Характеристика процессуальной самостоятельности военного следователя военных следственных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с принятием и вступлением в силу Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УПК РФ) реформирование уголовно-процессуального законодательства, проводимое в рамках общей судебно-правовой реформы, оказалась далеко не завершенной.
Уже принято более двадцати федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в отдельные положения УПК РФ, и имеются все основания полагать, что в ближайшей и отдаленной перспективах эти тенденции сохранятся и получат дальнейшее развитие.

Содержание работы

Введение..…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность процессуального статуса военного следователя военных следственных органов………………………………...……………...6
1.1. Процессуальный статус военного следователя……………...…….6
1.2. Элементы процессуального статуса военного следователя……..10
Глава 2. Характеристика процессуальной самостоятельности военного следователя военных следственных органов………….....13
2.1. Процессуальная самостоятельность военного следователя как гарантия……………………………………………………………………13
2.2. Контроль прокурора, руководителя военного следственного органа за процессуальными решениями военного следователя военных следственных органов…………………………………………………….17
Заключение…………………………………..…………………...…...….26
Список источников и литературы…………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая упс Сундуков.docx

— 64.20 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение..…………………………………………………………………3

 

Глава 1. Сущность процессуального статуса  военного следователя военных следственных органов………………………………...……………...6

    1. Процессуальный статус военного следователя……………...…….6
    2. Элементы процессуального статуса военного следователя……..10

 

Глава 2. Характеристика процессуальной самостоятельности военного следователя военных следственных органов………….....13

2.1. Процессуальная  самостоятельность военного следователя  как гарантия……………………………………………………………………13

2.2. Контроль прокурора, руководителя военного следственного  органа за процессуальными решениями  военного следователя военных  следственных органов…………………………………………………….17

 

Заключение…………………………………..…………………...…...….26

 

Список источников и литературы…………………………………….28

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с принятием и вступлением в силу Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УПК РФ) реформирование уголовно-процессуального законодательства, проводимое в рамках общей судебно-правовой реформы, оказалась далеко не завершенной.

Уже принято более двадцати федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в отдельные положения УПК РФ, и имеются все основания полагать, что в ближайшей и отдаленной перспективах эти тенденции сохранятся и получат дальнейшее развитие.

Действующий УПК РФ позволяет проанализировать практику его применения, выявить проблемы процессуальной деятельности следователя и требуют проведения дальнейших научных исследований, направленных на совершенствование уголовно-процессуального законодательства в целом, и правового регулирования процессуального статуса военного следователя в частном.

Изменение уголовно-процессуальной политики и законодательства, расширение состязательных начал повлекли пересмотр процессуальной роли каждого из субъектов уголовного судопроизводства. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации следователь представлен как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, наряду с прокурором, руководителем следственного отдела, дознавателем, потерпевшим и др.

Таким образом, с точки зрения законодателя в настоящее время следователь наделен функцией обвинения (уголовного преследования), с чем целый ряд авторов не соглашается.

Это связано с тем, что закон (ст.6 УПК РФ) также нацеливает следователя на восстановление доброго имени лиц, не причастных к совершению преступлений. В случае, когда уголовное преследование не нашло своего подтверждения, следователь должен отказаться от него и принять меры по реабилитации незаконно и необоснованно подвергнутых уголовному преследованию лиц.

Рамки самостоятельности следователя в действующем законодательстве значительно снижены, что отрицательно влияет на ход предварительного расследования, а соответственно и достижение задач уголовного судопроизводства. Так, 75 % опрошенных нами следователей назвали ограничение процессуальной самостоятельности следователя негативной тенденцией.

В данной работе, говоря о военном следователе военных следственных органов, следует иметь ввиду, что в соответствии с УПК РФ не имеется разделения на «гражданских» и военных следователей, поэтому анализируя процессуальную самостоятельность военного следователя военных следственных органов прибегаем к некой условности, принимая во внимание специфику военной службы. В Федеральном законе № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» имеется глава 4, регулирующая особенности организации и обеспечения деятельности военных следственных органов и является основополагающей для регламентации служебной деятельности военного следователя.

Цель данной работы состоит в исследовании процессуальной самостоятельности военного следователя военных следственных органов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть процессуальный статус военного следователя;

2. раскрыть элементы процессуального статуса военного следователя;

3. охарактеризовать процессуальную самостоятельность следователя как гарантию защиты прав и свобод личности;

4. охарактеризовать контроль прокурора, руководителя следственного органа за процессуальными решениями военного следователя.

Объект исследования – процессуальная самостоятельность военного следователя.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с исследованием процессуальной самостоятельности  военного следователя.

Нормативной основой данной курсовой работы являются Конституция РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ВОЕННОГО СЛЕДОВАТЕЛЯ ВОЕННЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

 

§1.1. Процессуальный статус военного следователя

 

Правовое положение военного следователя в целом не отличается от правового статуса «гражданского» следователя, но имеется ряд особенностей, присущих специфике прохождения военной службы в военных следственных органов.

Во-первых, на должности сотрудников военных следственных органов Следственного комитета назначаются граждане, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие воинское звание офицера и отвечающие требованиям, установленным для кандидатов на должности в СК России.

Во-вторых, офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», обладают правами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В-третьих, должности сотрудников военных следственных органов Следственного комитета и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

В-четвертых, присвоение воинских званий сотрудникам военных следственных органов производится по представлению руководителя соответствующего военного следственного органа в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высших офицеров присваиваются Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета.

В-пятых, сотрудники военных следственных органов поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Федеральным законом № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения сотрудников военных следственных органов Следственного комитета и применения к ним дисциплинарных взысканий имеют только руководители вышестоящих военных следственных органов Следственного комитета и Председатель Следственного комитета.

Военные следственные органы СК России осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба1.

Под процессуальным статусом военного следователя понимается закрепленное нормами уголовно-процессуального права положение указанного участника уголовного процесса, проявляющееся в его функциях, полномочиях, задачах, гарантиях их осуществления, а также в процессуально-правовой ответственности.

Процессуальное положение, т.е. права и обязанности военного следователя в работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково. Оно не зависит от родового понятия «следователь» (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший следователь по особо важным делам, старший следователь-криминалист), от характера расследуемого преступления, от сложности дела и объема следственной работы.

Говоря об основных задачах военного следственного управления, следует отметить оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Военный следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. При наличии законных поводов и оснований военный следователь вправе возбудить уголовное дело своей подследственности, принять его к своему производству и приступить к производству расследования, самостоятельно определяя его направления соответственно выдвигаемым следственным версиям.

Военный следователь самостоятельно решает, какие следственные действия необходимо произвести в целях собирания доказательств и кого вызвать для участия в этих действиях, в частности в допросах и очных ставках, кому поручить экспертное исследование и какие меры уголовно-процессуального принуждения (наблюдение командованием воинской части, задержание, заключение под стражу, иные меры пресечения, наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности и др.) подлежат применению; он вправе и обязан применить их или же возбудить перед судом ходатайство о принятии соответствующего решения либо обратиться к руководителю военного следственного органа, в котором состоит на службе, за согласием и лишь после этого выполнить соответствующее процессуальное действие.

Обжаловать с согласия руководителя военного следственного органа, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ст. 38 УПК РФ)2.

Говоря о существующей разнице в процессуальной самостоятельности между военным следователем военных следственных органов и следователем СК России, следует отметить, что военный следователь в рамках производства предварительного следствия вправе избирать в качестве меры пресечения наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы (ст. 104 УПК РФ). Наблюдение командованием состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств.

Также, у следователей военных следственных органов расследование уголовных дел осуществляется по персональному признаку, а не по территориальному, как у «гражданских» следователей Следственного комитета Российской Федерации.

 

§1.2. Элементы процессуального статуса следователя

 

В качестве составных элементов процессуального статуса военного следователя необходимо выделять:

1) целевой блок (цели  и задачи);

2) компетенция (функции  и полномочия);

3) процессуально-правовая  ответственность;

4) гарантии деятельности  военного следователя.

В качестве задач, стоящих перед военным следователем, выделяются:

1) обнаружение и  процессуальное закрепление доказательств  для последующего их использования  в ходе производства по уголовному  делу;

2) всестороннее, полное  и объективное исследование обстоятельств  дела в целях изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона;

3) обеспечение законности  и обоснованности вовлечения  физических и юридических лиц  в сферу уголовного судопроизводства, а также защита их прав и  законных интересов;

4) ограждение от  необоснованного обвинения и  реабилитация каждого, кто необоснованно  подвергся уголовному преследованию;

5) обеспечение безопасности  участников уголовного судопроизводства;

6) создание условий  для обеспечения гражданского  иска, других имущественных взысканий  или возможной конфискации имущества, указанного в ч.1 ст.104 УК РФ;

7) предупреждение  преступлений путем выявления  обстоятельств, способствовавших их  совершению, принятия мер по их  устранению, а также оказания  превентивного воздействия на  преступное поведение лиц (профилактическая  деятельность);

8) подготовка материалов  уголовного дела к судебному  разбирательству.

Компетенция военного следователя - это нормативно закрепленная система функций и конкретных полномочий, которыми наделен данный субъект уголовного процесса в целях решения стоящих перед ним задач.

Военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба3.

Под процессуальными гарантиями деятельности военного следователя понимаются установленные нормами уголовно-процессуального закона различные по своему конкретному содержанию средства, в своей совокупности обеспечивающие данному участнику уголовного процесса возможность реализации стоящих перед ним задач, функций и полномочий. В качестве таковых гарантий, в частности, выступают: особенности возбуждения уголовного дела в отношении следователя (п.10 ч.1 ст.448 УПК РФ), свобода оценки доказательств (ст.17 УПК РФ), право самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий (п.3 ч.2 ст.38 УПК РФ), право давать поручения органу дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий (п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ), право не согласиться с указаниями прокурора и руководителя военного следственного отдела и др.

Информация о работе Характеристика процессуальной самостоятельности военного следователя военных следственных органов