Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 05:28, курсовая работа

Описание работы

Начиная с середины прошлого века, тема административного принуждения многократно изучалась и обсуждалась учеными-правоведами. Имеется большое количество монографий, диссертаций, научных статей, в которых правоведы высказывают свое мнение по данному вопросу, предлагают различные классификации мер, относящихся к данной категории.
Административное принуждение, как ведущий комплексный институт административного права, является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………………3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ……………………………………………………………………...4
1.1. Понятие административного принуждения….......................................................4
1.2. Характерные черты административного принуждения………………………….
2. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………………………… 14
2.1. Классификация мер административного принуждения…………………….....14
2.2. Административно-предупредительные меры……………………………………
2.3. Меры административного пресечения………………………………………….
2.4. Меры административной ответственности как вид административного принуждения………………………………………………………………………
2.5. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29

Файлы: 1 файл

административное принуждение курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, меры административного принуждения служат для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия, воздержаться от их совершения, либо подчиниться установленным законом ограничениям. В любом случае объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

Меры административного принуждения устанавливаются только на основании правовых актов. Их применение допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Из этого следует, что административное принуждение по своей сути является правовым принуждением, которое направлено на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Особенность управленческих отношений объективно устанавливает необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения и оперативного использования ими дозволенных мер. Нарушения правового порядка должны пресекаться немедленно, так как они касаются интересов всего общества, зачастую угрожают личной и имущественной безопасности граждан.

В связи с этим несомненной является специфика административного принуждения, которое заключается в незамедлительном его применении с целью предупредить правонарушение и пресечь противозаконное посягательство. Именно в этом и заключается эффект административного принуждения.

Необходимость безотлагательного использования методов административного принуждения обуславливает внесудебный порядок их применения. Должностные лица используют методы принуждения в процессе реализации своей компетенции и своей деятельности без обращения в судебные органы.

По данному признаку административное принуждение отличается от уголовного и гражданско-правового видов принуждения, которые определяются только в судебном порядке и исполняются на основании вынесенного судом приговора или решения.

Вместе с тем, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе и суды. В КоАП РК закреплен перечень дел об административных правонарушениях, которые подведомственны одновременно как органам (должностным лицам), осуществляющим в определенной сфере жизнедеятельности общества государственный   контроль,   так   и   судьям.  

Как правило, судьи административных судов и районных судов общей юрисдикции уполномочены рассматривать наиболее сложные и серьезные дела об административных правонарушениях.

Административное принуждение исполняется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например, правил пожарной безопасности и техники безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.

Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений. Административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.

Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью.

Административное принуждение применяется не только к физическим лицам - гражданам РК, иностранным гражданам и лицам без гражданства, но и в отношении юридических лиц.

В условиях рыночной экономики и с открытием большого числа негосударственных организаций различных форм собственности, расширяется сфера применения административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области выполнения строительно-монтажных работ, лицензирования, за нарушение земельного, налогового таможенного и др. видов законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил, и т.д.

Особенностью административного принуждения является и специфическая правовая природа оснований его применения.

Основанием применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, опасных природных стихий, катастроф техногенного характера, аварий на инженерных сетях и сооружений жизнеобеспечения и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.

Таким образом, принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго на правовой основе, специально уполномоченными государством органами, только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями, путем принятия актов применения права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система мер административного принуждения в Республики Казахстан

 

2.1. Классификация мер административного принуждения

 

Вопрос о классификации мер административного принуждения имеет большое теоретическое и практическое значение.

В юридической литературе выделяется несколько вариантов классификации мер административного принуждения в зависимости от выбранного критерия. Однозначного решения, какой критерий является основным и базовым, нет. Каждый ученый - правовед применяет свой критерий и обосновывает целесообразность его использования.

По мнению В.Е. Севрюгина, четкая классификация мер административного принуждения применяется:

во-первых, для установления сущности различных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели и взаимодействия;

во-вторых, это имеет важную роль для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей;

в-третьих, четкая и точная классификация необходима практическим работникам при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности - административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности;

в-четвертых, правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.

И. И. Веремеенко разделяет меры административного принуждения на три вида:

1) административно-процессуальные;

2) административно-правовые санкции;    

3) административно-предупредительные.

Такие ученые, как И. А. Галаган, М. И. Еропкин Ю. М. Козлов подразделяют на административно-предупредительные, меры административного пресечения и взыскания.

Ученый-правовед Д. Н. Бахрах не согласен с тем, что существуют административно-предупредительные меры, поскольку не видит в их природе принудительного характера, но предлагает вместо них ввести в классификацию административно-восстановительные меры.

Право на существование имеют все из вышеперечисленных групп административного принуждения.

Принудительная сущность административно-предупредительных мер очевидна: она заключается в возложении обязанностей и дополнительных ограничений на лиц, в отношении которых они применяются (обязанность водителя остановить транспортное средство по требованию сотрудника дорожной полиции). Меры процессуального обеспечения производства по делу о правонарушении также имеют право на существование, поскольку не всегда «растворены» в других группах мер.

Существуют и другие классификации мер административного принуждения.

Так, Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский и Е. В. Трофимов выделяют меры принуждения в зависимости от характера и степени принудительного воздействия, а так же цели принуждения:

- административно-предупредительные;

- административно-пресекательные;

- административно-восстановительные;

- меры юридической ответственности.

Профессора Л. П. Попов, классифицирует меры административного принуждения в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, на четыре группы:

1) административно-предупредительные  меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной  ответственности;

4) меры  обеспечения производства по  делам об административных  правонарушениях.

В административно-правовых исследованиях двойственно рассматривалась юридическая природа мер административно-процессуального обеспечения. Д.Н. Бахрах считает, что это - меры административно-процессуального принуждения, В.М. Манохин, В.В. Игнатенко - это меры процессуального обеспечения. И.И. Веремеенко предлагал определить меры пресечения как меры процессуального обеспечения, но не административные санкции, ибо они преследуют вспомогательные промежуточные цели. Однако большинство этих средств позволяют эффективно достигать целей административной деятельности прекращать противоправные деяния. В большинстве случаев они являются самодостаточными и не требуют дальнейшего применения других принудительных мер.

Подробно рассмотрим каждую меру административного принуждения.

 

2.2. Административно-предупредительные меры

 

Применение административно-принудительных мер законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей.

Однако угроза общественным, социальным и личным интересам и нанесение им ущерба могут возникнуть не только в результате совершения правонарушения, но и в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, действий психически больных лиц и т.п.

Поэтому государство, в лице его исполнительных органом, обязано и вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, которые невиновны в нарушении норм права. Компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают при этом их права.

Таковы, например, действия пожарных, уничтожающих постройки в целях ликвидации и локализации пожара и т.д.

Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также обеспечение общественной безопасности.

Таким образом, основанием для применения административно-предупредительных мер является не само правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств, которые как связаны, так и не связанны с действиями человека.

Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, катастрофы, наводнения, землетрясения, стихийные бедствия природы, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

Законодатель не только закрепляет юридически властные полномочия на применение исполнительными органами таких принудительных мер, как реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование и других аналогичных мер, но и определяет порядок реализации этих мер.

Административно-предупредительные меры характеризует ярко выраженная профилактическая направленность.

Государство, используя административно-предупредительные меры, защищает общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвращает их наступление.

При применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в целях предостережения вероятных нарушений имеются в виду такие ситуации и обстоятельства, которые, если их не принять во внимание, ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, вследствие чего наступают тяжкие последствия.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» органам внутренних дел предоставлено право беспрепятственно входить, осматривать жилые и иные помещения, территории и земельные участки при преследовании подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, угрожающих безопасности физических лиц, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается уголовное или административное правонарушение, произошел несчастный случай, для обеспечения личной безопасности физических лиц и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Органы внутренних дел наделены также правом оцеплять участки местности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведении антитеррористической операции, охранных, массовых, карантинных мероприятий, задержании разыскиваемых лиц, освобождении заложников, преследовании лиц, подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, проверке сведений об обнаружении взрывчатых материалов, боеприпасов и взрывных устройств, ядовитых и радиоактивных веществ, пресечении массовых беспорядков и иных групповых действий, угрожающих безопасности физических лиц, жизнедеятельности объектов инфраструктуры, нарушающих общественный порядок и т.п.

Информация о работе Административное принуждение