Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целюкурсовой работы являетсяустановление оснований криминализации халатности, систематизация знаний о преступлениях данного вида.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– изучить отечественный и зарубежный опыт регулирования уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
– произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
1.1.Понятие должностного лица. Признаки для признания лица должностным. Категориям работников, которые могут быть субъектами должностных преступлений…………………………….…………………………5
1.2.Сущность и понятие должностного преступления в современном законодательстве РФ……………………………………………………………..15
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ)………………………………... 22
2.1. Виды должностных преступлений……………………………………22
2.2.Халатность - основной вид преступлений, связанных с нарушений своих обязанностей……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………..45

Файлы: 1 файл

Курсовая - Преступление - неисполнение обязанностей (исправленная).docx

— 86.62 Кб (Скачать файл)

Для   административно-хозяйственных   функций   признак    руководствадеятельностью других людей не обязателен. На первое  место  здесь  выступаютконтроль  и распоряжение материальными ценностями,  организация  их  отпуска,получение, ответственного хранения, реализация и т.п. В большинстве  случаевдолжностные лица выполняют  одновременно  организационно-распорядительные  иадминистративно-хозяйственные  функции.   Отнесение   к   должностным   лиц,выполняющих иные функции , лишает  смысла  установленную  законом  уголовнуюответственность специально для должностных лиц и ведет к  утрате  специфики,присущей рассматриваемой группе.

Критерием, который  позволяет  выделить  из  всех  лиц,  работающих  ворганах  государственной   власти   и   управления,   в   органах   местногосамоуправления тех,   кто  может  стать  субъектами  рассматриваемой  группыпреступлений, является совершение имипри выполнении должностных обязанностей действий, имеющихюридическое значение, то есть связанных  с  установлением,  изменением,  илипрекращением прав и обязанностей физических и юридических  лиц.  Чтобы  такиедействия явились  основанием для  признания   лица  должностным,  они  должныбыть  обусловлены   служебной   необходимостью   и   вытекать   из   функцийпредставителя    власти     или     организационно-распорядительных     либоадминистративно-хозяйственных  функций. Данное условие, наряду с  выполнением  указанных  функций  и  совершением  в  связи  с  этим  действий,   имеющихюридическое значение, является  обязательным для признания лица должностным.

В  то  же  время  лица,  хотя  и  имеющие  отношение,   например,   кматериальным   ценностям.   Но    выполняющие    чисто    технические    илипроизводственные  функции  не  признаются   должностными.   Именно   поэтомузаключение  договора   между   работником   и   администрацией    о   полнойматериальной ответственности за сохранность вверенных   ценностей   само  посебе не  может  служить  основанием  для  признания  такого  лица  субъектомдолжностного преступления, если при этом  оно  не  осуществляет  функций  поуправлению  или  распоряжению  этими  ценностями  (например,  организует  ихдоставку, распределяет по другим снабженческим точкам).

Другие признаки должностного лица, указанные  в  законе,  не  являютсяопределяющими. Для признания  лица должностным не имеет значения,  постоянно,временно или по специальному полномочию оно выполняет  возложенные  на  негообязанности назначено на  должность  или  избрано,  работает  за  плату  илибесплатно.

Правовым  основанием  наделения   лица   соответствующими   функциямиявляется закон,  устав,  инструкция  или  иные  нормативные  правовые  акты,приказ  о  назначении  на  должность  в  которых  сформулированы   права   иобязанности лица, занимающего  конкретную  должность.  Установление    такогоправового основания в  каждом конкретном  случае  обязательно.  Игнорированиеэтого требования приводит к судебным ошибкам.

Для решения вопроса об ответственности важно знать, с  какого  моменталицо считается  должностным. Лицо приобретает  комплекс  должностных  прав  иобязанностей  со дня, указанного в приказе о  зачислении на работу или в  актевыборов, даже  в  тех  случаях,  когда  необходимо  последующее  утверждениеназначения. Если же вышестоящий орган государства  выразил несогласие сназначением, то лицо всё-таки признается должностным,  но лишь на  период  смомента  издания  приказа  о  зачислении  на  работу  до  момента  выражениянесогласия.

Лицо, выполняющее должностные  обязанности во время  болезни,  отпуска,командировки должностного лица, признаетсятаковым, лишь в силу акта назначения. К нему приравнивается актперемещения  с одной должности  на другую, в  соответствии  с  которым  лицо,ранее  не  являвшееся  должностным,  может  приобрести   комплекс   прав   иобязанностей должностного лица.

Лица, принятые на  работу,  связанную  с  выполнением  организационно-распорядительных или административно-хозяйственных  функций  с  испытательнымсроком, признаются субъектами должностных  преступлений,  если  преступлениесовершенно в этот период. Также решается  вопрос  о  признании  должностнымилиц, проходящих обязательную  стажировку  (например,  в  должности  народныхсудей, следователей, адвокатов, членов областных  судов).

Должностным лицо считается  до момента прекращения трудовых  отношений.

Они прекращаются вследствие наступления определенных юридических  фактов: 

а)истечения срока должностных  полномочий; 

б)  досрочного  отзыва  с  выборнойдолжности;

в) увольнения (в случае увольнения вопреки  желанию  и  даже  приналичии  согласия  профсоюзного  комитета  лицо  считается  должностным   доиздания приказа об увольнении);

г) наступления смерти.

На  практике  вызывает  затруднение   вопрос  о  признании  возможнымисубъектами должностных  преступлений лиц, которые  хотя  и  не  назначены  насоответствующие  должности,  но  фактически  выполняют  функции  должностноголица. В соответствии с примечанием  к ст. 285 УК РФ они  могут  признаватьсядолжностными,    если    выполняют    организационно-распорядительные    илиадминистративно-хозяйственные  обязанности, а  также  функции  представителейвласти по специальному полномочию.

При определенных  условиях  это  могут  быть  лица,  которые  получаютспециальные полномочия на выполнение  должностных  обязанностей  в  связи  сосновной занимаемой ими  должностью,  которая  сама  по  себе  не  позволяетпризнать лицо должностным (рабочие, инженерно-технический  персонал).  Крометого к  ним  следует  отнести  лиц,  получающих  специальные  полномочия  навыполнение  должностных  обязанностей  не  в  связи  с  основной  занимаемойдолжностью  (общественные   контролеры,   инспекторы,   ревизоры,   народныедружинники, народные присяжные заседатели). Ими могут быть и пенсионеры.

 Специальные полномочия  предоставляют управомоченные на  это органы  илидолжностные  лица  (обычно   руководители),   трудовые   коллективы   (общеесобрание).   Специальное   полномочие   оформляется    приказом,    трудовымсоглашением, доверенностью,  решением трудового коллектива  и т.  п.  Действиеспециального  полномочия заканчивается, если:

а) истек его срок;

б)  задание,для выполнения которого оно  предоставлялось,  выполнено; 

в)  его  отменилолицо или  организация, давшее такое полномочие.

Самостоятельным признаком  должностного  лица  является  принадлежность(характеристика) тех  органов,  учреждений,  в  которых  трудиться  лицо.  Позакону   это   могут   быть   государственные   органы,   органы    местногосамоуправления, государственные и муниципальные  учреждения. К ним  относятсятакже Вооруженные Силы РФ, другие войска и  воинские формирования РФ. В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ не могут  быть  отнесенык должностным лица, занимающие должности не в перечисленных  структурах, а  вобщественных объединениях различной ориентации,  коммерческих  организациях.

Их ответственность наступает  по ст. 201-204 УК РФ.

Недостаточное внимание к  уяснению  названного  признака  должностноголица приводит к затруднениям в квалификации.

Названные признаки должностного лица присущи всем  четырем  категориямработников, которые могут быть субъектами  преступлений,  предусмотренных  вглаве 30 УК РФ.

Первая  категория  субъектов  –  должностные  лица,  которые  отвечаютпризнакам, названным в  примечании 1 к ст. 285 УК РФ.  Эти  должностные  лицаявляются субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч.  1  и3 ст. 286; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ч. 1 и 2 ст. 293 УК РФ.

Вторая  категория  субъектов  –   лица,   занимающие   государственныедолжности РФ. Под таковым  в соответствии с примечанием 2 к  ст.  285  УК  РФпонимаются лица,  занимающие  должности,  устанавливаемые  Конституцией  РФ,федеральными  конституционными  законами   и   федеральными   законами   длянепосредственного исполнения полномочий государственных  органов.  К  ним  впервую   очередь   относятся   должности   президента    РФ,    ПредседателяПравительства  РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ,  федеральныхминистров, Председателей  Конституционного  Суда  РФ,  Верховного  Суда  РФ,Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный  Прокурор РФ, Председатель  Счетнойпалаты  и т. д.

Третья  категория  субъектов  –   лица,   занимающие   государственныедолжности субъектов  РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к  ст.  285  УКРФ относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые  конституциями  илиуставами  субъектов   РФ   для   непосредственного   исполнения   полномочийгосударственных  органов. Это  –  президенты  республик,  губернаторы  краев,областей, депутаты органов законодательной власти и т. д.

Четвертая категория  субъектов  –  лица,  занимающие  должность  главыоргана  местного  самоуправления.  Глава  органа   местного   самоуправленияизбирается   на   территории   муниципального   образования   и   наделяетсяполномочиями  для  решения  вопросов  местного  значения  в  соответствии  суставом муниципального образования.

Первый УК РСФСР 1922 г. законодательно сформулировал определение должностного лица как специального субъекта преступления, исходя из характера функций. Понятие  должностного лица аналогичного содержания имело место и в УК РСФСР 1926г. (в примечании к ст. 109).

В УК 1960 г. в определении  понятия должностного лица законодателем  была использована также специфика  его должностных функциональных обязанностей и правомочий. Так, в  примечании к ст. 170 УК субъектами должностных  преступлений признавались лица, выполнявшие  в связи с занимаемой должностью организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции  либо являющиеся представителями власти. Следовательно, в уголовном законе были предусмотрены три категории  лиц, которые должны быть отнесены к  числу специальных субъектов  должностного преступления.

 

        1.2.Сущность и понятие должностного преступления в современном законодательстве РФ

 

В УК РФ 1996 г. общие должностные  преступления со специальным субъектом  помещены законодателем в гл. 30 с  новым названием — «Преступления  против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В этой главе рассматриваются  должностные преступления,посягающие на общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность аппаратов  государственной власти и органов  местного самоуправления, совершаемые  работниками этих аппаратов с  использованием своего служебного положения.

К общим должностным преступлениям  со специальным субъектом указанной  главы законодатель относит: злоупотребление  должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), отказ  в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или  Счетной палате Российской Федерации (ст. 287), незаконное участие в предпринимательской  деятельности (ст. 289), получение взятки (ст. 290) и халатность (ст. 293).

Преступления, предусмотренные  ст. 288 — присвоение полномочий должностного лица, и служебный подлог (ст. 292), могут быть совершены не только должностными лицами, но и обычными служащими государственных и муниципальных органов. Данное положение относится и к преступлению, предусмотренному ст. 291 -— дача взятки, которую может дать должностному лицу как общий, так и специальный субъект преступления, обладающий признаками, предусмотренными в примечании к ст. 285 УК РФ.

Таким образом, общие составы  должностных преступлений со специальным  субъектом в гл. 30 УК РФ предусмотрены  статьями 285, 286, 287, 289, 290 и 293.

В юридической литературе в этом вопросе имеют место  другие точки зрения. Например, А. Я. Светлов к числу общих должностных  преступлений относит только три  состава должностных преступлений - злоупотребление властью или  служебным положением (ст. 170), превышение власти или служебных полномочий (ст. 171), а также халатность (ст. 172) УК РСФСР. Другие должностные преступления—  получение взятки (ст. 173) и служебный подлог (ст. 175) он считает специальными составами злоупотребления властью или служебным положением.

Как было отмечено выше, по данным нашего исследования, в Особенной  части УК РФ содержится 43% статей со специальным субъектом преступления. При проведенном анализе составов со специальным субъектом с признаками должностного лица их было выявлено 72,7%, не считая воинских преступлений. При  этом общие виды должностных преступлений со специальным субъектом составили  от всех должностных преступлений 7,5%.

Значительная часть уголовно-правовых норм с признаками должностного лица как специального субъекта преступления содержится также в гл. 31 УК РФ, предусматривающей  ответственность за преступные деяния против правосудия. По существу, это  специальные составы преступлений, которые могут совершать должностные  лица, в частности представители  власти при отправлении правосудия.

В таких, например, преступлениях, как: привлечение заведомо невиновного  к уголовной ответственности (ст. 299), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300), незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301), принуждение к даче показаний (ст. 302), вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305) УК РФ, специальными субъектами выступают представители власти, являющиеся должностными лицами.

Должностные преступления, в которых имеет место специальный  субъект, находятся и в других главах Особенной части УК РФ. К  таким преступлениям, где специальным  субъектом выступает должностное  лицо, могут быть отнесены, например, общественно опасные деяния, посягающие на конституционные права и свободы  человека и гражданина (гл. 19). К ним относятся: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), нарушение правил охраны труда (ст. 143), необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей ввозрасте до трех лет (ст. 145), невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145-1) и др.

Информация о работе Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)