Коммерческий подкуп и его отличие от дачи и получения взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы свидетельствует о том, что в нынешней России коррупция превратилась в опасное общественной явление, она является причиной разложения государственного аппарата, нестабильности основ его нормального функционирования, дискредитирует государственные институты в глазах населения, существенно нарушает экономическую деятельность, приводит к подрыву правил хозяйственного оборота, к искусственному банкротству хозяйствующих субъектов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа 5
1.1 Объект преступления 7
1.2 Предмет коммерческого подкупа. 8
1.3 Объективная сторона преступления 9
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика видов взятки 11
2.1. Уголовно-правовая характеристика получения взятки. 11
2.2. Уголовно-правовая характеристика дачи взятки 15
Глава 3. Отличие коммерческого подкупа от взятки и иных видов подкупа 19
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.54 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика видов взятки

2.1. Уголовно-правовая  характеристика получения взятки.

 

Понятие взяточничество в уголовно - правовой литературе соотносится с обеими сторонами преступления - как дачей, так и приемом взятки. В данном исследовании будет рассмотрено  получение взятки, так как данная сторона преступления является наиболее опасной. Именно у получателей имеется  больше полномочий для изменения  социальных, деловых и правовых отношений  в обществе.

В первую очередь рассмотрим определения  понятий «взятка», «взяточничество», «получение взятки». Взяткой считается  то, что уже фактически взято, а  не обещано.

Взяточничество, будучи достаточно широко распространенным криминальным и негативным социальным явлением, пожалуй, наиболее емко воплощает  в себе все то, что характеризует  феномен коррупции.

Взяточничество - понятие комплексное, включающее два  аспекта, криминологический и уголовно - правовой. Каждый из них, взятый в отдельности  не может исчерпать содержание этого  понятия. При изучении уголовно - правового  аспекта взяточничества, основное внимание уделяется юридическому анализу  элементов конкретных составов преступлений, объединяемых этим понятием.

Получение взятки является корыстным преступлением  по службе, суть которого состоит в  получении должностным лицом  незаконного материального вознаграждения за его служебное поведение или  в связи с занимаемой должностью. При этом диспозиция ч. 1 ст. 290 УК РФ построена как описательная, с указанием наиболее важных признаков, характеризующих это преступление - это получение должностным лицом лично или через посредника выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.2

В большинстве случаев дача и получение взяток не обуславливались выполнением или невыполнением каких - либо конкретных действий, а давались как - бы «просто так», потому, что «так принято», «иначе не дадут работать».

Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и ст. 290 УК РФ, является совокупность общественных отношений, обеспечивающая нормальную деятельность органов государственной власти. Такой вывод можно сделать, основываясь  на названии раздела Х «Преступления  против государственной власти»  УК РФ. Государственная власть упомянута  и как возможный видовой объект посягательства, где к таковому отнесены также интересы государственной  службы и службы в органах местного самоуправления. Интересы государственной  и муниципальной службы заключаются, прежде всего, в чётком, полном и  своевременном выполнении задач  публичного управления, стоящих соответственно перед каждым государственным органом  и органом местного самоуправления.

Предмет является обязательным признаком данного  преступления. В российском уголовном  праве всегда отводилась большая  роль проблеме определения предмета. Данный признак состава преступления является исходным моментом при установлении объекта преступления и квалификации деяния.

Предметом взятки, Уголовным законом определяет:

  • деньги;
  • ценные бумаги;
  • имущество;
  • выгоды имущественного характера.

Что касается денег и вещей, здесь все очевидно. На практике наиболее частыми предметами взятки являются:

  • деньги выраженные как в российской, так и в иностранной валюте имеющие хождение;
  • ценные бумаги (государственные облигации, векселя, закладные, чеки, акции, депозитные и сберегательные сертификаты);
  • имущество (движимое и недвижимое).

В период перехода к новым рыночным отношениям выявились новые предметы взяточничества. Законодатели помимо того, что конкретизировал  предметы взятки, но и внес неизвестное  ранее понятие «выгоды имущественного характера». Данное понятие имеет  расширенное толкование, в связи с чем Пленум Верховного суда РФ в постановления от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» в пункте 9 разъяснил: «По смыслу закона предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами».

В качестве имущественной выгоды можно рассматривать  также, прощение долга, оплата долга  должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление в безвозмездное (или явно по заниженной стоимости) пользование какого - либо имущества, получение кредита на льготных условиях, и тому подобное.

Предметом взяточничества может быть и имущество, изъятое из свободного оборота или  ограниченное в таком обороте, но тогда виновные лица несут ответственность  и за незаконный оборот этих предметов. Так, дача и получение взятки в  виде драгоценных металлов, природных  драгоценных камней или жемчуга (за исключением ювелирных и бытовых  изделий и лома таких изделий) должны квалифицироваться не только как взяточничество. Здесь имеется  идеальная совокупность преступлений и для обоих субъектов взяточничества возникает ответственность еще  и по ст.191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценных  камней или жемчуга». Аналогично, дача и получение в виде взятки наркотических  средств либо оружия дополнительно  квалифицируется и по статьям  об ответственности за незаконный оборот этих предметов.

Таким образом, предметами взяточничества являются различные  имущественные ценности, блага, услуги, выгоды, но все они должны носить имущественный характер, предоставлять  получателю материальную выгоду, так  как получение взятки является корыстным  преступлением. Поэтому не образуют взяточничества случаи предоставления должностному лицу хоть и дефицитных товаров и услуг, но оплаченных им в полном объеме (возможность приобрести раритетную книгу или украшение, внеочередной ремонт квартиры и так  далее). Оказание должностному лицу услуг  нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, за совершение им по службе тех или  иных действий или за бездействие (например, дача устно или письменно благоприятного отзыва о его работе, положительная рекомендация, почетная грамота и тому подобное) не может рассматриваться как взяточничество.

«Не допускается  дарение, за исключением обычных  подарков, стоимость которых не превышает  трех тысяч рублей государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». Данную норму можно истолковать как некую легализацию взяток. Ст. 575 ГК устанавливает, что обычный подарок служащему в связи с исполнением служебных обязанностей исключает квалификацию этого действия как преступного.

Дарение является безвозмездным договором, а ст. 572 ГК предусматривает, что договором дарения не признается, если осуществляется встречная передача вещи или права. А взятка предполагает обязательное встречное предоставление.

Однако  ГК РФ предусматривает такие подарки, полученные должностными лицами, которые  могут и не носить совершения конкретных действий (бездействий). Например, представительские  подарки. В связи с юбилеем  коллектив организации может  сделать подарок руководителю учреждения. Представительские подарки (хотя они  и связаны с должностным положением) не следует рассматривать в качестве взяток в связи с тем, что они  делаются не за совершение действий (бездействия) по службе и не за общее покровительство  или попустительство.

Вышеуказанная норма ГК РФ лишь ограничила стоимость  подобных подарков до трех тысяч рублей, и только в случае получения подарка  государственным или муниципальным  служащим.

Следовательно, не исключается ответственность  за взяточничество даже при незначительном размере взятки. Это не означает, что взяточничество не может быть малозначительным в смысле ч. 2 ст. 14 «Понятие преступления» УК РФ.

Итак, только незаконное вознаграждение может быть рассмотрено в качестве предмета взятки, которое:

1) действует  в виде вознаграждения за совершенное  действие (бездействие) должностному  лицу, связанное с его служебным  положением;

2) должна  побудить к совершению такого  действия должностное лицо.

Объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является получение взятки должностным лицом лично или  через посредника. Получение взятки по конструкции объективной стороны  относится к так называемым формальным составам, не предусматривая в качестве обязательного своего признака наступление  общественно опасных последствий.3

2.2. Уголовно-правовая характеристика  дачи взятки

 

Взяточничество, так же как и другие преступления, поражает охраняемые уголовным законом  общественные отношения, причиняя неизгладимые последствия течению нормальной деятельности государственного аппарата и изменению отношения к государственной  и муниципальной власти. Указанные  последствия не входят в рамки  состава преступления, а, следовательно, не характеризуют его объективную  сторону. Неизбежность последствий  позволяет конструировать состав взяточничества как формальный. Что избавляет  от лишней работы представителей правоохранительных органов.

Толкование  закона позволяет определить четыре вида действий (бездействия), связанных  с использованием служебного положения, за которые дается взятка:

1) правомерные  действия (бездействие), которые входят  в служебные полномочия должностного  лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ);

2) правомерные  действия (бездействие), которые не  входят в служебные полномочия  должностного лица, если оно в  силу должностного положения  может способствовать таким действиям  (бездействию) (ч. 1 ст. 290 УК РФ);

3) неправомерные  действия (бездействия), которые должностное  лицо совершает, используя свое  должностное положение (ч. 2 ст. 290 УК РФ);

4) общее покровительство  или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК РФ).

Чаще  всего взятка дается за действия, которые  входят в служебные полномочия должностного лица.

Получение взятки может выразиться как в  действии, так и в бездействии, достаточно сложным по содержанию, которые включают в себя:

1) принятие  взятки должностным лицом как  волеизъявление;

2) принятие  взятки как получение имущественного  блага.

Принятие  взятки должностным лицом как  волеизъявление является основным содержанием  объективной стороны взяточничества. Указанная часть объективной  стороны может быть выполнена  только лично должностным лицом  -получение взятки. Получение взятки является активным или пассивным изъявлением согласия на получение благодарности за совершенное действие или бездействие, или в качестве подкупа за такое действие или бездействие, которое еще не совершено .

Принятие  взятки как получение имущественного блага может выразиться:

1) в завладении  предметом взяточничества в виде  денег, ценных бумаг, вещей;

2) в приобретении  имущественного права, например, на недвижимость или на именную  ценную бумагу;

3) в фактическом  пользовании предоставленными услугами  и иными имущественными выгодами, например, выполнение работ в  пользу взяткополучателя, не истребование  кредитором долга при наступлении  срока платежа;

4) в приобретении (оформлении) права, предоставляющего  имущественную выгоду (например, беспроцентного  кредита) или освобождении от  обязанностей (например, прощение долга).

Для того чтобы считать объективную сторону  получения взятки выполненной требуется  исполнение обоих элементов, это  принятие взятки - волеизъявления, и  принятие взятки - получение имущественного блага. При не получении имущественного блага преступление будет считаться неоконченным. При отсутствии первого элемента уголовная ответственность вовсе исключается.

Уголовно - правовая теория и практика признают, что получение взятки будет окончено с момента принятия хотя бы части  взятки, если вознаграждение передавалось по частям. Этот момент сравнительно не трудно определить, если предметом  взятки являются деньги, какое - либо движимое имущество и передаются они из рук в руки, что бывает далеко не всегда. Момент окончания получения  взятки должен определяться по моменту  осознания должностным лицом  факта передачи в его распоряжение вещей или денег и одобрения  этого факта.

Значительно сложнее решить данную проблему, когда  предметом взятки являются различные  выгоды имущественного характера. Имея ввиду многообразие предметов взятки в виде выгод имущественного характера, пожалуй, невозможно вывести общую теоретическую формулу момента принятия должностным лицом взятки в этих случаях. Если взятка предоставляется в виде соответствующей услуги, преступление считается оконченным с момента начала пользования этой услугой. Но так или иначе должен быть установлен, конкретизирован факт не только предоставления, но и принятия должностным лицом подобной выгоды имущественного характера.

Законодатель  в уголовном законе указал на то, что принятие взятки может быть выполнено  не только лично должностным лицом, но и иным лицом (посредником), действующим  от имени должностного лица и в  его интересах. Посредником получения  взятки считается пособник взяткополучателя, которому доверено получение конкретной взятки или систематическое получение  взяток. Необходимо установить в таких  случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную  выгоду как взятку за совершение деяния, для которого использовалось служебное  положение в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель.

Информация о работе Коммерческий подкуп и его отличие от дачи и получения взятки