Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Формируя принципиальные начала антикоррупционной кадровой политики, Платон идеалистически полагал, что из стражей в правители «надо выбирать таких людей, которые целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей». Он считал опасным появление у стражей и правителей земли, домов, денег, поскольку это обстоятельство повлечёт их перерождение в землевладельцев и собственников.
Аристотель борьбу с коррупцией рассматривал как основу обеспечения политической стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального порядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и сущность коррупции.……………………………………….4
Понятие коррупции. Правовое регулирование в Российской Федерации...4
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации…………….………………..…………………..............14
2.1 Причины и условия коррупции...…………………………………………...14
2.2 Пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….38
Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………...4

Файлы: 1 файл

Коррупция курсовик.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

ж) использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая  сотрудничество банков);

з) систематической оценке результатов работы и корректировки  мер.

Немаловажную роль в противодействии  коррупции играет предупреждение. В  плане общего предупреждения необходимо исключать использование коррупции  как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры новых отношений, а также пресекать отмывание, приумножение криминальных капиталов.

Иллюзорным и не основанным на мировой практике является расчёт на самодостаточность рыночных механизмов в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, ослабление регулирующей роли государства.

Существенны следующие принципиальные положения.

1. Граждане имеют право  рассчитывать на честное исполнение  своих обязанностей государственными  служащими и другими лицами, уполномоченными  на выполнение государственных  функций, а также приравненными  к таким лицам (частные нотариусы), на неподкупность таких лиц.  Одной из важнейших гарантий  реализации данного права является  соблюдение правила, в соответствии  с которым указанные лица не  вправе принимать материальные, любые иные блага и преимущества  помимо предусмотренных законом  и вне установленного законом  порядка.

2. Поскольку коррупция,  как правило, заключается во  взаимовыгодной сделке, в её разоблачении  не заинтересована ни одна, ни  другая стороны, и раскрытие  соответствующих преступлений затруднено. Главное в их предупреждении  и обнаружении – контроль за  доходами и расходами различных  категорий лиц, выполняющих государственные  функции и приравненных к ним,  предотвращение и пресечение  различных злоупотреблений по  службе. Акцент должен делаться  на предупреждении коррупции.

3. Широкая распространённость  коррупции и многообразие её  проявлений являются основанием  для использования системы разнообразных  правовых средств борьбы с  проявлениями коррупции разной  степени общественной опасности.  При этом решалась задача применения  мер уголовно-правового характера  по фактам наиболее опасных  проявлений коррупции. В иных  случаях предусматривается применение  дисциплинарных, административных, гражданско-правовых  мер.

4. Законодательства о  борьбе с коррупцией и о  государственной службе рассматриваются  не как дублирующие, а как  взаимодополняющие друг друга  акты.

5. Предусматривается ответственность  и тех, кто подкупается, и  тех, кто подкупает. При этом  субъектами подкупа признаются  как физические, так и юридические  лица.

При специальном предупреждении коррупции важны:

а) установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень  жизни;

б) повышенный контроль за доходами и расходами государственных  и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, взаимосвязанного с коррупцией (выдача информации, не подлежащей официальному распространению, и т.п.), кадровой политикой, использованием, в том числе ротации кадров;

в) режим обеспечения безопасности лиц, участвующих в борьбе с коррупцией, организованной преступностью, а также  членов их семей и других близких  людей;

г) устранение фактов расхождения  закреплённых законом задач, полномочий разных субъектов и правовых средств  их обеспечения (например, когда негосударственным  службам безопасности государственные  правоохранительные органы не обязаны  предоставлять необходимую информацию);

д) введение режима исключительно  служебного использования дорогостоящих  государственных квартир, особняков, льгот, предоставляемых в связи  с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных  законом условиях;

е) производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основе закона.

В Российской Федерации в  настоящее время требования, предъявляемые  к лицам, состоящим на государственной  службе, и налагаемые на них в  связи с этим ограничения наиболее полно сформулированы в Федеральных законах о видах государственной службы. Так, для государственных гражданских служащих эти ограничения отражены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и включают случаи:

1) признания его недееспособным  или ограниченно дееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу;

2) осуждения его к наказанию,  исключающему возможность исполнения  должностных обязанностей по  должности государственной службы (гражданской службы), по приговору  суда, вступившему в законную  силу, а также в случае наличия  не снятой или не погашенной  в установленном федеральным  законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения  процедуры оформления допуска  к сведениям, составляющим государственную  и иную охраняемую федеральным  законом тайну, если исполнение  должностных обязанностей по  должности гражданской службы, на  замещение которой претендует  гражданин, или по замещаемой  гражданским служащим должности  гражданской службы связано с  использованием таких сведений;

4) наличия заболевания,  препятствующего поступлению на  гражданскую службу или ее  прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или  свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители  и дети супругов) с гражданским  служащим, если замещение должности  гражданской службы связано с  непосредственной подчиненностью  или подконтрольностью одного  из них другому;

6) выхода из гражданства  Российской Федерации или приобретения  гражданства другого государства;

7) наличия гражданства  другого государства (других государств), если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации;

8) представления подложных  документов или заведомо ложных  сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных  Федеральным законом «О государственной  гражданской службе Российской  Федерации» сведений или представления  заведомо ложных сведений о  доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера.

Помимо ограничений связанных  с прохождением гражданской службы существует и ряд запретов. Так, в  связи с прохождением гражданской  службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной  основе в деятельности органа  управления коммерческой организацией;

2) замещать должность  гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность  в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального  союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном  органе;

3) осуществлять предпринимательскую  деятельность;

4) приобретать ценные  бумаги, по которым может быть  получен доход;

5) быть поверенным или  представителем по делам третьих  лиц в государственном органе, в котором он замещает должность  гражданской службы;

6) получать в связи  с исполнением должностных обязанностей  вознаграждения от физических  и юридических лиц (подарки,  денежное вознаграждение, ссуды,  услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные  вознаграждения). Подарки, полученные  гражданским служащим в связи  с протокольными мероприятиями,  со служебными командировками  и с другими официальными мероприятиями,  признаются соответственно федеральной  собственностью и собственностью  субъекта Российской Федерации  и передаются гражданским служащим  по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы;

7) выезжать в связи  с исполнением должностных обязанностей  за пределы территории Российской  Федерации за счет средств  физических и юридических лиц;

8) использовать в целях,  не связанных с исполнением  должностных обязанностей, средства  материально-технического и иного  обеспечения, другое государственное  имущество, а также передавать  их другим лицам;

9) разглашать или использовать  в целях, не связанных с гражданской  службой, сведения, отнесенные в  соответствии с федеральным законом  к сведениям конфиденциального  характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные  высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах  массовой информации, в отношении  деятельности государственных органов,  их руководителей, включая решения  вышестоящего государственного  органа либо государственного  органа, в котором гражданский  служащий замещает должность  гражданской службы, если это  не входит в его должностные  обязанности;

11) принимать без письменного  разрешения представителя нанимателя  награды, почетные и специальные  звания (за исключением научных)  иностранных государств, международных  организаций, а также политических  партий, других общественных объединений  и религиозных объединений, если  в его должностные обязанности  входит взаимодействие с указанными  организациями и объединениями;

12) использовать преимущества  должностного положения для предвыборной  агитации, а также для агитации  по вопросам референдума;

13) использовать должностные  полномочия в интересах политических  партий, других общественных объединений,  религиозных объединений и иных  организаций, а также публично  выражать отношение к указанным  объединениям и организациям  в качестве гражданского служащего,  если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных  органах структуры политических  партий, других общественных объединений  (за исключением профессиональных  союзов, ветеранских и иных органов  общественной самодеятельности) и  религиозных объединений или  способствовать созданию указанных  структур;

15) прекращать исполнение  должностных обязанностей в целях  урегулирования служебного спора;

16) входить в состав  органов управления, попечительских  или наблюдательных советов, иных  органов иностранных некоммерческих  неправительственных организаций  и действующих на территории  Российской Федерации их структурных  подразделений;

17) заниматься без письменного  разрешения представителя нанимателя  оплачиваемой деятельностью, финансируемой  исключительно за счет средств  иностранных государств, международных  и иностранных организаций, иностранных  граждан и лиц без гражданства.

Статья 7 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года предусматривает необходимость в публичном секторе создавать, поддерживать и укреплять такие системы приёма на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и, в надлежащих случаях, других неизбираемых публичных должностных лиц, которые:

a) основываются на принципах эффективности и прозрачности и на таких объективных критериях, как безупречность работы, справедливость и способности;

б) включают надлежащие процедуры отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются особенно уязвимыми с точки зрения коррупции, и ротации, в надлежащих случаях, таких кадров на таких должностях;

в) способствуют выплате надлежащего вознаграждения и установлению справедливых окладов с учётом уровня экономического развития Государства-участника;

г) способствуют осуществлению образовательных и учебных программ, с тем чтобы такие лица могли удовлетворять требованиям в отношении правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций, а также обеспечивают им специализированную и надлежащую подготовку, с тем чтобы углубить осознание ими рисков, которые сопряжены с коррупцией и связаны с выполнением ими своих функций. Такие программы могут содержать ссылки на кодексы или стандарты поведения в применимых областях.

Правоохранительная деятельность должна неуклонно осуществляться только в рамках и на основе закона, при  соблюдении презумпции невиновности, индивидуализации уголовной ответственности  и наказания, с использованием всего  арсенала правовых средств (дисциплинарных, административных, гражданско-правовых, уголовно-правовых).

Борьба с коррупционной  преступностью включает нарушенных законных интересов и прав, возмещение вреда, декриминализацию на основе закона деформированных связей и отношений.

Статья 31 Конвенции ООН  против коррупции предусматривает  приостановление операций (замораживание), арест и конфискацию:

Информация о работе Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации