Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:42, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании и всестороннем анализе источников уголовно-процессуального права России.
Задачи работы: дать понятие источников уголовно-процессуального права и определить их характеристики; рассмотреть особенности действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
3
ГЛАВА1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие источников уголовно-процессуального права и роль Конституции РФ в их формировании...…................................................
6
1.2 Виды источников уголовно-процессуального права………………
9
ГЛАВА 2 ЗНАЧЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ВЕРХОВНОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, А ТАКЖЕ ПРИКАЗОВ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ ДЛЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
2.1 Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в регулировании уголовно процессуальных правоотношений …….……
19
2.2 Значение приказов Генерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства ………………………………………………………...
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….
35
БИБЛИОГРАФИческий список ………………………………….
Гипотезой может быть юридический факт, который порождает правоотношение. Например, совершение преступления обязывает соответствующие органы возбудить уголовное дело.
Санкции в уголовном процессе достаточно разнообразны. Они могут выражаться в принуждении (изменение меры пресечения в связи с попыткой обвиняемого скрыться), в денежном взыскании (денежное взыскание за нарушение порядка в судебном заседании)7.
Действие настоящего Кодекса распространяется на всю территорию РФ. Если деяние является преступлением в соответствии с Уголовным кодексом РФ и досудебное или судебное производство проводится надлежащими органами Российской Федерации, то такое производство осуществляется по нормам УПК РФ.
Если виновный осужден иностранным судом, но в соответствии с международным договором передается для отбывания наказания в Российской Федерации, то передача его осуществляется на основе раздела XVIII УПК РФ.
Сложнее обстоит дело с действием Уголовно-процессуального кодекса во времени.
Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу8.
На практике часто дата введения в действие закона определяется самим законодателем индивидуально для каждого закона. Дата введения в действие небольших по объему законов указывается в специальной статье в конце закона. При принятии крупных законов и кодексов издается самостоятельный закон, например Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»9.
Многие законы вводятся в действие непосредственно со дня их официального опубликования. При принятии крупных (и по важности, и по объему) законов законодатель дает значительное время для их изучения. Кодексы вводятся в действие, как правило, по истечении полугода после их опубликования. Так, Уголовно-процессуальный кодекс РФ введен в действие с 1 июля 2002 г.
В ряде случаев разные нормы одного и того же закона вводятся в действие в разное время. Так, ряд норм данного Кодекса введен позднее основной даты введения в действие УПК РФ.
Например, п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ в части, касающейся рассмотрения коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, вводится в действие с 1 января 2004 г. До 1 января 2004 г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого - коллегией в составе судьи и двух народных заседателей.
Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ и им же направляются для официального опубликования.
В отличие от уголовного права, которому известно понятие обратной силы уголовного закона, уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы. При этом неважно, расширяются или сужаются права того или иного участника уголовного процесса путем издания нового закона. Это объясняется тем, что нормы УПК не являются материальными. Они устанавливают правила процедуры, применяющиеся в том виде, в котором соответствующие нормы действуют в момент их применения.
Никаких изъятий при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, не установлено.
Специальное исключение из общего принципа производства по уголовным делам в соответствии с нормами УПК РФ касается дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются дипломатическим иммунитетом. В случае производства по уголовному делу о преступлении, совершенному ими на территории Российской Федерации, вопрос разрешается на основе норм международного права. Иммунитет означает их неподсудность по уголовным делам судам Российской Федерации.
Перечень дипломатических представителей, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, устанавливается международными договорами на началах взаимности. Как правило, к их числу относятся главы дипломатических представительств в ранге послов, посланников или поверенных в делах и члены дипломатического персонала представительств; советники, торговые представители и их заместители; военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники; первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с указанными лицами и не являются российскими гражданами.
Правом дипломатической неприкосновенности пользуются также представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудники делегаций иностранных государств, прибывающих в Россию по служебным делам либо следующих в этих же целях транзитом через территорию Российской Федерации, а также члены семей этих лиц, которые их сопровождают, если они не являются российскими гражданами. Таким правом могут пользоваться и должностные лица международных неправительственных организаций и представительств иностранных государств. Их состав определяется международными договорами.
Должностные лица консульских учреждений пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации в том, что касается их служебной деятельности. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью при исполнении служебных обязанностей (они не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, а их багаж и перевозимая ими почта - досмотру).
На основе специальных договоров с иностранным государством дипломатический иммунитет может быть распространен также на административно-технический персонал дипломатических представительств и на иных лиц (за исключением граждан Российской Федерации).
Определенные особенности производства по уголовным делам установлены в отношении отдельных категорий лиц. К их числу относятся:
1) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
3) Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ;
4) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
5) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидаты в Президенты РФ;
6) прокуроры;
7) следователи;
8) адвокаты.
Порядок производства по уголовным делам в отношении указанных категорий лиц установлен с изъятиями, предусмотренными гл. 52 УПК РФ.
ГЛАВА 2 ЗНАЧЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ВЕРХОВНОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, А ТАКЖЕ ПРИКАЗОВ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ ДЛЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§1 Роль решений Конституционного Суда Федерации в регулировании уголовно процессуальных правоотношений
Конституционный суд в Российской Федерации был учрежден в 1991 году. В соответствии с конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 он получил право рассматривать жалобы граждан на неконституционность законов РФ. Конституционный Суд принял много постановлений, касающихся уголовно-процессуального судопроизводства, общей направленностью которых является защита прав человека10.
Вопрос о том, являются ли постановления Конституционного Суда РФ источниками права - дискуссионный. По Конституции, названному суду не предоставлено право издавать какие-либо нормативные акты; одинаково обязательные для органов государственной власти и управления, общественных организаций, должностных лиц и граждан.
Исключительная прерогатива принадлежит Федеральному Собранию РФ как конституционному органу законодательной и представительной власти. Вместе с тем, принимаемые Конституционным Судом РФ постановления по отдельным процессуальным вопросам в ряде случаев кардинально меняют сущность и содержание норм и институтов уголовно-процессуального права и, по сути, создают новые нормы в уголовном процессе. Ряд ученых считают, в настоящее время именно Конституционный Суд РФ явочным порядком творит новое право, в том числе и в области уголовного судопроизводства. При этом наблюдаются как положительные, так и негативные аспекты такого порядка.
Так, оценивая акты высшего органа конституционного правосудия, можно отметить, что именно в результате деятельности Конституционного Суда РФ за последние годы во многом удалось ограничить административное вмешательство в сфере уголовного судопроизводства, обеспечить реальную судебную защиту конституционных прав граждан. Продуктивными в этом направлении можно считать решения Конституционного Суда РФ, связанные с возможностью судебной проверки решений органа предварительного расследования и прокурора о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Именно посредством подобных решений граждане нередко необоснованно и в угоду ведомственным интересам ограничивались в своем конституционном праве на доступ к правосудию, признавались виновными в совершении преступлений вне судебной процедуры и приговора11.
Значение для уголовного процесса постановлений Конституционного Суда РФ для регулирования отношений в сфере уголовного судопроизводства немаловажно. Они по-разному воздействует на систему норм уголовно-процессуального права. В одних случаях, признавая не соответствующими Конституции РФ отдельные процессуальные нормы, Конституционный Суд РФ в своих постановлениях предлагает судам и другим субъектам уголовно-процессуального права впредь до введения нового урегулирования федеральным законодательством разрешать различные ситуации посредством прямого применения положений соответствующих статей Конституции РФ.
В других случаях, признавая положения той или иной статьи УПК РФ полностью или частично не соответствующими Конституции РФ, Конституционный Суд РФ предписывает Федеральному Собранию РФ внести изменения в закон.
В указанных случаях Конституционный Суд РФ не создавал новых правовых норм, и его акты не могут быть безоговорочно признаны в качестве источников уголовно-процессуального права, но он либо инициировал их принятие законодательным органом, либо ориентировал суды и другие государственные органы на прямое применение конституционных норм, либо признавал процессуальные нормы соответствующими Конституции РФ.
Конституцией РФ определены система принципов уголовного судопроизводства, компетенция Российской Федерации в области формирования уголовно-процессуального законодательства.
Конституция РФ четко устанавливает следующее:
- судебная власть
- правосудие осуществляется
- судьи независимы и
Жизненно необходимым в плане обеспечения прав граждан на пересмотр их дела вышестоящим судом явилось постановление Конституционного Суда РФ, позволяющее обжаловать в кассационном порядке решения, вынесенные по первой инстанции Верховным Судом РФ. Суд определил, что право осужденного на пересмотр его приговора вышестоящим судом в качестве конституционной гарантии закреплено не только в ч. 3 ст. 50 Конституции, но и в ряде международно-правовых актов. Поэтому оно объективно не может зависеть от субъективного усмотрения должностных лиц, правомочных к принесению надзорных протестов, а должно реализовываться по усмотрению самого осужденного независимо от субъективного желания публичных процессуальных органов.
Наряду с положительными моментами в деятельности Конституционного Суда РФ все чаще проявляют себя элементы определенного субъективизма Суда - либо принимающего решение в интересах лишь одной из сторон; либо, когда его решение выражает не столько реальные интересы государства и личности (в балансе их проявления), сколько субъективные теоретические позиции большинства судей Конституционного Суда РФ. Не всегда учитывает Суд и реальные возможности государства и общества по реализации тех или иных его решений в современных условиях.
Конституционный Суд не создает новых процессуальных норм, но может признать процессуальные нормы не соответствующими полностью или частично Конституции России и этим изменить толкование уголовно - процессуальных норм. Применение Конституционным Судом решения, признающего отдельные положения закона неконституционными, означает утрату ими (полностью или в соответствующей части) юридической силы. ч. 3 ст. 79 ФКЗ от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ «О конституционном Суде Российской Федерации»13.
Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования Конституции Российской Федерации. Подобное общефедеральное законоположение впервые закреплено за специализированными органами Конституционного контроля. Это обусловлено юридической природой Конституционного Суда России, невозможностью без этой функции реально и эффективно осуществлять конституционный контроль. Однако давать толкование конституционных норм по своей инициативе Конституционный Суд не может и осуществляет его по запросам Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Источники уголовно-процессуального права