Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа
Актуальность темы свидетельствует о том, что в нынешней России коррупция превратилась в опасное общественной явление, она является причиной разложения государственного аппарата, нестабильности основ его нормального функционирования, дискредитирует государственные институты в глазах населения, существенно нарушает экономическую деятельность, приводит к подрыву правил хозяйственного оборота, к искусственному банкротству хозяйствующих субъектов.
Введение 3
Глава 1. Понятие и уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа 5
1.1 Объект преступления 7
1.2 Предмет коммерческого подкупа. 8
1.3 Объективная сторона преступления 9
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика видов взятки 11
2.1. Уголовно-правовая характеристика получения взятки. 11
2.2. Уголовно-правовая характеристика дачи взятки 15
Глава 3. Отличие коммерческого подкупа от взятки и иных видов подкупа 19
Заключение 22
Список литературы 23
Понятие взяточничество в уголовно - правовой литературе соотносится с обеими сторонами преступления - как дачей, так и приемом взятки. В данном исследовании будет рассмотрено получение взятки, так как данная сторона преступления является наиболее опасной. Именно у получателей имеется больше полномочий для изменения социальных, деловых и правовых отношений в обществе.
В первую очередь рассмотрим определения понятий «взятка», «взяточничество», «получение взятки». Взяткой считается то, что уже фактически взято, а не обещано.
Взяточничество, будучи достаточно широко распространенным криминальным и негативным социальным явлением, пожалуй, наиболее емко воплощает в себе все то, что характеризует феномен коррупции.
Взяточничество - понятие комплексное, включающее два аспекта, криминологический и уголовно - правовой. Каждый из них, взятый в отдельности не может исчерпать содержание этого понятия. При изучении уголовно - правового аспекта взяточничества, основное внимание уделяется юридическому анализу элементов конкретных составов преступлений, объединяемых этим понятием.
Получение
взятки является корыстным преступлением
по службе, суть которого состоит в
получении должностным лицом
незаконного материального
В большинстве случаев дача и получение взяток не обуславливались выполнением или невыполнением каких - либо конкретных действий, а давались как - бы «просто так», потому, что «так принято», «иначе не дадут работать».
Родовым
объектом целой группы преступлений,
в которую входит и ст. 290 УК РФ,
является совокупность общественных отношений,
обеспечивающая нормальную деятельность
органов государственной
Предмет является обязательным признаком данного преступления. В российском уголовном праве всегда отводилась большая роль проблеме определения предмета. Данный признак состава преступления является исходным моментом при установлении объекта преступления и квалификации деяния.
Предметом взятки, Уголовным законом определяет:
Что касается денег и вещей, здесь все очевидно. На практике наиболее частыми предметами взятки являются:
В период
перехода к новым рыночным отношениям
выявились новые предметы взяточничества.
Законодатели помимо того, что конкретизировал
предметы взятки, но и внес неизвестное
ранее понятие «выгоды
В качестве имущественной выгоды можно рассматривать также, прощение долга, оплата долга должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление в безвозмездное (или явно по заниженной стоимости) пользование какого - либо имущества, получение кредита на льготных условиях, и тому подобное.
Предметом
взяточничества может быть и имущество,
изъятое из свободного оборота или
ограниченное в таком обороте, но
тогда виновные лица несут ответственность
и за незаконный оборот этих предметов.
Так, дача и получение взятки в
виде драгоценных металлов, природных
драгоценных камней или жемчуга
(за исключением ювелирных и
Таким образом, предметами взяточничества являются различные имущественные ценности, блага, услуги, выгоды, но все они должны носить имущественный характер, предоставлять получателю материальную выгоду, так как получение взятки является корыстным преступлением. Поэтому не образуют взяточничества случаи предоставления должностному лицу хоть и дефицитных товаров и услуг, но оплаченных им в полном объеме (возможность приобрести раритетную книгу или украшение, внеочередной ремонт квартиры и так далее). Оказание должностному лицу услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, за совершение им по службе тех или иных действий или за бездействие (например, дача устно или письменно благоприятного отзыва о его работе, положительная рекомендация, почетная грамота и тому подобное) не может рассматриваться как взяточничество.
«Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». Данную норму можно истолковать как некую легализацию взяток. Ст. 575 ГК устанавливает, что обычный подарок служащему в связи с исполнением служебных обязанностей исключает квалификацию этого действия как преступного.
Дарение является безвозмездным договором, а ст. 572 ГК предусматривает, что договором дарения не признается, если осуществляется встречная передача вещи или права. А взятка предполагает обязательное встречное предоставление.
Однако
ГК РФ предусматривает такие подарки,
полученные должностными лицами, которые
могут и не носить совершения конкретных
действий (бездействий). Например, представительские
подарки. В связи с юбилеем
коллектив организации может
сделать подарок руководителю учреждения.
Представительские подарки (хотя они
и связаны с должностным
Вышеуказанная
норма ГК РФ лишь ограничила стоимость
подобных подарков до трех тысяч рублей,
и только в случае получения подарка
государственным или
Следовательно, не исключается ответственность за взяточничество даже при незначительном размере взятки. Это не означает, что взяточничество не может быть малозначительным в смысле ч. 2 ст. 14 «Понятие преступления» УК РФ.
Итак, только незаконное вознаграждение может быть рассмотрено в качестве предмета взятки, которое:
1) действует
в виде вознаграждения за
2) должна побудить к совершению такого действия должностное лицо.
Объективной
стороной преступления, предусмотренного
ст. 290 УК РФ, является получение взятки
должностным лицом лично или
через посредника. Получение взятки
по конструкции объективной
Взяточничество,
так же как и другие преступления,
поражает охраняемые уголовным законом
общественные отношения, причиняя неизгладимые
последствия течению нормальной
деятельности государственного аппарата
и изменению отношения к
Толкование закона позволяет определить четыре вида действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения, за которые дается взятка:
1) правомерные
действия (бездействие), которые входят
в служебные полномочия
2) правомерные
действия (бездействие), которые не
входят в служебные полномочия
должностного лица, если оно в
силу должностного положения
может способствовать таким
3) неправомерные
действия (бездействия), которые должностное
лицо совершает, используя
4) общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК РФ).
Чаще всего взятка дается за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица.
Получение взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно сложным по содержанию, которые включают в себя:
1) принятие взятки должностным лицом как волеизъявление;
2) принятие
взятки как получение
Принятие
взятки должностным лицом как
волеизъявление является основным содержанием
объективной стороны
Принятие взятки как получение имущественного блага может выразиться:
1) в завладении
предметом взяточничества в
2) в приобретении
имущественного права,
3) в фактическом
пользовании предоставленными
4) в приобретении (оформлении) права, предоставляющего имущественную выгоду (например, беспроцентного кредита) или освобождении от обязанностей (например, прощение долга).
Для того
чтобы считать объективную
Уголовно - правовая теория и практика признают, что получение взятки будет окончено с момента принятия хотя бы части взятки, если вознаграждение передавалось по частям. Этот момент сравнительно не трудно определить, если предметом взятки являются деньги, какое - либо движимое имущество и передаются они из рук в руки, что бывает далеко не всегда. Момент окончания получения взятки должен определяться по моменту осознания должностным лицом факта передачи в его распоряжение вещей или денег и одобрения этого факта.
Значительно сложнее решить данную проблему, когда предметом взятки являются различные выгоды имущественного характера. Имея ввиду многообразие предметов взятки в виде выгод имущественного характера, пожалуй, невозможно вывести общую теоретическую формулу момента принятия должностным лицом взятки в этих случаях. Если взятка предоставляется в виде соответствующей услуги, преступление считается оконченным с момента начала пользования этой услугой. Но так или иначе должен быть установлен, конкретизирован факт не только предоставления, но и принятия должностным лицом подобной выгоды имущественного характера.
Законодатель в уголовном законе указал на то, что принятие взятки может быть выполнено не только лично должностным лицом, но и иным лицом (посредником), действующим от имени должностного лица и в его интересах. Посредником получения взятки считается пособник взяткополучателя, которому доверено получение конкретной взятки или систематическое получение взяток. Необходимо установить в таких случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния, для которого использовалось служебное положение в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель.
Информация о работе Коммерческий подкуп и его отличие от дачи и получения взятки