Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Основные цели и задачи данной курсовой работы:
- изучить нормативно-правовой материал о развитии уголовно-процессуальной функции дознания;
- рассмотреть систему органов, компетентных производить дознание;
- определить и исследовать современные проблемы организации и процессуального режима производства дознания в условиях действия нового уголовно-процессуального законодательства.

Содержание работы

Введение. 3
Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации. 5
Понятие и значение предварительного расследования. 5
Формы предварительного расследования. 10
Дознание как форма предварительного расследования 14
Понятие, формы и особенности дознания. 14
Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия. 16
Процессуальное положение дознавателя. 20
Заключение. 27
Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

процес курсач.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым  производство предварительного следствия  обязательно, дознанием не считается (ч. 2 ст. 40 УПК РФ). Оно рассматривается как особый, самостоятельный вид уголовно-процессуальной деятельности. Обязанность возбуждения уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий возлагается на органы дознания в таких ситуациях, когда следователь по каким-либо причинам не может сразу же после обнаружения признаков преступления приступить к работе, а промедление может вызвать невосполнимую утрату улик.

По УПК РФ дознание – простая  форма для расследования очевидных  преступлений по уголовным делам, возбуждаемым в отношении установленных конкретных лиц. Этим, а также формой предъявления обвинения (обвинительный акт) оно  напоминает протокольную форму досудебной подготовки материалов.5

Между формами расследования - следствием и дознанием нет принципиального  различия, так как обе они направлены на выполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах всего судопроизводства, общие условия предварительного расследования распространяются и  на дознание за отдельными исключениями. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такое  же значение, как и доказательства, собранные на предварительном следствии. Органы следствия и дознания по делам, отнесенным к их компетенции, производят все необходимые следственные действия и через прокурора передают дело в суд.

Вместе с тем имеются определенные различия между дознанием и следствием по кругу и характеру дел, отнесенных к дознанию и следствию; по срокам, органам и отдельным особенностям процессуальной формы производства дознания и его окончания.

При характеристике форм расследования  следует обратить внимание на то, что  для успешного раскрытия преступления при производстве следствия и  дознания используется проведение оперативно-розыскных  мероприятий органами дознания. Данные, полученные в результате оперативно-розыскных  мероприятий, могут быть использованы в доказывании лишь в соответствии с положениями уголовно-процессуального  законодательства РФ, регламентирующего  собирание, проверку и оценку доказательств.6

 

Дознание  как форма предварительного расследования

Понятие, формы и особенности дознания.

Уголовно-процессуальный закон  предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования  преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК).

Дознание в России осуществляется в трёх формах:

·  Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением уголовного дела и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);

·  Проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю;

·  Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. н. протокольная форма досудебной подготовки материалов).

Порядок дознания - правила, по которым  оно производится, его режим. Он определяется нормами, содержащимися в главах:

    1. 22."Предварительное следствие" (ст.162-170 УПК РФ);
    2. 24. "Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент" (ст.176-181 УПК РФ);
    3. 25. "Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления" (ст.182-186 УПК РФ);
    4. 26. "Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний" (ст.187-194 УПК РФ);
    5. 27. "Производство экспертизы" (ст.195-207 УПК РФ);
    6. 28. "Приостановление и возобновление предварительного следствия" (ст.208-211 УПК РФ);
    7. 29. "Прекращение уголовного дела" (ст.212-214 РФ).

Дознание функционирует только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст.15 УК РФ). В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл.32 УПК РФ). При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.7

Таким образом, в соответствии с  законом дознание носит процессуальный характер, производится по правилам, закрепленным в УПК, и призвано выполнять назначение уголовного судопроизводства, предусмотренное  ст.6 УПК.

Фактические данные об обстоятельствах  преступления, полученные в ходе дознания, имеют доказательственное значение по уголовному делу и подлежат исследованию и оценке в стадии судебного разбирательства  на общих основаниях в условиях равенства  и состязательности сторон.

Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия.

В современном уголовном  процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование  преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные  законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

Законодатель установил  исчерпывающий перечень органов  дознания, которые перечислены в  ст.40 УПК РФ.

1) Органы внутренних дел Российской  Федерации, а также иные органы  исполнительной власти, наделенные  в соответствии с федеральным  законом полномочиями по осуществлению  оперативно-розыскной деятельности.

На основании ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об  оперативно-розыскной деятельности»  от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ  такими полномочиями обладают оперативные  подразделения:

·  органов внутренних дел Российской Федерации;

·  органов федеральной службы безопасности;

·  федеральных органов государственной охраны;

·  таможенных органов Российской Федерации;

·  Службы внешней разведки Российской Федерации;

·  Федеральной службы исполнения наказаний;

·  органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.

2) Главный судебный пристав Российской  Федерации, главный военный судебный  пристав, главный судебный пристав  субъекта Российской Федерации,  их заместители, старший судебный  пристав, старший военный судебный  пристав, а также старшие судебные  приставы Конституционного Суда  Российской Федерации, Верховного  Суда Российской Федерации и  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации;

3) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений  или гарнизонов;

4) Органы государственного пожарного  надзора федеральной противопожарной  службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные  в ч.1 ст.40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции.

Орган дознания наделен  двумя группами полномочий:

    1. Осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не является обязательным, в порядке установленном гл. 32 УПК РФ;
    2. Выполнение неотложных следственных действий, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст.157 УПК РФ.

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные  правила о том, что при наличии  признаков преступления, по которому производство предварительного следствия  обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

·  органы дознания, указанные в п.1 и 8 ч.3 ст.151 УПК РФ, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п.2 - 6 ч.2 ст.157 УПК РФ;

·  органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в п.2 ч.2 ст.151 УПК;

·  таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189, 190, 193 УК РФ;

·  командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

·  начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

·  иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст.40 УПК.

В соответствии с ч.3 ст.40 УПК возбуждение  уголовных дел публичного обвинения  и производство неотложных следственных действий возлагается также на:

·  капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

·  руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст.40 УПК РФ, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

·  глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Компетенция перечисленных органов  дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании  преступлений, по которым предварительное  следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным  и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования8

Согласно ч. 3 ст. 157 и п. 3 ст. 149 УПК РФ производство органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, возможно только в течение 10-суточного срока, который не подлежит продлению. Затем уголовное дело направляется прокурору для направления по подследственности. При этом следует иметь в виду, что уголовное дело может быть направлено прокурору и до истечения 10-суточного срока, если орган дознания сочтет, что все неотложные следственные действия выполнены.9

Таким образом, закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:

·  принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст.140-145 УПК);

·  производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст.157 УПК);

·  производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст.223-226 УПК);

·  производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя;

·  оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст.38 и 157 УПК).

Процессуальное  положение дознавателя.

В новом УПК РФ статус дознавателя претерпел значительные изменения, в сравнении с УПК  РСФСР.

УПК РСФСР не содержал специальной  нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации  статуса следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось  о лице, производящем дознание. При  этом в УПК РСФСР отсутствовало  определение понятия этого участника  процесса.

В УПК РФ впервые был  введен термин "дознаватель", под  которым понималось должностное  лицо органа дознания, правомочное  осуществлять предварительное расследование  в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК  РФ). Тем самым законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться  предварительное расследование  в форме дознания.

Указанное определение  трудно назвать удачным, так как  им не охватывается лицо, назначенное  на должность дознавателя, принявшее  к своему производству уголовное  дело либо производящее по поручению  начальника органа дознания неотложные следственные действия по уголовным  делам о преступлениях, по которым  обязательно производство предварительного следствия. Кроме того, под это  понятие не подпадает дознаватель, производящий следственные действия и  оперативно - розыскные мероприятия  по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).10

С учетом этого Федеральным  законом от 29 мая 2002 г. "О внесении изменений и дополнений в УПК РФ понятие "дознаватель" было скорректировано. В настоящее время под дознавателем понимается должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.

Информация о работе Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации