Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель работы – раскрыть место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина, для этого рассмотрим:
- институт прокуратуры в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Введение
1. Институт прокуратуры в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
1.1 Направления защиты Прокуратурой РФ прав и свобод человека и гражданина
1.2 Формы взаимодействия Прокуратуры РФ с другими государственными органами по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина
2. Совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список использованной литературы
Предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ст.26 Закона).
При осуществлении возложенных на него функций прокурор реализует следующие полномочия: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона.4
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав
и свобод человека и гражданина,
защищаемых в порядке гражданского
судопроизводства, когда пострадавший
по состоянию здоровья, возрасту или
иным причинам не может лично отстаивать
в суде или арбитражном суде свои
права и свободы или когда
нарушены права и свободы значительного
числа граждан либо в силу иных
обстоятельств нарушение
В соответствии со ст. 28 Закона прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, установленные ст.ст. 23 и 24 Закона.
Особенностью этой отрасли
надзора является ее органичная связь
с надзором за исполнением законов
и совпадение задач при осуществлении
надзора за соблюдением прав и
свобод человека и гражданина с задачами
таких отраслей прокурорского надзора
как надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
По сути, две обозначенные выше отрасли и образуют так называемый общий надзор, поскольку остальные отрасли, речь о которых пойдет ниже, образуют сферу специального прокурорского надзора.
Вместе с тем, определяя общую для всех прокурорских формирований стратегическую задачу – укрепление правовых основ государственности, следует отметить «объективный процесс, происходящий в недрах органов прокуратуры – переход от «широкозахватного» общего надзора к конкретной работе по направлениям, наиболее значимым для общества и государства».
Защита прав и свобод человека
и гражданина осуществляется в ходе
деятельности органов и учреждений
российской прокуратуры. При этом следует
учесть, что "деятельность" – это
"занятия, труд". Именно от прокуратуры
в значительной мере зависит наполнение
реальным содержанием положений
ст. 2 Конституции РФ о признании
человека, его прав и свобод высшей
ценностью. Деятельность прокуроров строится
на основе принципа непосредственного
действия прав и свобод, предопределяющего
необходимость обеспечения
Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными
органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управлений и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
надзор за исполнением
законов администрациями
надзор за исполнением законов судебными приставами;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Фундаментальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделение, вовсе не исключают возможность существования иных функционально самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью демократического контроля и «сдерживания» любой из, основных ветвей власти.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью.6
Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.
Действенным способом защиты
прав и свобод является обращение
за их судебной защитой. Все действия
и решения органов
2. Совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина
надзор прокуратура защита свобода
Прокуратура Российской Федерации в отличие от других государственных органов наделена специальными полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными государственными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В связи с этим представляется важным оценить эффективность таких полномочий прокурорского надзора в защите прав и законных интересов граждан.7
Далеко не во всех правоотношениях прокуратура наделена полномочиями самостоятельно устранять нарушения конституционных прав и свобод граждан – она лишь ставит перед соответствующими органами или судом вопросы об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий, о наказании виновных лиц. Однако, как справедливо замечено, и здесь «есть возможности комплексно подходить к устранению нарушений закона, прав и свобод граждан, причин нарушений и способствующих этому условий, ставить эти вопросы как перед органом, нарушившим закон, так и перед его вышестоящим звеном либо непосредственно перед судом, требовать от органов власти и самоуправления принятия мер по обеспечению законности и правопорядка в масштабах всей подведомственной территории, предъявлять в суд иски о восстановлении нарушенных прав, возмещении ущерба, что свидетельствует об универсальности прокурорских полномочий».
По истечении почти 20 лет
со дня принятия Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации»
практическая деятельность прокуратуры
и теория прокурорского надзора
высветили те стороны процесса, которые
более всего нуждаются в
В настоящее время одна часть научной общественности, а также политические деятели, депутаты Государственной Думы выступают за резкое сужение сферы действия органов прокуратуры, изъятие у нее ряда полномочий, недопустимость государственного вмешательства в частные дела. По их мнению, в конституционном устройстве системы разделения властей прокуратура должна представлять один из инструментов судебной власти, подчиненный этой власти и контролируемый ею.
Информация о работе Место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина