Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:48, доклад
Одним из направлений деятельности прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства является осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре).
Одним из направлений деятельности прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства является осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре). Статьей 10 рассматриваемого Закона определены общие принципы рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, к которым отнесены следующие.
1. В органах
прокуратуры в соответствии с
их полномочиями разрешаются
заявления, жалобы и иные
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3. Ответ
на заявление, жалобу и иное
обращение должен быть
4. Прокурор
в установленном законом
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются [1].
Указанные положения в их сочетании с принципами организации прокуратуры, среди которых особое место занимают независимость и подчиненность прокуроров только закону, недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора, а также обязательность исполнения требований прокурора создают теоретическую предпосылку к эффективности осуществления прокурорского надзора.
В литературе отмечается, что работа по надзору за соблюдением прав и свобод должна носить избирательный характер и не подменять органы правосудия при разбирательстве гражданских споров. Вмешательство прокуроров в защиту прав и свобод граждан происходит главным образом тогда, когда возможности других органов исчерпаны [2]. По нашему мнению, приведенная точка зрения некорректна, поскольку формулировки действующего закона о прокуратуре ориентированы не на избирательность при принятии решения о необходимости применения одной из мер прокурорского реагирования, а на целенаправленную, систематическую деятельность органов прокуратуры в рамках данного направления. Вместе с тем, учитывая специфику подведомственности отдельных категорий споров различным органам, включая суды, прокурор должен учесть ее при разъяснении пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.[3]
Необходимо отметить отдельно те полномочия прокурора при рассмотрении обращения гражданина, которые могут быть основой для применения соответствующих процессуальных норм, а именно право прокурора при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с Законом (ч. 2 ст. 27) и в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 27).
Одна из
предусмотренных Законом о
Участие в гражданском процессе прокурора в советское время носило распространенный характер. Принятый в 2002 г. Гражданский процессуальный кодекс (ст. 45) [4] существенно урезал права прокурора, предусмотрев возможность предъявления прокурором иска в защиту государственных или общественных интересов (неопределенного круга лиц); в защиту лиц, по состоянию здоровья или возрасту не имевших возможности лично обратиться в суд. Другую форму участия прокурора в гражданском процессе – вступление в уже начавшийся процесс (начатый по инициативе самого истца) для дачи заключения по делу (ч. 3 ст. 45 ГПК) – предполагалось использовать прокурором только в случаях, предусмотренных законом (любым Федеральным законом, не обязательно ГПК). Это, например, дела о выселении, восстановлении на работе. Во всех случаях своего участия прокурор считается лицом, участвующим в деле, среди многочисленных процессуальных прав которого есть и право обжалования решения суда (ст. 34, 35 ГПК).
Таким образом, намечалась тенденция приравнять прокурора по сущности его деятельности к «рядовым» участникам судопроизводства. Такой подход представляется закономерным, ведь участие прокурора в поддержку одной из сторон в деле – нарушение принципов состязательности и равноправия сторон. В соответствии с концепцией, победившей в 90-е гг., прокурор не надзирает за судом, а участвует в рассмотрении гражданских дел. Следовательно, относиться к нему нужно как ко всем иным лицам, участвующим в деле.[5]
Но соответствует ли реальное положение прокурора в процессе положению именно лица, участвующего в деле, строго ограниченного своим процессуальным статусом, за рамки которого невозможно выйти?
Прокурор является участником гражданского судопроизводства, но не участником дела, его интерес к исходу дела – государственный. Государственная заинтересованность в рассмотрении дела по характеру является служебной, прокурору необходим определенный правовой результат при рассмотрении гражданского дела судом. Закономерен вопрос: какой правовой результат необходим прокурору и какими средствами он может его добиваться?
Мы видим,
что прокурор не был лишен права
участия в гражданском
Не удивительно, что в 2009
г. перечень дел, которые
Генеральный прокурор Ю. Чайка в число основных задач прокуратуры ставит правозащитную. По его мнению, прокуратура должна стать главной правозащитной организацией в стране [9].
Этим заявлением невольно признается,
что в своей деятельности прокуратура
вмешивается в компетенцию
Участие прокурора «в интересах государства» порой имеет причудливые формы. Например, прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Росимущества о ликвидации юридического лица (товарищества собственников жилья – ТСЖ), созданного с нарушением требований действующего законодательства. Районный суд это заявление удовлетворил, однако суд кассационной инстанции решение отменил и вынес решение об отказе прокурору в иске. Суд второй инстанции исходил при этом из того, что Росимущество, в интересах которого прокурором предъявлен иск, не обладает правом на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица, а это, в свою очередь, лишает прокурора права на обращение в суд с указанным иском. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ нашла достойный выход из создавшейся ситуации: обращение прокурора было объявлено обращением в интересах государства. По мнению СК ч. 3 ст. 131 не называет в качестве обязательного условия обращения прокурора в суд в интересах РФ указание на конкретный государственный орган, в интересах которого он действует. Поэтому решение суда кассационной инстанции было отменено и оставлено в силе решение районного суда [10]. Фактически прокурор был поддержан, а принципиальная позиция суда второй инстанции, пытавшегося заставить прокурора действовать в пределах предоставленных ему законом полномочий, не нашла поддержки в Верховном Суде.
Неприемлемость подобной формы – в произвольности решения вопроса о том, какая ситуация требует вмешательства прокурора, а какая – нет. Известны случаи, когда прокуратура включалась органами власти в борьбу с определенными явлениями, которые на определенном этапе развития общества виделись чрезвычайно важными (борьба с пьянством, простои железнодорожных вагонов и т.п.).
Далее, обратим внимание на то, что прокурор, подавший иск, пользуется правами истца, т.е. и правом изменять основание или предмет иска, увеличивать или уменьшать размер исковых требований, отказаться от иска. Но если особенности отказа прокурора от иска оговорены, в частности, в ч. 2 ст. 45 ГПК, то в отношении иных распорядительных прав прокурора подобных указаний в законе нет, так же как нет их в отношении представлений, подаваемых прокурором в вышестоящие суды. Вместе с тем предположить, что прокурор без согласования с лицом, в чьих интересах он предъявил иск, имеет право изменять основания или предмет иска, увеличивать или уменьшать его размер, оспаривать вынесенное решение, было бы неверным. Следует помнить, что процессуальное положение прокурора в этом случае – прокурор, предъявивший иск. Он имеет права истца, но истцом не является [11].
Иметь права истца и быть истцом – не одно и то же. В соответствии с ч. 2 ст. 38 ГПК лицо, в интересах которого дело начато по заявлению прокурора участвует в деле в качестве истца. Т.е. место истца всегда занято лицом, чьи права нарушены, чей материально-правовой интерес подлежит защите.
Если прокурор предъявил иск в интересах гражданина, то судья должен уточнить в начале судебного разбирательства, поддерживает ли истец свои требования, убедиться, в каком виде поддерживается иск прокурором (разногласий быть не должно), и зафиксировать эту позицию в протоколе судебного заседания. В деле – один иск, и он не может «раздваиваться» в угоду позиции прокурора, не совпадающей с позицией истца.
Любое изменение иска прокурором может иметь место исключительно по согласованию с истцом. В противном случае получалось бы, что истец желает рассмотрение дела в одном виде, а прокурор – в другом, что в принципе нереально, так как истец в деле один (лицо с материально-правовым интересом) и если он иска не меняет, то не может этого делать и прокурор.
Прокурор не является представителем истца. Тем не менее, деятельность, которая не одобряется истцом, в противовес его интересам, недопустима. Это означало бы лишение истца всяческих процессуальных прав и замена его прокурором. К тому же, процессуально-правовые последствия вынесенного решения, необходимость уплаты судебных расходов, распространяются на истца, а не на прокурора.
Представляется,
что судья имеет право
В российской науке гражданского процессуального права принято считать, что участие прокурора не нарушает принципа состязательности, поскольку деятельность этого государственного органа направлена на поддержку заведомо слабой стороны и оказание содействия суду в вынесении правильного решения. Однако при этом закон допускает, что неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45, ч. 3 ст. 167 ГПК), т.е. допускается, что «заведомо слабая сторона» поддержки прокурора в суде первой инстанции не получит. Эта парадоксальная на первый взгляд ситуация имеет свое логическое объяснение, позволяющее ответить на вопросы, поставленные в начале этой статьи: какой правовой результат необходим прокурору и какими средствами он может его добиваться?
Информация о работе Функция прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина