Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:42, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании и всестороннем анализе источников уголовно-процессуального права России.
Задачи работы: дать понятие источников уголовно-процессуального права и определить их характеристики; рассмотреть особенности действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
3
ГЛАВА1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие источников уголовно-процессуального права и роль Конституции РФ в их формировании...…................................................
6
1.2 Виды источников уголовно-процессуального права………………
9
ГЛАВА 2 ЗНАЧЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ВЕРХОВНОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, А ТАКЖЕ ПРИКАЗОВ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ ДЛЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
2.1 Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в регулировании уголовно процессуальных правоотношений …….……
19
2.2 Значение приказов Генерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства ………………………………………………………...
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….
35
БИБЛИОГРАФИческий список ………………………………….
Толкование норм Конституции России Конституционным Судом имеет официальный и общеобязательный характер для всех, в том числе для судебных и иных правоохранительных органов, их должностных лиц и граждан. Официальное нормативное толкование Основного Закона может касаться конституционных норм, регламентирующих вопросы уголовного судопроизводства.
Учитывая многообразие общественных отношений, возникающих в ходе уголовного процесса, нельзя исключить возможность обращения к Конституции РФ для истолкования возможности применения тех или других процессуальных норм в каждом конкретном случае и право вынесения решения по нормам Конституции принадлежит исключительно Конституционному Суду России.
§2 Значение приказов Генерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства
Поскольку алгоритм уголовного процесса прописан в законах, как правило, неполно, а то и противоречиво, министерства и ведомства, для которых применение УПК РФ - основной вид деятельности, по давно сложившейся в России традиции уточняют, а порой и существенно дополняют положения закона в различного рода приказах, инструкциях и методических рекомендациях, многие из которых в сознании российских граждан приобрели нормативное значение, равное по фактической силе ФЗ.
К таковым относятся приказы Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования», № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 10 сентября 2007 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного процесса», от 21 ноября 2007 г. № 187 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах», от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», от 28 ноября 2007 г. № 190 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», приказ Заместителя Генерального прокурора - Председателя СК при прокуратуре РФ от 18 декабря 2007 г. № 43 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы СК при прокуратуре РФ». Практически одновременное появление данных документов обусловлено существенным изменением роли прокуроров в уголовном процессе.
Надзор за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях. В текущий момент времени прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Он вправе выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам, выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Прокурор может требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Наконец прокурор вправе дать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Более того, он отменяет незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ)14.
Генеральный прокурор РФ в вышеперечисленных приказах потребовал от подчиненных ему прокуроров обеспечение постоянного и действенного надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПК РФ, иных федеральных законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.
Прокурорский надзор должен гарантировать своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.
Особенности прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел дознавателями. Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, незаконным или необоснованным, отменяет его и со своими указаниями возвращает в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий15.
Прокурор обязан безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия.
Особенности прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел следователями. В силу ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор обязан обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения уголовных дел следователями. Чтобы создать необходимые условия для выполнения данной задачи Генеральный прокурор РФ потребовал от следователей: своевременно направлять прокурору копии постановлений о возбуждении уголовного дела. В прокуратурах завели книги учета копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел. Поскольку сроки рассмотрения таких материалов законодатель исчисляет в часах, то в книгах указываются не только дата, но и точное время передачи прокурору или его заместителю копий соответствующих постановлений либо материалов.
На проверку законности и обоснованности возбуждения уголовного дела прокурору отводится всего 24 часа (ч. 4 ст. 146 УПК РФ) с момента поступления копии постановления о возбуждении уголовного дела к прокурору. За это время прокурор обязан проверить наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, обратив особое внимание на соблюдение следователем требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ.
Надзор за предварительным следствием. В связи с созданием СК при прокуратуре РФ, внесением изменений и дополнений в УПК РФ, а также в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов Генеральный прокурор РФ в Приказе № 136 от подчиненных ему прокуроров потребовал: в полной мере использовать оставшиеся у них полномочия для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены.
Объем и пределы процессуальных полномочий руководителей следственных органов. Следственные органы СК при прокуратуре РФ составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих руководителей следственных органов (следственных подразделений) вышестоящим и Председателю СК при прокуратуре Российской Федерации, в силу чего он и подчинённые ему руководители следственных органов (следственных подразделений) в пределах своей компетенции и предмета ведения, установленных законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и настоящим приказом, вправе как принимать решения, обязательные для нижестоящих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений), так и отменять принятые нижестоящими должностными лицами следственных органов (следственных подразделений) решения и прекращать производимые ими процессуальные действия, а также осуществлять любое процессуальное полномочие нижестоящего должностного лица следственного органа (следственного подразделения) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью задержания. Следователь, задержав подозреваемого, в письменной форме в течение 12 часов сообщает об этом прокурору (ч. 3 ст. 92 УПК РФ), высылает ему копию протокола задержания. Генеральный прокурор РФ нацеливает прокуроров на пресечение фактов необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях несоблюдения следователями вышеуказанного срока прокуроры обязаны решать вопрос об ответственности соответствующих должностных лиц. Проверяя выполнение следователями требований ст. 92 УПК РФ прокуроры должны принимать меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего. Прокуроры обязаны следить за тем, что в силу ч. 4 ст. 96 УПК РФ сохранение в тайне факта задержания (за исключением задержания несовершеннолетнего) возможно только с их согласия. Следовательно, прокурор обязан проверить факт выполнения следователем всех положений ст. 96 УПК РФ: о задержании лица должны знать его близкие родственности, при отсутствии таковых лица, указанные задержанным, защитник задержанного. При задержании граждан других государств следователь направляет уведомления посольства, консульства этих государств. При задержании военнослужащих, уведомляются командиры частей и соединений, в которых они проходят службу.
Традиционно особую озабоченность у Генерального прокурора РФ вызывают весьма распространенные в России случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях. Обращая на недопустимость таких действий, Генеральный прокурор РФ требует их пресечения.
Надзор за законностью и обоснованность ограничения конституционных прав граждан на тайну переписки. Прокуроры обязаны принимать решительные меры реагирования во всех случаях незаконного ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновения в жилище при отсутствии предусмотренных законом оснований (п. 1.8 Приказа № 189).
Участие прокуроров в судебно-контрольных действиях. Обязательно участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения, обязательно. Прокурорам предписывается тщательно готовиться к судебному заседанию. С целью своевременной выработки обоснованной позиции по заявленному ходатайству руководители следственных органов одновременно с направлением соответствующего ходатайства в суд должны направлять в прокуратуру копию согласованного с ним ходатайства следователя, а также копии материалов, подтверждающих его обоснованность. Постановление следователя должно соответствовать требованиям о законности, обоснованности и мотивированности.
Прокурор, участвующий в судебном заседании, составляет письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения его к рассмотренным судом материалам и надзорному производству. Вывод об отсутствии оснований для поддержания ходатайства данный работник обязан согласовать с руководителем прокуратуры.
Прокурор, излагая в суде свое мнение при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения и о продлении сроков содержания под стражей, обязан исходить из положений ст. 97, 100, 106 - 109 УПК РФ, а также позиции Европейского Суда по правам человека о разумных сроках содержания под стражей, учитывая при этом тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.
Надзор за привлечением в качестве обвиняемого. Прокуроры обязаны обеспечить надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении данных документов им следует проверить их соответствие требованиям ст. 171 УПК РФ, особое внимание должно уделяться вопросам квалификации содеянного. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор направляет руководителю соответствующего следственного органа мотивированное требование об устранении нарушений. В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства при наличии оснований проект требования и подтверждающие его обоснованность материалы представляются вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о его направлении вышестоящему руководителю следственного органа.
Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, прокуроры обязаны добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.
Защита прав потерпевших приоритетное направление прокурорского надзора. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, прокуроры обязаны особое внимание уделять правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.
Роль прокуроров в обеспечении права обвиняемых на защиту. На всех стадиях досудебного производства прокурорам следует обращать особое внимание обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.
Информация о работе Источники уголовно-процессуального права