Защита прав человека в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в изучении механизмов защиты прав человека, а также изучение и анализ деятельности Европейского Суда по правам человека. В соответствии с целями данной работы, объектами исследования являются законодательство Российской Федерации в области прав человека и деятельность Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.
Задачами исследования являются:
· Изучить развитие идей прав человека в России.
· Проанализировать действующее законодательство Российской Федерации в области прав человека.
· Дать общую характеристику деятельности Европейского Суда по правам человека.
· Изучить порядок формирования состава Европейского Суда по правам человека.
· Рассмотреть последовательность рассмотрения дела по существу.
· Проанализировать решения Европейского Суда по правам человека и их исполнение государствами - членами Совета Европы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Развитие концепции прав человека в России
1.2 Проблемы развития прав и свобод личности в России ХХ в.
1.3 Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав человека и его реализация
Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека
2.2 Состав и порядок деятельности Европейского Суда по правам человека
2.3 Рассмотрение дела по существу в Европейском Суде по правам человека
2.4 Решения Европейского Суда по правам человека
2.5 Исполнение решений Европейского Суда по правам человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

защита прав человека в РФ.docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

В частности, были приняты  следующие законы:

- от 27 декабря 1991 г. «О  средствах массовой информации»[18] (с изм. и доп.), в котором были провозглашены свобода массовой информации и недопустимость цензуры. Свобода массовой информации в соответствии со ст. 1 Закона включает в себя: поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатацию технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

В соответствии со ст. 62 Закона моральный (неимущественный) вред, причиненный  гражданину в результате распространения  средством массовой информации не соответствующих  действительности сведений, порочащих  честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный  вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а  также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенным судом;

- от 24 ноября 1995 г. «О социальной  защите инвалидов в Российской  Федерации»[19] (с изм. и доп.), в котором государство гарантирует инвалидам права на получение необходимой информации, жилище, образование.

- от 10 июля 1992 г. «Об образовании»[20] (с изм. и доп.). Учтено постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000г. №13-II, в котором установлено: гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального и должностного положения, наличия судимости. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

В 2002 г. были приняты законы от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»[21], от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[22], от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»[23], от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»[24], от 12 июня 2002 г. «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[25], от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[26].

С 1 февраля 2002 г. вступил  в действие новый Трудовой кодекс РФ, принятый Законом РФ от 30 декабря 2001 г. С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый Законом РФ от 18 декабря 2001 г., и новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый Законом  РФ от 30 декабря 2001 г. Также приняты  новые Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Все это свидетельствует  о том, что в российском законодательстве активно идет процесс гуманизации права, приведения его в соответствие с нормами международного права, международных стандартов в области прав человека.

Основные права и свободы  человека и гражданина для своей  реализации предполагают наличие развитой системы законодательных актов, характеризующихся достаточной  конкретностью, определенностью, исключающих  саму возможность ошибочного их толкования в подзаконных актах. Имеют место, к сожалению, случаи, когда конституционные  права гражданина не реализуются  практически и при наличии  соответствующего закона по вине отдельных  органов исполнительной власти.

К числу механизмов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина можно  отнести все ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Система юридических механизмов защиты прав и свобод человека состоит  из:

1. Конституционный контроль

2. Судебная защита прав  и свобод человека и гражданина

3. Административно-правовые  формы защиты прав и свобод  человека и гражданина

4. Международные механизмы  защиты прав и свобод человека  и гражданина.

Рассмотрим вышеперечисленные  механизмы защиты прав человека и  гражданина подробнее:

1. Конституционный контроль - Принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, адресован всем ветвям государственной  власти. Реализация этого принципа  обеспечивается установлением развернутой  системы государственной защиты  прав человека и гражданина, которая  венчается конституционным правосудием  в лице его специального органа  – Конституционного Суда РФ. По  задачам, объему и способам  реализации своей деятельности  в сфере конституционного контроля  Суд выступает как орган, важнейшая  функция которого – защита  прав и свобод человека и  гражданина.

Правом на обращение в  Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы  нарушаются законом, примененным или  подлежащим применению в конкретном деле.

Жалоба на нарушение прав и свобод допустима, если:

·  закон затрагивает  конституционные права и свободы;

·  закон применен или  подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или  начато в суде или ином органе, применяющим закон.

Статья 6 ФЗК «О Конституционном  Суде РФ» указывает: «Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц, граждан и их объединений». Кроме  того, решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию  не подлежат, вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Однако ратификация Россией  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и  признание ею обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека вносят определенные коррективы в функционирование этого механизма. По вопросам прав и  свобод человека решения Конституционного Суда РФ могут быть обжалованы в  Европейский суд по правам человека.

Президент РФ как глава  государства в соответствии с  ч.2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Конституционно-правовые возможности  Президента РФ влиять на гарантирование, обеспечение и реализацию прав и  свобод через принимаемые законы могут найти свое проявление в  участии Президента РФ в законодательном  процессе:

·  право и возможность  Президента РФ через своего полномочного представителя отстаивать собственные  законопроекты, доказывая целесообразность и зачастую настаивая на их скорейшим  внесении на рассмотрение пленарного заседания

·  возможность президентской  стороны знакомиться со всеми  проектами федеральных законов, рассмотрение которых предполагается в Государственной Думе, еще на ранней стадии – при подготовке их к первому чтению

В системе негосударственных  институтов правовой защиты прав и  свобод человека и гражданина центральное  место занимают такие учреждения, как Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 24.08.2004 №1102 утверждено Положение об Управлении Президента РФ по работе с  обращениями граждан[27]. Согласно указанному положению, Управление организует прием  граждан работниками Администрации  Президента РФ и рассматривает письменные обращения граждан, либо направляет их для рассмотрения в соответствующее подразделение Администрации Президента, аппарат Правительства, федеральные органы исполнительной власти. Органы местного государственной власти субъектов РФ, а в необходимых случаях осуществляет контроль за своевременным выполнением ими поручений по обращениям граждан. Для осуществления своих функций Управление вправе запрашивать и получать необходимые материалы от всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц.

В феврале 1997 г. принят Федеральный  Конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[28]. Жалоба на имя Уполномоченного может  быть подана, если с момента предполагаемого  нарушения прав человека и гражданина прошло не более одного года. Требуется  также, чтобы заявитель уже ранее  обжаловал действия какого-либо государственного органа или должностного лица в судебном либо административном порядке. После  того как решение более высокой  инстанции на действия нижестоящего не удовлетворило лицо, оно вправе обратиться к Уполномоченному, приложив к заявлению копию решения. В  компетенцию Уполномоченного не входят споры граждан между собой, с негосударственными учреждениями, а также правовые коллизии частных  организаций друг с другом. В законе предусмотрена возможность учреждения должности Уполномоченного  по правам человека в субъектах Российской Федерации.

2. Судебный контроль –  В соответствии со ст. 18 Конституции  РФ устанавливается. Что права  и свободы человека и гражданина  как непосредственно действующие,  обеспечиваются правосудием.

Право на судебную защиту принадлежит  каждому физическому лицу, в том  числе и недееспособному, которое  может защищать свои права в суде через представителя или родителя. Лица. Чьи права и свободы нарушены одним и тем же актом, могут, согласно действующему законодательству, объединиться и подать коллективный иск в суд.

Судебная защита основных прав и свобод человека и гражданина в качестве неотъемлемого компонента предполагает наличие действенной  системы соответствующего законодательства – как материального, так и  процессуального.

Судебная всласть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом уголовные и административные дела подсудны судам общей юрисдикции. Только суд может решать вопрос об аресте, заключении под стражу и содержании под стражей, и только суд может разрешать дела, связанные с применением мер уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, причем на основе принципа равенства всех перед законом и судом.

Таким образом, право на судебную защиту реализуется через совокупность различных процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав. При этом предполагается использование  таких судебных  процедур, которые  позволяют лицам, участвующим в  судопроизводстве, отстаивать свои интересы на основе принципа состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст. 123 Конституции РФ).

К конституционным гарантиям  осуществления права человека и  гражданина на судебную защиту прав и  свобод следует отнести следующие  права, составляющие единую правовую систему  судебной защиты:

·  равенство каждого  перед законом и судом;

·  право каждого на публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным  судом, созданным на основе закона;

·  право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности  которого оно отнесено законом;

·  право каждого, нуждающегося в квалифицированной юридической  помощи, на получение такой помощи;

·  презумпция невиновности;

·  запрет повторного осуждения  по одному и тому же деянию;

·  право на пересмотр  приговора;

·  недействительность незаконно  полученных доказательств;

·  запрет обратной силы закона;

·  государственная гарантированность  прав потерпевших;

·  непризнание судом  ответственности за деяние, которое  в момент его совершения не признавалось правонарушением;

·  применение судом закона, принятого после факта совершения преступления, если им предусматриваются  устранение или смягчение ответственности.

3. Административно-правовая  форма защиты прав и свобод  человека и гражданина – предопределяется прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой сфере играет законодательство субъектов РФ.

Административно-правовая форма  защиты прав и свобод граждан предполагает  следующее:

·  законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти;

·  административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов  исполнительной власти, когда жалоба на действие нижестоящего органа (должностного лица) передается на рассмотрение вышестоящего по соподчиненности органа;

·  прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных  министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, органами местного самоуправления. Особым видом общего надзора прокуратуры в сфере  исполнительной власти является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

Следует отметить, что административный порядок рассмотрения жалоб и  иных обращений граждан как правозащитный  механизм объективно необходим, причем он ни в коей мере не снижает значимости судебной защиты прав и свобод, тем  более что человек сам вправе избрать внесудебный способ рассмотрения его административно-правового спора  с органом власти. Кроме того, обжалование тех или иных решений  или действий в административном порядке не закрывает путь к судебному  обжалованию противоправных решений  органов исполнительной власти и  их должностных лиц.

4. Международные механизмы  защиты прав и свобод человека  и гражданина - Мировые войны способствовали  осознанию политиками необходимости  создания организаций по защите  мира от войны, защиты прав  человека. Так, после Первой мировой войны была создана Лига наций, после Второй мировой войны – Организация Объединенных Наций.

В настоящее время ООН  объединяет 191 государство, готовое  выполнять обязательства по Уставу ООН. Во второй половине ХХ в. ООН разработаны  международные стандарты прав человека в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной сферах, имеющие  либо рекомендательный (декларации), либо обязательный (пакты, конвенции) характер для государств-участников.

Информация о работе Защита прав человека в РФ