступления,  заключающегося  в совершении  действий,  правомерных при определенных  условиях,   постольку нельзя говорить о такой форме превышения, как совершение  должностным лицом запрещенных действий.

С  субъективной  стороны  превышение  должностных  полномочий  –  это умышленное  преступление.  Лицо  осознает   общественно   опасный   характер совершаемого действия, явный  характер  выхода  за  пределы  предоставленных  полномочий,  осознает,  что  его  поведение  идет  вразрез  с   направлением деятельности того учреждения, где оно работает;  предвидит  возможность  или неизбежность   наступления   общественно   опасных   последствий   в    виде существенного нарушения прав и законных интересов  граждан  или  организаций либо  охраняемых  законом  интересов   общества   или   государства   именно вследствие  совершения  им  явно  выходящих  за  пределы   его   компетенции действий;   желает   или   сознательно   допускает   наступление   указанных последствий либо относится к ним безразлично, т.е. совершает преступление  с прямым или косвенным умыслом.

Особо квалифицированный  вид превышения должностных полномочий назван в ч. 3 ст. 286 УК РФ. Его образуют деяния предусмотренные  ч.  1  или  2  ст., если они совершены: а) с применением насилия или  с угрозой  его  применения;б) с  применением оружия или  специальных  средств  либо;  в)  с  причинением  тяжких последствий.

Для квалификации по  ч.  3  статьи  достаточно  хотя  бы одного из перечисленных признаков.  Насилие  может  иметь  форму  истязания, т.е. причинение физических или психических страданий путем  систематического нанесения побоев или иных насильственных действий (ст. 117 УК РФ).

Такое  превышение  совершается  обычно  в  отношении  лиц,   находящихся   в служебной зависимости  от виновного. Для истязания  как  преступления  против личности  более  характерна,  например,  материальная  зависимость.  Так  же решается вопрос, если при превышении причинена смерть. 

Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или счётной палате РФ

В ст. 287 УК РФ ответственность  за  это преступление предусматривается  впервые. Преступление образует  неправомерный  отказ  в  предоставлении  или  уклонение от предоставления  информации,  а  также  предоставление  заведомо неполной либо  ложной   информации  Федеральному  Собранию  РФ  или  Счетной палате   РФ,  если  эти  деяния  совершены  должностным   лицом,   обязанным предоставлять  такую информацию.

Обязательным признаком  преступления является предмет –  это  информация  в виде документации, материалов. В свою очередь, это  могут быть самые разнообразные  справки, отчеты, материалы  финансовых  проверок  и т.п.  Документы  в  отличие  от  материалов,  должны  иметь  соответствующие  реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и  т.д.).

  Запрашиваемая информация  должна относиться  к  сфере   деятельности   того органа  государственной  власти,  местного  самоуправления,  предприятия   и компетенции того должностного  лица,  куда  обращается  Федеральное   Собрание или Счетная палата. Уголовная  ответственность   за  отказ  в  предоставлении  информации  установлена,  если  за  такой  информацией   обращается   только Федеральное   Собрание  или  Счетная  палата.  Депутаты  Совета  Федерации   и Государственной Думы имеют  право  при  обращении   в  органы  государственной  власти,  органы  местного  самоуправления,  общественные   объединения,   на предприятия, в учреждения, организации  получать   информацию  по  вопросам, связанным с их  депутатской  деятельностью. В  свою очередь должностные   лица обеспечивают  депутата  такой  информацией  безотлагательно  независимо   от степени секретности документов или материалов в соответствии  с  федеральным законодательством о государственной тайне.

Все   органы   государственной    власти   в   РФ,   органы   местного самоуправления, Центральный  банк РФ, предприятия,  учреждения,  организации, независимо  от  форм  собственности,   и   их   должностные   лица   обязаны  предоставлять  по  запросам  Счетной  палаты  информацию,  необходимую   для обеспечения е деятельности. Равно все органы государственной  власти  в  РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ,  коммерческие  банки  и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять  Счетной палате  по требованию необходимые  документальные подтверждения,  операции  и  состояния счетов проверяемых  объектов. Остальные предприятия, учреждения,  организации обязаны  предоставлять  по  требованию  Счетной  палаты  справки   и   копии документов по операциям и расчетам с ними.  Характер  запрашиваемой  Счетной  палатой информации обусловлен тем, что  Счетная палата  является  постоянным действующим  органом  государственного  финансового   контроля,   образуемым Федеральным  Собранием РФ.

Объективную сторону преступления составляют:

а) неправомерный отказ  в предоставлении  информации  (например,  нежелание   предоставить   секретную информацию,  несмотря  на   предусмотренность     предоставления       такой  информации        в  Федеральном  Законе  от  08.05.1994г.

 б)   уклонение   от   предоставления информации  (не  отказывая  прямо,  лицо  под  предлогом  отсутствия  в  его распоряжении  таких   материалов,  не  поступления   их   с  мест  и  т.п.  не предоставляет  необходимую   информацию)  либо 

Информация о работе Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)