Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 08:16, шпаргалка
В юриспруденции термин "источник права", как известно, имеет множество значений. Это результат неоднозначности внешне простого и часто употребляемого русского слова "источник". Его смысловые оттенки весьма разнообразны: скажем, одни под источником воды понимают ключ или родник, из которого она вытекает, другие - водоем или колодец, третьи - водопроводную трубу или кран, четвертые - мировой океан, пятые - кислород и водород, образующие молекулу воды, и т.д. И все они по-своему правы.
Такая тенденция непривычна
для российских юристов, "благоговейно"
повторяющих сказанное в ч. 1 ст.
1 действующего сейчас УПК и воспитанных
на идиллических догматах, в силу которых
производство по уголовным делам
надлежит регламентировать только данным
кодексом и только им. В этом-де залог
"цивилизованности и демократичности"
институтов уголовного судопроизводства.
Свидетельством подхода подобного
рода могут служить как
Значительная часть российских
юристов, преимущественно теоретиков
уголовного судопроизводства, вопреки
неоспоримым реалиям, придерживается
также мнения, что среди источников
уголовно-процессуального
Подобное "зашоренное" видение проблемы источников уголовно-процессуального права, как об этом свидетельствуют приведенные выше в данном параграфе даже лаконичные сведения, уже давно и вполне разумно преодолено практически в большинстве стран мира.
Для характеристики российских источников уголовно-процессуального права существенное значение имеют также положения о пределах действия соответствующих законов во времени, в пространстве и с учетом статуса некоторых категорий лиц.
14.1. Действие уголовно-
Действующим такой закон,
как и любой другой, считается
с момента, указанного в самом
законе, а если это не сделано - то
по истечении десяти дней после публикации
его в официальном издании. В
отношении ведомственных актов,
регламентирующих права и свободы
граждан, определяющих правовой статус
организаций или имеющих
14.2. Территориальные пределы
действия уголовно-
При этом надо иметь в виду, что понятие "территория Российской Федерации" четко раскрывается в ч. 1 и 2 ст. 67 Конституции РФ:
"1. Территория Российской
Федерации включает в себя
территорию ее субъектов,
2. Российская Федерация
обладает суверенными правами
и осуществляет юрисдикцию на
континентальном шельфе и
Вместе с тем из общего правила, в соответствии с которым уголовно-процессуальный закон Российской Федерации действует на ее территории, могут быть установлены и изъятия. Обычно они предусматриваются упоминавшимися выше (см. § 8 данной главы учебника) международными соглашениями, например, для случаев, когда речь идет о необходимости выполнения процессуальных действий в связи с совершением преступлений на иностранных торговых судах во время их нахождения в российских портах, а также для случаев, касающихся преступлений, совершаемых военнослужащими и некоторыми иными лицами на территории других государств (см. § 7 гл. 15 учебника).
14.3. Вопрос о пределах
действия уголовно-
Однако и этому общему правилу известны существенные исключения:
в отношении лиц, пользующихся
правом дипломатической
В соответствии с ч. 2 ст. 3
УПК процессуальные действия, касающиеся
таких лиц, производятся лишь по их
просьбе или с их согласия, которое
должно испрашиваться через
Круг лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, определяется с учетом ряда международных соглашений. В их число чаще всего включаются работники определенного уровня посольств, торговых представительств и консульств иностранных государств, а также международных (межгосударственных) организаций*(98). Иногда к такого рода лицам могут относиться и российские граждане, занимающие определенные должности в международных (межгосударственных) организациях, расположенных в Российской Федерации;
в отношении российских граждан,
о которых имеются специальные
оговорки в действующем
Круг таких лиц сравнительно широк и имеет тенденцию, вопреки ст. 19 Конституции РФ, провозглашающей равенство всех перед законом и судом, к дальнейшему расширению. К ним относятся:
Президент РФ.
Он может быть привлечен к ответственности за государственную измену или иное тяжкое преступление только после отрешения от должности, для которого установлен особый порядок (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ);
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Он не подлежит привлечению
к уголовной или
кандидаты в Президенты РФ.
Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности и арестованы без согласия Генерального прокурора РФ и уведомления Центральной избирательной комиссии РФ (ч. 6 ст. 42 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 г.*(100));
члены избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса.
В период подготовки и проведения выборов их нельзя привлекать к уголовной ответственности без согласия соответственно Генерального прокурора РФ или прокурора субъекта РФ (ст. 18 того же Федерального закона, а также ст. 29 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 г.*(101) и ч. 18 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г.*(102));
члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
Они привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются некоторым процессуальным действиям только при строгом соблюдении предписаний ст. 98 Конституции РФ, а также ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г.*(103));
зарегистрированные кандидаты в депутаты.
Эту категорию граждан можно привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть аресту только с согласия прокурора (соответственно уровню выборов). Давая согласие на это, прокурор должен известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата (ч. 7 ст. 50 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 г.*(104) и ч. 4 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г.*(105));
депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
Решение о возбуждении против них уголовного дела или привлечении к уголовной ответственности должно приниматься прокурором соответствующего субъекта РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого, областного или иного приравненного к ним суда. В отношении них предусматриваются также некоторые дополнительные гарантии, ограждающие от произвольного применения мер процессуального принуждения (см. ст. 447, п. 9 ч. 1 ст. 448 и ч. 5 ст. 450 УПК, ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г.*(106));
судьи судов, входящих в судебную систему Российской Федерации.
Они могут быть привлечены
к уголовной ответственности
и подвергнуты некоторым
прокуроры и следователи прокуратуры.
В отношении них любая
проверка сообщения о факте
адвокаты.
Проведение оперативно-
сотрудники органов службы безопасности (ФСБ) и государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей.
Они могут быть подвергнуты
приводу, задержанию, личному досмотру
и досмотру их вещей, личного и
используемого ими транспорта, если
при совершении таких действий присутствует
официальный представитель
депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.
Возбуждение уголовного дела против них или привлечение их в качестве обвиняемых возможно только по решению прокурора субъекта РФ (п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК). Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г.*(110) предусмотрел (см. ч. 8 ст. 40) возможность установления в федеральном законодательстве специальных гарантий законности и обоснованности также иных следственных или оперативно-розыскных действий, производимых в отношении лиц данной группы;
Председатель, заместитель Председателя, аудиторы и инспекторы Счетной палаты РФ.
Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы могут быть привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты некоторым процессуальным мерам (аресту, задержанию) с согласия той палаты Федерального Собрания, которая назначила их на должность; уголовное дело в отношении них может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ. Инспектор Счетной палаты РФ при исполнении им своих обязанностей привлекается к уголовной ответственности лишь с согласия Коллегии Счетной палаты (ст. 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г.*(111) и п. 6 ч. 1 ст. 448, ст. 449 и 450 УПК);
Уполномоченный по правам человека в РФ.
Он обладает неприкосновенностью
в течение всего срока своих
полномочий и "не может быть без
согласия Государственной Думы привлечен
к уголовной или
Информация о работе Источники уголовно-процессуального права