Защита прав человека в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в изучении механизмов защиты прав человека, а также изучение и анализ деятельности Европейского Суда по правам человека. В соответствии с целями данной работы, объектами исследования являются законодательство Российской Федерации в области прав человека и деятельность Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.
Задачами исследования являются:
· Изучить развитие идей прав человека в России.
· Проанализировать действующее законодательство Российской Федерации в области прав человека.
· Дать общую характеристику деятельности Европейского Суда по правам человека.
· Изучить порядок формирования состава Европейского Суда по правам человека.
· Рассмотреть последовательность рассмотрения дела по существу.
· Проанализировать решения Европейского Суда по правам человека и их исполнение государствами - членами Совета Европы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Развитие концепции прав человека в России
1.2 Проблемы развития прав и свобод личности в России ХХ в.
1.3 Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав человека и его реализация
Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека
2.2 Состав и порядок деятельности Европейского Суда по правам человека
2.3 Рассмотрение дела по существу в Европейском Суде по правам человека
2.4 Решения Европейского Суда по правам человека
2.5 Исполнение решений Европейского Суда по правам человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

защита прав человека в РФ.docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ  МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В  СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1  Развитие концепции  прав человека в России

1.2  Проблемы развития  прав и свобод личности в  России ХХ в.

1.3  Законодательство Российской  Федерации в сфере защиты прав  человека и его реализация

Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД  ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Общая характеристика  деятельности Европейского суда  по правам человека

2.2 Состав и порядок  деятельности Европейского Суда  по правам человека

2.3 Рассмотрение дела по  существу в Европейском Суде  по правам человека

2.4 Решения Европейского  Суда по правам человека

2.5 Исполнение решений  Европейского Суда по правам  человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы соотношения  и взаимодействия прав человека и  гражданина с государством, с его  законодательными и иными правовыми  актами, с деятельностью органов  государственной власти и должностных  лиц относятся к числу наиболее актуальных и острых.

Защита прав человека является одной из главных задач  и международного сообщества. Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и  гражданина. Тема дипломной работы на сегодняшний день очень актуальна, поскольку права человека перестали  быть только "внутригосударственным" делом. В части 3 статьи  46 Конституции  говорится, что каждый гражданин  вправе в соответствии международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты. Начало процессу интернационализации прав человека было положено Всеобщей декларацией  прав человека 1948 г.[1]

Международные и региональные организации провели большую  работу по закреплению прав и свобод человека в международных соглашениях  и конвенциях, а также по созданию механизмов контроля за их соблюдением. На международном уровне ООН было принято большое количество соглашений. Наиболее универсальными являются международные Пакты о политических и гражданских правах, а также об экономических, социальных и культурных правах, принятые в 1966 г. и вошедшие в силу в 1976 г. Важным инструментом являются также Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.[2], Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г[3]., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г[4].

На региональном уровне важные конвенции были приняты Советом  Европы (Европейская конвенция о  защите прав человека и основных свобод 1950 г.[5]), Организацией американских государств (Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция  прав человека 1969 г.[6]) и Организацией африканского единства (Африканская  хартия прав человека и народов 1981 г[7].).

Сегодня Европа предприняла  наиболее активные шаги по разработке международных гарантий прав человека. В числе эффективных механизмов контроля, применяемых Советом Европы, следует отметить Европейскую конвенцию  о защите прав человека и основных свобод 1950 г. На ее основе были образованы два органа — Европейская комиссия по правам человека (1954 г.) и Европейский  суд по правам человека (1959 г.).

Еще несколько лет назад  мало кто в России знал о существовании  Европейского суда по правам человека. Ситуация принципиально изменилась со вступлением России в Совет Европы и после ратификации 5 мая 1998 года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, на основании и в соответствии с которой действует данный суд. Граждане России, которые считают свои права из числа предусмотренных названной конвенцией нарушенными действиями государственных органов и не нашли должной защиты на национальном уровне, получили возможность обратиться в Страсбургский суд.

По количеству жалоб, присылаемых  в Страсбургский суд, россияне - бесспорные лидеры среди остальных стран  Европы. Начиная с 1998 года, когда  Россия получила представительство  в Евросуде, граждане РФ направили в общей сложности 22 тысячи обращений и жалоб. При этом в 2002 году было зарегистрировано 2700 исков, в 2003-м - 6000, в 2004-м - 6600[8]. Однако, если сравнить число жалоб с количеством выигранных дел, то можно сделать вывод, что цели достигает одна из тысячи поданных жалоб.

Цель данного исследования состоит в изучении механизмов защиты прав человека, а также изучение и анализ деятельности Европейского Суда по правам человека. В соответствии с целями данной работы, объектами исследования являются законодательство Российской Федерации в области прав человека и деятельность Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.

Задачами исследования являются:

·  Изучить развитие идей прав человека в России.

·  Проанализировать действующее  законодательство Российской Федерации  в области прав человека.

·  Дать общую характеристику деятельности Европейского Суда по правам человека.

·  Изучить порядок  формирования состава Европейского Суда по правам человека.

·  Рассмотреть последовательность рассмотрения дела по существу.

·  Проанализировать решения  Европейского Суда по правам человека и их исполнение государствами - членами  Совета Европы.

Приоритетной проблемой  в современной России является совершенствование  правового просвещения и правового  образования как основа эффективного осуществления в России правовых реформ. Среди основных проблем прав человека в современной России необходимо назвать следующие:

·  соблюдение и обеспечение  права на судебную защиту, в том  числе в Европейском Суде по правам человека;

·  необходимость более  интенсивного развития института омбудсмена во всех субъектах Российской Федерации;

·  соблюдение, обеспечение  и защита гражданских прав и свобод человека и гражданина, в частности  права на жизнь, на здоровье, прав потребителей и т.д.;

·  обеспечение равного  доступа к государственным институтам судебной и негосударственной защиты, а также эффективной работы с  обращениями граждан в этих институтах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ  МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1 Развитие концепции  прав человека в России

Общепризнанные права  человека в любой стране зависят  от исторического развития ее государственности, характера общественно-политического  строя, расстановки социальных сил  в данной стране и на международной  арене, от национальных, религиозных, культурных, правовых традиций, национальной психологии, от общей политической и правовой культуры населения.

История российской государственности  наглядно показывает, что на процесс  ее реформирования и развития, а  также на своеобразие складывающейся в рамках политико-правовой культуры значительное влияние оказали:

Во-первых, особенности геополитического положения страны – между Востоком и Западом;

Во-вторых, ее пространственно-географические характеристики и природно-климатические  условия;

В-третьих, многоэтнический и многоконфессиональный состав населения;

В-четвертых, быт, традиции и  религиозные верования ее народов.

Такие фундаментальные понятия  в области государства и права, как правовое государство, конституционализм, демократия, права человека, разделение властей, гражданское общество, возникли на базе политико-правового развития Западной Европы. Они являются продуктом  исторической теоретической практики, опыта государственного строительства  европейских стран, олицетворяющих в XVII-XIX вв. мировую правовую цивилизацию.

Экстраполяция этих понятий  на российскую государственно-правовую реальность, их сравнительно широкое  распространение в российских научных  кругах происходит гораздо позднее, в последней трети XIX- начале XX в. Разработка этих понятий, явившихся  творением западноевропейской правовой культуры, велась в России главным  образом либералами, к которым  относились К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин Т.Н. Грановский, Е.А. Кистяковский, П.Н. Милюков, П.И. Новгородцев и др. Русские либералы были людьми основательно изучившими работы западных мыслителей и увидевшими практические результаты воплощения их идей в государственное строительство европейских стран[9].

Другая часть российских мыслителей, относившаяся к консервативному  направлению (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, Н.Я. Данилевский, Вл. Соловьев и др.), подвергла критике  идеи западноевропейского и отечественного либерализма.

По их мнению, лучшей формой правления в России является абсолютная монархия, они резко выступали  против равенства сословий перед  законом. Сущность консерватизма в  России четко выразил С.С. Уваров триадой: православие, самодержавие, народность.

По мнению Уварова и  Побеноносцева, русский народ религиозен, мистичен, предан самодержавию, и власть в стране держится на вере в Бога: исчезнет вера – погибнет государство.

Таким образом, под заметным воздействием передовой европейской  политико-правовой мысли и революционных  преобразований в США и во Франции  естественно-правовые идеи о равенстве  всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской  России.

Одним из первых защитников таких идей стал А.Н. Радищев. Он развивал представления о свободе и  равенстве всех людей, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых  правах человека на свою жизнь, собственность, свободу мысли, слова.

Естественно – правовые идеи в борьбе против царизма и  крепостничества использовали также  члены революционного общества петрашевцев, деятели русского демократического движения.

Б.Н. Чичерин характеризовал признание человека свободным лицом  как величайший шаг в историческом движении гражданской жизни и  достижении той ступени, когда гражданский  порядок становится истинно человеческим. Он обосновал необходимость реформирования российского самодержавия и продвижения  страны к гражданскому обществу и  правовому государству.

Защита естественно-правовых идей свободы и прав личности нашла  отражение в творчестве П.И. Новгородцева. В его понимании естественное право зарождается как требование реформ и изменений в существующим строе, выступает как идеал в соотношении с позитивным правом.

Проблемы прав и свобод российских подданных рассматривались  и представителями официальной  юридической науки, теми или иными  либеральными профессорами права в  университетских курсах и монографических  исследованиях. При этом излагались учения западноевропейских и американских авторов об индивидуальных свободах, о конституционализме и парламентаризме, разделении властей. Анализировалась  также соответствующая законодательная, административная и судебная практика при более или менее осторожном сопоставлении западноевропейских и русских политических и правовых порядков.

По мнению юристов, недостаточно признать право личной свободы драгоценнейшим достоянием и насущнейшей потребностью личности. Мало облечь его в ту или иную юридическую форму и занести в основные государственные законы. Важно гарантировать жизнеспособность этого права, полное осуществление его на практике. К дополнительным гарантиям от правонарушений со стороны исполнительной власти и ее вторжений в сферу субъективных прав относили административную юстицию: право гражданина обжаловать в суд всякое незаконное действие должностного лица. Наличие такой юстиции, могущей по жалобе частных лиц отменять административные распоряжения, есть один из признаков правового государства.

Указывалось и на более  фундаментальные гарантии: во-первых, право народного представительства  ежегодно определять бюджет и численность  армии; во-вторых, ответственность министров  перед народным представительством; в-третьих, право судебной власти проверять  законность правительственных распоряжений.

Ставился также вопрос о необходимости поднять общий  уровень правосудия в стране. Оно  должно быть проникнуто началами строгой  законности. Отсюда требование уравновесить права обвинения и защиты во всех стадиях уголовного процесса. Кроме  того, лицо, неосновательно привлеченное к суду и признанное тем же судом  невиновным, должно получить вознаграждение от государства. Следует отметить, что  либеральные правоведы были противниками смертной казни. Так, И.Я. Фойницкий пришел к выводу, что государство не вправе наказывать человека смертью, отнимать у него самое драгоценное благо – жизнь. Он показал несостоятельность доводов сторонников смертной казни, толковавших то об устрашительном значении угрозы ее применения, то о необходимости ее для удовлетворения народного чувства справедливости. То об интересах обеспечения государственной и общественной безопасности. Смертная казнь, заключал И.Я. Фойницкий, излишня, нецелесообразна, а, следовательно, и несправедлива[10].

Отдельные элементы, признаки прав человека нашли отражение и  в истории государства и права  России. Их истоки уходят в глубокую древность. Это Салическая правда, Новгородская и Псковская судные грамоты как  историко-правовые памятники, Судебник 1497г., Соборное уложение 1649г. и др. но наиболее полное выражение и развитие теория прав человека с точки зрения социальной и юридической защиты каждого нашла в законодательстве России в XX в.

1.2 Проблемы развития прав  и свобод личности в России XX в.

К началу XX в., несмотря на отмену крепостного права и проведение императором Александром II судебной, земельной, военной и ряда других либерально-буржуазных реформ 1860-1870 гг., абсолютистское правление создало  режим полицейского государства, который  характеризовался отсутствием свободы  слова, собраний, образования союзов, строгой цензурой над печатью, учреждением  надзора за «неблагонадежными» лицами, жестким подавлением инакомыслия, выделением специальных органов  для рассмотрения политических дел. Сохранялось сословное деление общества, предопределявшее резкое неравенство правового положения отдельных категорий граждан Российской империи. Оставались прочными феодальные пережитки в деревне. Крайне тяжелым был труд в промышленности.

Информация о работе Защита прав человека в РФ