Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 05:28, курсовая работа
Начиная с середины прошлого века, тема административного принуждения многократно изучалась и обсуждалась учеными-правоведами. Имеется большое количество монографий, диссертаций, научных статей, в которых правоведы высказывают свое мнение по данному вопросу, предлагают различные классификации мер, относящихся к данной категории.
Административное принуждение, как ведущий комплексный институт административного права, является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………………3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ……………………………………………………………………...4
1.1. Понятие административного принуждения….......................................................4
1.2. Характерные черты административного принуждения………………………….
2. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………………………… 14
2.1. Классификация мер административного принуждения…………………….....14
2.2. Административно-предупредительные меры……………………………………
2.3. Меры административного пресечения………………………………………….
2.4. Меры административной ответственности как вид административного принуждения………………………………………………………………………
2.5. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
1.1. Понятие административного прин
1.2. Характерные черты административного принуждения………………………….
2. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………………………… 14
2.1. Классификация мер
2.2. Административно-
2.3. Меры административного
2.4. Меры административной
2.5. Меры обеспечения производства
по делам об административных
правонарушениях………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с середины прошлого века, тема административного принуждения многократно изучалась и обсуждалась учеными-правоведами. Имеется большое количество монографий, диссертаций, научных статей, в которых правоведы высказывают свое мнение по данному вопросу, предлагают различные классификации мер, относящихся к данной категории.
Административное принуждение, как ведущий комплексный институт административного права, является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка.
Рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти.
Многие административно-принудительные меры являются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются с целью создания условий для нормального хода производства по делам об административных нарушениях.
Реализация мер административного принуждения является важной и актуальной задачей государственных органов, поскольку эти меры направлены на обеспечение законности, охрану правопорядка, защиту прав и интересов граждан и организаций, собственности, на создание нормальных условий деятельности аппарата государственной власти, посредством их применения ежегодно привлекаются к административной ответственности миллионы правонарушителей, предупреждаются и пресекаются сотни тысяч правонарушений и преступлений.
Применение административных санкций способствует воспитанию в людях уважения к закону и обеспечивает его соблюдение в тех сферах, где сохраняются негативные явления, определяющие формирование личности правонарушителя и развития противоправного поведения.
Нарушение административно-правовых норм влечет за собой юридическую ответственность, которая всегда выступает в качестве государственного принуждения, наказания виновного и выражается в применении к нему санкций правовых норм; всегда сопровождается государственным и общественным осуждением порицанием деяния и личности правонарушителя; связана с отрицательными для правонарушителя последствиями.
Административно - правовое воздействия, применяемые на личность, как средство профилактики преступлений и административных правонарушений, в виде предупреждении, штрафа, конфискации, лишение лицензии или разрешения, лишение специального права, снос самовольно построенных зданий, административное выдворение из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, а в некоторых случаях временное ограничение его свободы, то есть административное задержание, административный арест делает невозможным в дальнейшем развивать свое антиобщественное поведение и совершать новые противоправные проступки.
Применение административных санкции имеет и воспитательное воздействие на сознание правонарушителя (создание представлении о неотвратимости наказания, осуждения обществом тех или иных форм поведения), при этом у него возникают элементы страха ответственности, которые формируются в результате наложения конкретных взыскании.
Целью настоящей курсовой работы является исследование понятия и сущности административного принуждения.
Для реализации данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1) дать характеристику и проанализировать понятие административное принуждение;
2) выделить основные характерные
черты административного
3) рассмотреть классификацию
мер административного
4) проанализировать
1. Понятие и сущность
административно-правового
1.1. Понятие административного принуждения
Одним из самых распространенных видов государственного принуждения является административное, что обусловлено необходимостью постоянного регулирования и оказания управляющего воздействия государством на общественные отношения.
Специфика принуждения в административном праве заключается в том, что помимо отраслевого в нем закреплены и меры непосредственного, внешневластного административного принуждения. Данные меры при непосредственном и полном регулировании нормами административного права носят межотраслевой характер, поскольку их применению и использованию зачастую не предшествуют административные правонарушения.
Административное принуждение как обособленный метод государственной управленческой деятельности, имеет собственные, характерные только для него свойства, признаки, назначение и правовой инструментарий.
Данный вид принуждения берет свое начало из категории более высокого порядка - государственного принуждения. Поэтому административное принуждение обладает всеми признаками и свойствами последнего, а также тесно связан с правовыми актами управления, поскольку применение мер административного принуждения представляет собой управляющее воздействие органов государственной администрации.
Административное принуждение используется в основном как крайнее, хотя и распространенное средство обеспечения правопорядка, выполняет карательную функцию.
Однако его предназначение заключается не только в этом. Так, административно-принудительные меры применяются не только в качестве наказания за административные правонарушения, но и также для их предупреждения и пресечения.
В таком понимании в совокупности они обеспечивают общественный порядок и безопасность.
Исходя из названия данных принудительных мер можно говорить о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т.е. их использование отнесено к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Но все же, отдельные меры административного принуждения применяются и судьями. В основном, это относится к случаям назначения наиболее строгих административных наказаний за совершение административных правонарушений.
Административное принуждение, ограничивая права и свободы граждан, не имеет своей целью унижение чести и достоинства человека, а применяется для побуждения физических и юридических лиц к поведению, соответствующему нормативным требованиям закона.
Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.
В 70-х годах XX столетия профессор Л.Л. Попов дал определение понятия административного принуждения, которое стало впоследствии классическим и вполне применимым в наше время и к сегодняшней правовой действительности.
Так он придерживается точки зрения, что административное принуждение – это внешнее государственно-правовое психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера.
Меры административного принуждения, в отличие, например, от уголовного наказания, могут применяться как при наличии, так и при отсутствии составов правонарушений. Например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф; в условиях действия особых правовых режимов чрезвычайного и военного положений; при необходимости предупреждения совершения преступлений и т.п.
В правовой литературе есть и противоположное мнение. Так, ученый-правовед Д.Н. Бахрах полагает, что административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер исключительно в связи с административными правонарушениями.
Таким образом, можно сделать вывод, что административно-правовое принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.
1.2. Характерные
черты административного
Административное принуждение обладает своими, присущими только ему индивидуальными и специфическими особенностями.
Проанализируем основные черты, характерные для административного принуждения, которые выделяют его в качестве самостоятельного вида и позволяют отличить от других видов государственного принуждения.
Административное принуждение является особым методом государственного управления.
Характерным для него является признак - властно-принудительный характер мер административного принуждения. Значение данных мер состоит в том, что необходимые мероприятия производятся независимо от воли лица, в отношении которого они совершаются.
Таким образом, принудительные меры связаны с возможностью заставить (физически и/или психически) управляемый объект совершить определенные действия или позволить совершить такие действия по отношению к нему.
Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо, так как некоторые ученые- правоведы отрицают, принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.
Говоря об этих мерах, имеются в виду не общие запреты и диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения, которые выражаются в непосредственной оперативной деятельности государственных органов и должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на поведение людей и их волю.
При этом добровольное выполнение установленных правил теми субъектами, к которым они обращены и которым предназначены, не устраняет их объективно принудительного содержания - серьезных ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.
В ряде случаев отрицается принудительный характер административно-правовых мер, применяемых к невменяемым или лицам, находящимся в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения которые полностью или частично теряют способность к сознательному и, следовательно, волевому поведению, например при задержании и доставлении в отделение полиции. В обоснование данной позиции ставится то, что в подобных случаях отсутствует волевой объект принуждения. Однако очевидно, что принудительное воздействие осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта. И если лицо неспособно сознавать, воспринимать и оценивать характер оказываемого на него воздействия, то это, конечно, не устраняет объективно принудительного содержания такого воздействия.
Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме лишений личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.
Внешние формы проявления административного принуждения носят различный характер. Это обусловлено тем, что данные меры применяются к разнообразным видам отношений, различны цели и основания их применения, Так, ограничения личного характера могут выражаться, например, в административном аресте за хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя общественного порядка в полицию. К организационным ограничениям можно отнести закрытие предприятий общественного питания за нарушения санитарно-эпидемиологических требований, приостановление деятельности общественных учреждений и организаций вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. Имущественные ограничения – это в основном взыскание штрафа и конфискация имущества.