Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:42, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании и всестороннем анализе источников уголовно-процессуального права России.
Задачи работы: дать понятие источников уголовно-процессуального права и определить их характеристики; рассмотреть особенности действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
3
ГЛАВА1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие источников уголовно-процессуального права и роль Конституции РФ в их формировании...…................................................
6
1.2 Виды источников уголовно-процессуального права………………
9
ГЛАВА 2 ЗНАЧЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ВЕРХОВНОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, А ТАКЖЕ ПРИКАЗОВ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ ДЛЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
2.1 Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в регулировании уголовно процессуальных правоотношений …….……
19
2.2 Значение приказов Генерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства ………………………………………………………...
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….
35
БИБЛИОГРАФИческий список ………………………………….
Иждивенцы. При получении прокурорами сведений об оставлении без присмотра и помощи несовершеннолетних детей, подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, они обязаны обеспечить выполнение следователями и дознавателями требований ст. 160 УПК РФ16.
Передача уголовных дел. Полномочия по передаче уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, предусмотренные п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, прокуроры обязаны использовать в целях обеспечения объективного, полного и качественного производства предварительного следствия, а также с учетом общественной значимости расследуемого уголовного дела.
Надзор за законностью и обоснованностью приостановления, а также прекращения уголовных дел. Прокуроры обязаны контролировать поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ. В течение месяца после получения этих процессуальных документов они должны проверить законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел. В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя.
Решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 25 и 28 УПК РФ, принятое с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого следственного органа. Если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, материалы о его отмене подлежат направлению вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении постановления руководителю вышестоящего следственного органа.
В случае признания незаконным или необоснованным постановления о приостановлении предварительного следствия прокурор направляет руководителю следственного органа требование об устранении выявленного нарушения федерального законодательства.
Утверждение обвинительного заключения. При утверждении обвинительного заключения прокурор изучает соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.
При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ прокурор выносит мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и исключает их из обвинительного заключения.
В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного прокурор возвращает уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.
Направление дела в суд для применения мер медицинского воздействия. В соответствии с ч. 5 ст. 439 УПК РФ прокурор утверждает постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера только после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.
При получении заявления о применении незаконных методов расследования в ходе проверки сообщения о преступлении или производства предварительного следствия прокурор незамедлительно проверяет все доводы, приведенные заявителем. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, мотивированным постановлением направлять материалы в соответствующий следственный орган СК при прокуратуре РФ для решения вопроса об уголовном преследовании.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор (его заместитель) выносит постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя. Копия постановления об удовлетворении жалобы направляется руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
Обязательно участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
В случае удовлетворения судом жалобы прокурор рассматривает вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.
Особенности прокурорского надзор за процессуальной деятельностью органов дознания. Особенностью надзора за дознавателями является внесение прокурорам в обязанность проверять исполнение дознавателями требований ст. 223.1 УПК РФ о вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса, а также наличие у них права требовать незамедлительного направления прокурору копии соответствующего уведомления после его вынесения. Прокуроры дают дознавателям согласие на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97, 99, 100, ч. ч. 1 - 3 ст. 108 УПК РФ. Прокурор, принимает решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения.
Прокурор обеспечивает надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам, отстраняет дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела. При наличии достаточных к тому оснований (в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) прокурор изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК РФ (п. 17).
В месячный срок с момента вынесения дознавателем постановления о приостановлении производства дознания прокурор проверяет его законность и обоснованность. Особое внимание следует обращать на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления. Отменяя незаконные постановления, прокуроры одновременно решают вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц органа дознания. Прокуроры обязаны ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования.
Как следует из проведенного исследования, источник уголовно-процессуального права - это внешняя форма выражения его норм. Нормативные акты, которые регулируют уголовно-процессуальные отношения, являются источниками уголовно-процессуального права. На основе результатов проведенного исследования можем сделать следующие выводы и предложения.
Источники уголовно-процессуального права - это внешние формы выражения уголовно-процессуальных норм, выработанные в процессе осуществления уголовного судопроизводства и закрепленные органами государственной власти при выполнении возложенных на них функций в законодательной, исполнительной и судебной сферах, а также сложившиеся в практике международного сотрудничества в области уголовного правосудия и защиты прав человека и гражданина.
Система источников уголовно-процессуального права фактически состоит из Конституции РФ, УПК РФ, международных (межгосударственных, межправительственных, межведомственных) договоров, федеральных законов, судебного прецедента Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, подзаконных нормативных актов (Указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов и указаний Генерального прокурора РФ, подзаконных актов министерств и ведомств). Взаимосвязанность и сопоставимость источников уголовно-процессуального права подтверждают их множественность и одновременно целевой характер отдельно взятого источника. Нормы федеральных законов, являющихся источниками уголовно-процессуального права, можно классифицировать в зависимости от их назначения на три самостоятельные группы: 1) нормы федеральных законов, содержащие организационно-функциональные предписания для производства по уголовным делам; 2) нормы федеральных законов, на которые ссылается Уголовно-процессуальный кодекс РФ; 3) нормы федеральных законов, связанные с порядком производства по уголовным делам.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ являются составными элементами системы источников уголовно-процессуального права России.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются совершенно новым и важнейшим источником российского уголовно-процессуального права. Принимаемые Конституционным судом РФ решения существенно влияют на содержание и юридическую силу уголовно-процессуального законодательства, они не только констатируют соответствующие обстоятельства по исследуемым делам, но и формируют правовые положения, которые имеют нормативный характер и вызывают юридические последствия в виде возникновения, изменения и прекращения уголовно-процессуальных отношений.
Признание судебного прецедента в качестве источника уголовно-процессуального права отвечает существующим тенденциям развития, оно способствует обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина. Данные теоретические выводы и предложения углубляют научные познания об источниках уголовно-процессуального права РФ, определяют дальнейшую стратегию развития системы источников российского уголовно-процессуального права.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
Раздел 1 Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2 Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921 (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ).
3 Федеральный Конституционный Закон от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ «О конституционном Суде Российской Федерации».
4 Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
5 Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
6 Федеральный Конституционный закон от 21.07.1994г. № 1 - ФКЗ «О конституционном Суде Российской Федерации».
Приказы Генерального прокурора РФ:
7 От 6 сентября 2007. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования» // Журнал «Законность» №11, 2007.
8 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // СПС «ГАРАНТ».
9 От 10 сентября 2007. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // СПС «ГАРАНТ».
10 От 20 ноября 2007. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного процесса» // журнал «Законность», 2008., N 1.
11 От 21 ноября 2007. № 187 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах» // СПС «ГАРАНТ».
12 От 26 ноября 2007. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», // СПС «ГАРАНТ».
13 27 ноября 2007. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // СПС «ГАРАНТ».
14 от 28 ноября 2007. № 190 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», приказ Заместителя Генерального прокурора - Председателя СК при прокуратуре РФ.
15 от 18 декабря 2007. № 43 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы СК при прокуратуре РФ».
Раздел 2 Литература
Информация о работе Источники уголовно-процессуального права