Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 05:28, курсовая работа
Начиная с середины прошлого века, тема административного принуждения многократно изучалась и обсуждалась учеными-правоведами. Имеется большое количество монографий, диссертаций, научных статей, в которых правоведы высказывают свое мнение по данному вопросу, предлагают различные классификации мер, относящихся к данной категории.
Административное принуждение, как ведущий комплексный институт административного права, является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………………3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ……………………………………………………………………...4
1.1. Понятие административного принуждения….......................................................4
1.2. Характерные черты административного принуждения………………………….
2. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………………………… 14
2.1. Классификация мер административного принуждения…………………….....14
2.2. Административно-предупредительные меры……………………………………
2.3. Меры административного пресечения………………………………………….
2.4. Меры административной ответственности как вид административного принуждения………………………………………………………………………
2.5. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
Административный штраф – это наказание, чаще всего используемое в борьбе с административными правонарушениями (ст. 44 КоАП РК).
Административный штраф – это мера административного принуждения, где чрезвычайно важным моментом является то, что он обусловливается административно-властным взысканием у лица, совершившего административное правонарушение, денежной суммы, т.е. выражается в юридически обязательном, одностороннем, принудительном характере действий государственных органов и их должностных лиц, и тем самым имеет публично-правовое содержание.
КоАП РК под конфискацией предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, понимает принудительное безвозмездное обращение их в собственность государства. Конфискация может быть обращена лишь на собственность правонарушителя, что отвечает признаку личного характера административного наказания.
Таким образом, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения имеет место при наличии следующих критериев ее реализации: 1) конфискуемое или подлежащее конфискации имущество является собственностью, т.е. имеет законного собственника; 2) такое имущество не могут составлять вещи, которые по закону изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении, пользовании или распоряжении; 3) субъектом административного правонарушения, влекущего в случае его совершения конфискацию, может быть собственник, но не любое иное лицо, в чьем владении, пользовании или распоряжении оказалось это имущество, хотя бы и на законном основании; 4) лишение собственника его имущества производится принудительно, т.е. вопреки его воле и согласию; 5) лишение имущества означает безвозмездный переход права собственности на него к государству; 6) переход права собственности при конфискации (момент лишения собственника права на имущество) считается допустимым лишь с вынесением соответствующего судебного решения.
Лишение специального права по своей природе является административным наказанием, связанным с ограничением субъективных прав в области административно-разрешительной системы. Личный характер лишения специального права предопределяется общими с другими административными наказаниями требованиями (критериями). Во-первых, применение данной меры административной ответственности имеет целью принуждение конкретного лица; во-вторых, лица, совершившего деяние, подпадающее под признаки соответствующего административного правонарушения, и, в-третьих, в случае наличия вины такого правонарушителя в совершении конкретно-определенного противоправного деяния.
Содержательно лишение специального права выражается в государственно-властном исключении юридической возможности целевого использования лицом имущественных объектов, эксплуатация которых способна причинить существенный вред общественно значимым интересам и в силу этого допустима только в разрешительном порядке.
Лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра предусмотрено ст. 47 КоАП РК. Лишение разрешения налагается судьей за административное правонарушение, совершенное при осуществлении деятельности либо совершении определенных действий (операций) и устанавливается на срок до шести месяцев.
В соответствии со ст. 48 КоАП РК приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов заключается во временном прекращении деятельности или запрещении деятельности или отдельных ее видов физических и (или) юридических лиц, в том числе филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, зданий и сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. В соответствии с законодательством приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов производится только в судебном порядке.
Среди всех средств административного воздействия, призванных обеспечить соблюдение административно-властных предписаний, наибольшие ограничения на лицо, совершившее административное правонарушение, налагает такое административное наказание, как административный арест [4].
Административный арест устанавливается КоАП РК и применяется судом только в качестве основного административного наказания, что обусловливается исключительной суровостью данной санкции и ее большей самодостаточностью по сравнению с другими мерами административной ответственности. Срок административного ареста исчисляется сутками, т.е. иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до 30 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения - до 45 суток.
Административное выдворение за пределы РК иностранцев или лиц без гражданства предусмотрено ст. 51 КоАП РК. Административное выдворение носит личный характер и применяется лишь к лицу, совершившему административное правонарушение. Следует отметить, что применение административного выдворения рассчитано только на специального субъекта административной ответственности - иностранного гражданина либо лицо без гражданства.
2.5. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях закреплены в г. 40 КоАП РК и представляют собой специфические средства административно-правового принуждения, применяемые в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Их основное назначение состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.
Рассмотрим эти меры.
1. Доставление правонарушителя
состоит в принудительном
Оно осуществляется в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания при невозможности составить их на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным - ст. 786 КоАП РК.
2. Административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы физического лица, представителя юридического лица, должностного лица представителя юридического лица, должностного лица может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
3. Привод физического лица либо представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности.
4. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
Личный досмотр является одной из широко применяемых органами внутренних дел (полицией) мер административного принуждения, непосредственно связанной с существенным ограничением прав и свобод граждан.
В соответствии со ст. 951 КоАП РК личный досмотр - принудительное обследование тела человека и его одежды в целях выявления и предупреждения правонарушений, обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения либо предметом административного правонарушения.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, - обследование вещей, находящихся при физическом лице, без нарушения их конструктивной целостности.
Указанная мера административного принуждения, с одной стороны, оказывает достаточно сильное влияние на психологическое состояние человека, а с другой – обладает весомым профилактическим эффектом.
Сотрудники полиции имеют право проводить личный досмотр при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от его гражданства – как непосредственно правонарушитель, так и лицо, подозреваемое в совершении либо в соучастии совершения административного правонарушения при наличии определенных оснований.
Досмотр физического лица, как правило, осуществляется одновременно с досмотром находящихся на нем вещей и документов, а вот осмотр вещей может осуществлять и без личного досмотра.
5. Досмотр транспортного средства, маломерного судна - обследование транспортного средства, маломерного судна, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, которое осуществляется в целях обнаружения и изъятия орудий совершения правонарушения либо предметов административного правонарушения.
6. Осмотр - визуальное обследование транспортного средства, местности, предметов, документов, живых лиц производится с целью выявления следов административного правонарушения, иных материальных объектов, а также обстоятельств, имеющих значение для составления протокола об административном правонарушении.
7. Изъятие документов и вещей, являющихся орудием либо предметом правонарушений, обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 785 Коап РК, осуществляется должностными лицами, уполномоченными применять соответствующие меры обеспечения производства по делу, с участием двух понятых.
8. Отстранение от управления транспортным средством, судном, в том числе маломерным судном, и освидетельствование на состояние опьянения.
9. Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна.
10. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащих юридическому лицу, а также соответствующих документов.
11. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу.
12. Наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу.
13. Приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом выше изложенного можно сделать следующие выводы.
Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.
Анализ юридической литературы позволяет охарактеризовать административное принуждение как совокупность принудительных, правовых мер, применяемых специально уполномоченными на то субъектами государственно – управленческой деятельности, направленных на обеспечение прав, неукоснительное выполнение возложенных обязанностей, как физическими, так и юридическими лицами, предупреждение и пресечение противоправных действий либо наступление неблагоприятных последствий, процессуальное обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, а также привлечения к административной ответственности виновных лиц.
Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных признаков и опосредуется через применение целого ряда административно – принудительных мер. Неоднородность административно-правовых мер, обусловленная различными целями применения административного принуждения, большим объемом общественных отношений, в рамках которых они применяются, многоплановостью возникающих в результате их применения юридических последствий позволяет рассматривать их как сложное родовое явление.
По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.
Все разновидности административного принуждения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчинения.
Административно-