Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Формируя принципиальные начала антикоррупционной кадровой политики, Платон идеалистически полагал, что из стражей в правители «надо выбирать таких людей, которые целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей». Он считал опасным появление у стражей и правителей земли, домов, денег, поскольку это обстоятельство повлечёт их перерождение в землевладельцев и собственников.
Аристотель борьбу с коррупцией рассматривал как основу обеспечения политической стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального порядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и сущность коррупции.……………………………………….4
Понятие коррупции. Правовое регулирование в Российской Федерации...4
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации…………….………………..…………………..............14
2.1 Причины и условия коррупции...…………………………………………...14
2.2 Пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….38
Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………...4

Файлы: 1 файл

Коррупция курсовик.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Понятие и сущность коррупции.……………………………………….4

    1. Понятие коррупции. Правовое регулирование в Российской Федерации...4

Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации…………….………………..…………………..............14

2.1 Причины и условия коррупции...…………………………………………...14

2.2 Пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….38

Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………...41

 

 

Введение

 

Формируя принципиальные начала антикоррупционной кадровой политики, Платон идеалистически полагал, что из стражей в правители  «надо выбирать таких людей, которые целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей». Он считал опасным появление у стражей и правителей земли, домов, денег, поскольку это обстоятельство повлечёт их перерождение в землевладельцев и собственников.

 Аристотель борьбу с коррупцией рассматривал как основу обеспечения политической стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального порядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку  человеческие слабости мало зависят  от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками  подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам.

Кстати, по российской Конституции  права потерпевших от злоупотреблений  властью охраняются законом, но, как  показывает практика, наше законодательство далеко от совершенства. Порой должностные  полномочия беззастенчиво эксплуатируются  исключительно в корыстных целях, а покарать это зло не в силах  не только простые граждане, но и  компетентные ведомства.

Дело в том, что правоохранительные структуры России противодействуют коррупции на основе действующего законодательства, которое пока далеко от совершенства. Народная мудрость донесла до наших  времен меткое сравнение: «Закон, что  дышло: куда повернул, туда и вышло». Сохраняя верность этой печальной традиции, отечественные законы формулируются  так, что могут быть истолкованы  произвольно, а в такой ситуации вряд ли стоит ждать положительных результатов от работы наших спецслужб. К разрешению проблемы надо подходить комплексно, т.е. одновременно бороться с последствиями (раскрытие и расследование коррупционных преступлений, а также принятие мер по возмещению причиненного ими ущерба) и устранять причины этого уродливого явления.

В связи со сказанным хотелось бы в очередной раз напомнить, что правоохранительная деятельность – не единственный элемент в системе  мер противодействия распространению  коррупции. Здесь немаловажная роль отведена профилактике преступности, в том числе на стадии разработки законов и подзаконных нормативных  актов, а также на этапах их совершенствования.

Но в то же время ссылками на несовершенство существующей правовой базы спецслужбы нередко прикрывают собственную бездеятельность. Во всяком случае, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит предостаточно  норм, посредством которых ряды коррупционеров можно «проредить». Он, в частности, позволяет карать за должностные преступления, а также за такие проявления коррупции, как мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения (подп. "в» ч.2 ст.159, подп. «в» ч. 2 ст.160 УК РФ), и иные злоупотребления.

Вместе с тем, уголовный  закон, как и все наше законодательство, не свободен от пробелов и нуждается  в коррективах. В частности, целесообразно  конкретизировать юридические признаки организованной группы, преступного  сообщества.

 

Глава 1. Понятие  и сущность коррупции

 

1.1 Понятие коррупции.  Правовое регулирование в Российской  Федерации

 

В России отсчёт коррупции, упоминание о которой содержится ещё в древних рукописях, видимо следует вести с тех давних времён, когда князья, в целях  организации местного самоуправления назначали своих наместников  – воевод, не определяя им, их дружине, а также тиунам, доводчикам и праветчикам жалованья, которые сами должны были заботиться о себе, практикуя так называемое «кормление».

Воевода, естественно рассматривал свою должность как доходную. Всякое воеводство обыкновенно начиналось с выяснения вопроса, сколько  посадские «поставят» на воеводский двор «винных браг», «пивных варей», «вседневных харчей» и иных проявлений «поминков» и «почестей». «Кормленщики» принимали подношение как в натуре (хлеб, мясо, сыр, овёс и т.д.), так и деньгами. В их доход поступали судебные пошлины, сборы за право торговли и другие выплаты.

Летописные источники  свидетельствуют, что наибольшее распространение  «кормление» получило в Северной Руси в XIV-XVI в., хотя произвол и злоупотребления носили повсеместный и массовый характер.

В последние годы практически  ни один документ, характеризующий  социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а  также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания коррупции.

 Однако само понятие  «коррупция» не имеет определения  в российском законодательстве  и подчас используется с разным  содержанием.

Этимологически термин «коррупция»  происходит от латинского «corruptio», означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют разное понимание коррупции. «Хотя понятие коррупции, – говориться в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 года, – должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие». Здесь под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Однако существует и представляется правильным более широкое понимание  коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу, взяточничеству. Краткое и ёмкое  определение коррупции содержится в Справочном документе ООН о  международной борьбе с коррупцией: «Коррупция – это злоупотребление  государственной властью для  получения выгоды в личных целях».

В одном из последних международных  документов, направленных на борьбу с  коррупцией, а именно в Межамериканской  конвенции против коррупции, подписанной  государствами-участниками Организации  американских государств 29 марта 1996 года в столице Венесуэлы г. Каракас, наряду с вымогательством или  получением правительственными чиновником или лицом, которое выполняет  государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного физического или юридического лица в обмен на любое действие или не совершение действия при исполнении им своих государственных обязанностей, а также предложением или предоставлением таких предметов или выгод, к случаям коррупции также отнесены: «любое действие или не совершение действия при исполнении своих обязанностей правительственным чиновником или лицом, выполняющим государственные обязанности, в целях незаконного получения выгоды для себя или третьего лица»; «ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству или любой компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, к которому чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ вследствие или в процессе исполнения своих обязанностей»; «переадресование правительственным чиновником и целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого принадлежащего государству движимого или недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил вследствие своего служебного положения с целью распоряжения, хранения или по другой причине, независимому учреждению или частному лицу», а также ряд других случаев, где чиновники или лица, исполняющие государственные обязанности, используют служебное положение в корыстных или личных целях.

Коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют своё служебное положение, статус и  авторитет занимаемой должности  в корыстных целях для личного  обогащения или в групповых интересов.

Коррупция начинается тогда, – когда цели установленные правом, общественно одобряемые культурными и моральными нормами, подменяются при решении корыстными интересами должностного лица, воплощёнными в конкретных действиях. Поэтому коррупция характеризуется ими как «злоупотребление служебным положением в корыстных целях».

Одно из наиболее кратких, но достаточно ёмких определений  коррупции даёт Словарь иностранных  слов: это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

В обобщённом представлении  «коррупция» – это незаконные выплаты фирм должностным лицам  в своей стране и за рубежом  в целях их подкупа для получения  льготных или более благоприятных  условий для своего бизнеса. Цель коррупции – выиграть в конкурентной борьбе. Средства коррупции: подкуп должностных  лиц путём взяток; сокрытие в отчётности выплат на взятки; легализация доходов  от незаконной деятельности (отмывание  денег); вымогательство.

Коррупция – это преступная деятельность в сфере политики или  государственного управления, заключающаяся  в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.

Взяточничество – вознаграждение (или предложение вознаграждения), выражающееся в передаче денег, ценных вещей или услуг государственным служащим или другим лицам, таким, как сотрудники конкурирующих фирм с целью достижения выгодной договорённости, получения частной информации или другой помощи, которую взяткодатель не может получить законным путём.

Существует мнение, что  коррупция – это то, что на русском языке называется взяточничеством. Однако это не совсем так. Иначе можно  было бы легко использовать термин «взяточничество» как синоним коррупции. Издавна на Руси слово «взяточничество» ассоциировалось, прежде всего, с получением государственным служащим конкретной взятки (часто на основе её вымогательства) за какие-то определённые, как бы заранее  оговоренные деяния.

Мотивы взяточничества довольно разнообразны. На первом месте по размерам оказались взятки с целью обеспечения  начала бизнеса, который в противном  случае не мог вообще начаться, или  взятки с целью устранения конкурентов  будущего предприятия. В этих случаях  платили преимущественно для  получения государственных контрактов, причём наибольшие суммы предлагались в авиакосмической промышленности. Вторыми по значению оказались взятки ради облегчения доступа к государственным услугам, на которые фирмы вправе были рассчитывать, но могли их своевременно не получить по прихоти чиновников. К таким услугам можно отнести регистрацию продукции, разрешение на строительные работы, таможенную очистку импортных товаров. Некоторые фирмы дают взятки для уменьшения задолженности по налоговым платежам.

Специалисты в области  управления видят сущность коррупции  в злоупотреблении ресурсами  и использовании государственных  полномочий для достижения личной прибыли. По их мнению, причины коррупции вытекают из недостаточного уровня оплаты труда государственных должностных лиц, чрезмерной монополизации услуг общественного пользования, необоснованно расширенной свободы действий чиновников при слабой системе контроля за ними, излишнего государственного регулирования общественных отношений, особенно в экономической сфере, и избытка бюрократических процедур, а также неудач в формировании стабильной внутренней культуры и этических правил государственной службы. Ими также поддерживается точка зрения о безусловном вреде коррупции.

Деловые организации, чаще всего, рассматривают коррупционные отношения  как неизбежный фактор торговой и  инвестиционной политики. Основной причиной их негативного отношения является неопределённость, которую коррупция  привносит в деловые отношения, и невозможность предсказать  результаты конкурентной борьбы в условиях, когда коррупция широко распространена.

Коррупция оказывает разрушительное воздействие на все правовые институты, в результате чего установленные  нормы права заменяются правилами, продиктованными индивидуальными  интересами тех, кто способен оказывать  влияние на представителей госаппарата  и готов за это заплатить. Серьёзная  угроза заключается также во вторжении  коррупции в систему юстиции в целом и отравление правосудия, поскольку это с неизбежностью приведёт к деформированию общей практики правоприменения, сделает её менее цивилизованной и эффективной.

Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации  Конвенции Организации объединённых Наций против коррупции», Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН против коррупции.

 Основные цели данной  Конвенции заключаются в следующем:

a) содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;

б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;

в) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

25 июля 2006 года, Федеральным  законом № 125-ФЗ «О ратификации  Конвенции об уголовной ответственности  за коррупцию», Российская Федерация  присоединилась еще к одной  Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию. Данная Конвенция устанавливает основные меры, которые должны быть приняты на национальном уровне государств-участников; контроль за выполнением данной Конвенции государствами-участниками; общие принципы и меры в области международного сотрудничества.

Информация о работе Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации