Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:56, курсовая работа
Целюкурсовой работы являетсяустановление оснований криминализации халатности, систематизация знаний о преступлениях данного вида.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– изучить отечественный и зарубежный опыт регулирования уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
– произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
1.1.Понятие должностного лица. Признаки для признания лица должностным. Категориям работников, которые могут быть субъектами должностных преступлений…………………………….…………………………5
1.2.Сущность и понятие должностного преступления в современном законодательстве РФ……………………………………………………………..15
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ)………………………………... 22
2.1. Виды должностных преступлений……………………………………22
2.2.Халатность - основной вид преступлений, связанных с нарушений своих обязанностей……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………..45
К должностным преступлениям
в сфере экономической
В качестве примера можно привести и такое должностное преступление, совершаемое специальным субъектом, как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 гл. 34, предусматривающей ответственность за преступления против мира и безопасности человечества).
Наконец, некоторые преступления,
которые образуют достаточно большую
группу в Особенной части УК РФ,
могут совершаться как
Следовательно, при определенных условиях некоторые преступления, предусмотренные различными главами Особенной части УК, могут быть совершены должностными лицами исключительно и благодаря занимаемому ими должностному положению, а в других случаях те же преступления совершаются недолжностными лицами.
При совершении таких преступлений должностными лицами они будут считаться должностными и здесь будет иметь место специальный субъект преступления — должностное лицо. В случаях совершения данных преступлений недолжностными лицами, последние обладают признаками общего субъекта, преступное деяние не относится к разновидности должностного преступления.
В теории уголовного права
такие преступления выделяют в группу
с условным названием — альтернативно-
К таким преступлениям, например,
могут быть отнесены общественно
опасные деяния, предусмотренные
следующими нормами УК: незаконное
помещение в психиатрический
стационар (ч. 2 ст. 128), нарушение равноправия
граждан (ч. 2 ст. 136), нарушение неприкосновенности
частной жизни (ч. 2 ст. 137), нарушение
тайны переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных или иных сообщений
(ч. 2 ст. 138), нарушение неприкосновенности
жилища (ч. 3 ст. 139), воспрепятствованиеосуществлени
Таким образом, количество альтернативно-должностных преступлений от общего количества уголовно-правовых норм Особенной части УК, без учета воинских преступлений, составляет примерно 57 (24,3%) общественно опасных деяний как с признаками общего субъекта, так и с характерными особенностями специального субъекта преступления в виде должностного лица.
Вместе с тем системно-
1) общие должностные
2) специальные должностные преступления и
3) альтернативно-должностные преступления.
Основным критерием данной классификации наряду с другими (объектом и объективной стороной) являлись признаки или характерные особенности лица, совершающего должностное преступление, что дает основание говорить о специальном субъекте, который нашел свое законодательное закрепление в примечании к ст. 285 УК РФ.
Однако следует отметить, что данная классификация условна и не претендует на бесспорность. Вместе с тем она позволяет более четко обозначить круг специальных субъектов преступления с признаками должностного лица, что имеет важное значение для квалификации преступлений и решения вопросов уголовной ответственности и наказания.
В связи с этим в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФсубъектами преступлений, предусмотренных главой 30, могут быть следующие категории правонарушителей:
1) должностные лица,
2) должностные лица, занимающие
государственные должности
3) должностные лица, занимающие
государственные должности
4) государственные служащие
и служащие органов местного
самоуправления, не относящиеся
к числу должностных лиц,
При этом специальными субъектами
в соответствии с анализируемым
законом, согласно примечанию 1 к ст.
285, признаются должностные лица, которые
постоянно или временно, а также
по специальному полномочию осуществляют
функции представителя власти, либо
лица, выполняющие организационно-
В судебно-следственной практике
возникает немало трудностей о признании
субъектом должностных
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ
С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ
2.1. Виды должностных
преступлений
Превышение должностных полномочий.
Статья 286 УК РФ предусматривает
уголовную ответственность
за превышение должностных
Объективная сторона преступления состоит из трех признаков:
а) общественно опасного действия, явно выходящего за пределы полномочий, предоставленных должностному лицу законом;
б) общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
в) причинной связи между общественно опасными последствиями и преступными действиями.
Закон не указывает конкретных форм превышения должностных полномочий, так как сфера действия государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений чрезвычайно широка, а должностные лица этих органов наделены весьма разнообразными полномочиями.
В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда СССР от 30.03. 1990г. превышение полномочий могут образовать такие действия должностного лица, на которые закон вообще не управомочивает ни одно должностное лицо ни при каких условиях, например, применение насилия, оружия. Однако поскольку квалифицирующие признаки не могут изменять существо основного состава преступления, заключающегося в совершении действий, правомерных при определенных условиях, постольку нельзя говорить о такой форме превышения, как совершение должностным лицом запрещенных действий.
С субъективной стороны превышение должностных полномочий – это умышленное преступление. Лицо осознает общественно опасный характер совершаемого действия, явный характер выхода за пределы предоставленных полномочий, осознает, что его поведение идет вразрез с направлением деятельности того учреждения, где оно работает; предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства именно вследствие совершения им явно выходящих за пределы его компетенции действий; желает или сознательно допускает наступление указанных последствий либо относится к ним безразлично, т.е. совершает преступление с прямым или косвенным умыслом.
Особо квалифицированный вид превышения должностных полномочий назван в ч. 3 ст. 286 УК РФ. Его образуют деяния предусмотренные ч. 1 или 2 ст., если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения;б) с применением оружия или специальных средств либо; в) с причинением тяжких последствий.
Для квалификации по ч.
3 статьи достаточно хотя
бы одного из перечисленных признаков.
Насилие может иметь форму
истязания, т.е. причинение физических
или психических страданий
Такое превышение совершается обычно в отношении лиц, находящихся в служебной зависимости от виновного. Для истязания как преступления против личности более характерна, например, материальная зависимость. Так же решается вопрос, если при превышении причинена смерть.
Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или счётной палате РФ
В ст. 287 УК РФ ответственность за это преступление предусматривается впервые. Преступление образует неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.
Обязательным признаком преступления является предмет – это информация в виде документации, материалов. В свою очередь, это могут быть самые разнообразные справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п. Документы в отличие от материалов, должны иметь соответствующие реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.д.).
Запрашиваемая информация
должна относиться к сфере
деятельности того органа
государственной власти, местного
самоуправления, предприятия
и компетенции того
Все органы государственной
власти в РФ, органы
местного самоуправления, Центральный
банк РФ, предприятия, учреждения,
организации, независимо от форм
собственности, и их
должностные лица обязаны
предоставлять по запросам Счетной
палаты информацию, необходимую
для обеспечения е
Объективную сторону преступления составляют:
а) неправомерный отказ в предоставлении информации (например, нежелание предоставить секретную информацию, несмотря на предусмотренность предоставления такой информации в Федеральном Законе от 08.05.1994г.
б) уклонение
от предоставления информации
(не отказывая прямо, лицо
под предлогом отсутствия
в его распоряжении таких
материалов, не поступления
их с мест и т.п.
не предоставляет необходимую